Смекни!
smekni.com

Независимость суда 10 Вопросы скорого и справедливого суда 14 (стр. 9 из 18)

- Загруженность мировых судей оценивается по-разному. Часть экспертов считает, что она выше, чем у федеральных, часть придерживается противоположной точки зрения. И те, и другие оценивают загруженность судей (как федеральных, так и мировых) как недопустимо высокую.

- Тот факт, что съезд судей в декабре предложил перевести на федеральный уровень значительное количество уголовных дел и дел об административных правонарушениях, оценивается по-разному: мировые судьи довольны, а федеральные – нет. Вопрос о передачи части дел в районные суды сами судьи районных судов воспринимают очень болезненно: перекидывают туда-сюда подсудность, потому что они там не справляются! Зачем их тогда создали? В этом случае эксперты предлагают либо увеличить число мировых судов, либо решать дела и вне рамок судебной системы: с помощью третейских судей, медиаторов и т.д. В то же время часть судейского сообщества полагает, что у мировых судей необходимо забрать как уголовные дела, так и дела, связанные с брачно-семейными отношениями (но не административные), ввиду того, что в этих вопросах нужна особая квалификация.

- Районные судьи полагают, что мировая юстиция – хорошее подспорье для них. Они занимаются мелкими административными и гражданскими делами и тем самым немного разгружают районные суды.

- Упрощение формы и процедуры судопроизводства (в том числе и по уголовным делам) видится судьям палкой о двух концах, поскольку, с одной стороны, это снижает временные затраты, а с другой стороны, снижает качества судопроизводства. Кроме того, эксперты считают, что система судопроизводства в мировых судах и так достаточно упрощена.

В целом зависимость мировых судей от исполнительной власти оценивается значительно выше, чем судей федеральных, в связи с тем, что «федералы» финансируются из федерального бюджета, а мировые судьи – за счет субъектов федерации. Соответственно, принято считать, что мировые судьи более сговорчивы, поскольку именно от местной власти во многом зависит уровень оснащенности их кабинетов и уровень их финансового благополучия. Высказывалось мнение, что хотя объективно статус федерального судьи несравнимо выше статуса мирового судьи, значительная часть мировых судей не стремятся переходить в число федеральных.

Расширение компетенции арбитражных судов

Инициативу президента о расширении специальной компетенции арбитражных судов московские респонденты сочли вполне целесообразной. Расширение компетенции – это объективная тенденция, которая существует во всем мире. Если вы создали суд, то знайте, что он будет захватывать все новые сферы, - говорит участник исследования. Многие эксперты отметили, что у арбитражных судей более высокая квалификация, чем у судей общей юрисдикции, и загруженность не такая высокая. В Арбитражных судах все работает четче, все происходит быстрее: там хