Смекни!
smekni.com

Независимость суда 10 Вопросы скорого и справедливого суда 14 (стр. 14 из 18)

Вообще, бизнесмены, которые сталкивались с судебным процессом, жалуются на волокиту, грубость и отсутствие индивидуального подхода в судебной системе. Предпринимательское сообщество считает это неотъемлемой частью российских судов. Законы написаны так, что разобраться в них достаточно сложно, а граждане не способны. В гражданских делах 99% дел может решать, в принципе, робот. Судья выглядит исключительно роботом, а никак не человеком, который пытается вникнуть в суть проблемы. Ничего он не понимает, он выполняет некий набор стандартных процедур, - сетует бизнесмен.

Суды присяжных: за и против

Вопрос об эффективности судов присяжных вызвал у участников исследования серьезные расхождения. Часть экспертов, в том числе представители судейского сообщества, твердо убеждены, что суды присяжных не способны выносить справедливые приговоры, потому что они слишком эмоциональны. Я считаю, что правосудие должны осуществлять профессиональные судьи, а присяжные могут мыслить только в рамках каких-то стереотипов, - убежден судья. По наблюдениям судей, присяжные, будучи привлеченными к судопроизводству, как правило, не пропускают происходящее через себя, не вникают в суть дела, не стремятся докопаться до истины, а хотят по возможности прийти к единогласному решению, чтобы «поскорее закончить». Эксперты понимают позицию присяжных. С учетом тотального недоверия к судебной системе граждане не хотят участвовать и проявлять гражданскую активность в контексте этой системы.

Эксперты также считают, что на присяжных зачастую оказывается давление, и в том числе и поэтому суды присяжных не могут сбалансировать судебный произвол. В качестве примера эксперты приводили убийство таджикской девятилетней девочки в СПб, выражая несогласие с решением присяжных по этому делу (по мнению других специалистов, присяжные вынесли вердикт, исходя из материалов недостаточно качественно проведенного следствия, не установившего вину конкретных подсудимых). Эксперты исходят из убеждения, что в резонансных делах суд определенно дает понять присяжным, что будет правильно или неправильно с точки зрения будущего решения (система защиты присяжных у нас не работает; на них точно также оказывается давление сверху и давление со стороны внешней).

Все перечисленные наблюдения и умозаключения приводят эту часть экспертов к мысли о том, что, возможно, суды присяжных будут востребованы в перспективе, но сейчас присяжные – даже будучи тщательно отобранными и проверенными – не могут осуществлять правосудие в силу низкого уровня своего духовного и культурного развития. Другие эксперты (представители адвокатского сообщества, правозащитники и представители СМИ) утверждают, что суд присяжных – наиболее эффективная форма судопроизводства. Они подтверждают свои слова следующими тезисами:

· Суды присяжных наиболее эффективно защищают права и свободы граждан от незаконного и необоснованного обвинения.

· Работа судов присяжных вскрыла серьезные пороки предварительного расследования, выявила многочисленные процессуальные нарушения следователей и прокуроров.

· Суд присяжных – это один из форматов, который позволяет сделать суд, судебную аргументацию понятным для населения по критериям справедливости.

· Суд присяжных – это один из важнейших инструментов гармонично работающей судебной системы.

· Суд рассматривает все формально. А присяжные гораздо более требовательны к фактам, которые предъявляет следствие.

· Приговоры судов присяжных – более справедливые приговоры.

· Суд присяжных – это элемент человечности судебной системы.

· Судьи переживают профессиональную деформацию: у профессионального судьи никогда не осуществляется в полном объеме презумпция невиновности – это следствие многолетней работы в качестве судьи.

· Суд присяжных – это реальная состязательность процесса

По мнению этих участников исследования, общество абсолютно готово к суду присяжных. Представитель общественности вспоминает: Суды присяжных были в Российской Империи, где присяжными были крестьяне, которые не то, что образования не имели, читать и писать не умели! Но, по мнению большинства крупных исследователей, тогда был «золотой век» состязательной процедуры в уголовном процессе. Российское общество, как говорят эксперты, может быть не готово ко многому: к рыночной экономике, девальвации рубля, кризису и т.д. Для того, чтобы общество было готово, надо проводить правовую пропаганду. Если государство не будет этим заниматься, то общество ни к чему не будет готово. Это задача государства, чтобы общество было готово к тем или иным институтам, - уверен правозащитник.

Значительная часть опрошенных считает, что суды присяжных являются одной из немногочисленных возможностей для обвиняемого смягчить себе приговор. Считается, что присяжные не заинтересованы в обвинительном уклоне дела, поэтому оправдательных приговоров выносят на порядки больше, чем сами судьи. В судах присяжных эта категория экспертов видит людей с незамыленным взглядом и незамыленной душой, в то время как судьи воспринимаются ими профессионалами, которые в значительной степени утратили чувства, оставив в активе только мышление и привычку. Таким образом, респонденты выступают за то, чтобы оставить эту форму судопроизводства и ориентироваться не на ее эффективность, а на ее наличие как демократическую ценность. Тот факт, что в состав присяжных заседателей неохотно идут сами граждане говорит о недостаточной правовой и гражданской зрелости россиян. Чтобы отобрать 20 человек присяжных, необходимо разослать несколько тысяч приглашений. Эксперты полагают, что важно убедить граждан, что у них есть права и надо научить их отстаивать.

Большинство экспертов отрицательно относятся к вопросу сужения компетенции судов присяжных. Особенный негатив вызвал подписанный недавно президентом закон об исключении из юрисдикции суда присяжных обвинений в так называемых преступлениях против государства. В их число входят обвинения в терроризме, шпионаже, в государственной измене и еще ряде преступлений, в том числе и в организации массовых беспорядков – всего 9 статей Уголовного кодекса. Все эти преступления имеют родственную черту – они подследствены ФСБ, - констатирует представитель правозащитной организации. В то же время критики суда присяжных воспринимают сужение их компетенции судов присяжных с большим пониманием: по их мнению, в сохранении полномочий судов присяжных не заинтересовано ни государственные органы, ни (по большому счету) сами присяжные.

Вопрос о сравнении присяжных и арбитражных заседателей, юристы сочли не совсем корректным, т.к., по их словам, у них разные функции и задачи. Арбитражные заседатели не решают вопрос «виновен или не виновен», а присяжные заседатели решают, но в то же время им не нужны правовые знания, - поясняет один из юристов.

Ювенальная юстиция

Исследование показало: многие эксперты считают, что создание ювенальной юстиции в России было бы целесообразным и могло быть снять нагрузку с судов общей юрисдикции. За это ратуют представители СМИ и гражданского общества, адвокаты. Они мотивируют это тем, что в делах несовершеннолетних существует своя специфика: часто необходимо действовать не с точки зрения сурового языка закона, а больше разговаривать, приглашать представителей органов опеки и попечительства. В данных делах важно исследовать психологическую карту личности человека, поэтому необходим отдельный суд с узкоспециализированными судьями. Процедура в общих судах не соответствует психофизиологическим возможностям несовершеннолетнего правильно отреагировать на то, что с ним происходит. Должны гораздо больше проявляться педагогические методы по отношению к несовершеннолетним, на фоне судебного процесса необходимо применение таких методов, как примирительные процедуры, - убежден представитель адвокатского сообщества. Эта группа респондентов полагает, что в целом постепенное создание специальных судов является одним из направлений совершенствования качества судейства.

Представители гражданского общества, чья деятельность связана с работой с детьми, считает, что в рамках этой юстиции защите прав и интересов ребенка должен быть обеспечен комплексный подход. В частности, сторонники этой идеи настаивают на дифференциации форм наказания, применимых к подростку, а также на создании дополнительных воспитательно-исправительных учреждений, где дети могли бы осознать и скорректировать свою картинку мира, а не укрепиться (как это зачастую происходит сейчас) в своих асоциальных установках.

Однако среди действующих судей преобладает мнение, что специально выделять суд для рассмотрения дел детей и подростков совершенно нецелесообразно. Они не видят в этом особой необходимости, т.к. часто в судах работает специальный судья, который рассматривает подобные дела, и количество этих дел, по словам судей, не так велико. Помимо этого, создание отдельного суда понесет за собой огромные финансовые затраты. Один из судей районного суда говорит следующее: Во-первых, у нас не хватает судей для уже созданных судов. <…> Если мы создадим везде еще ювенальные суды: 83 областных, около 35 тысяч районных. В каждом районном суде должно быть по 3-4 судьи, в каждом областном по 6-7 (в силу закона о статусе судей). То есть, нам потребуется дополнительно около 120 тысяч судей сверх того, что мы имеем сегодня. При том, что сегодня мы имеем некомплект в несколько десятков тысяч судей!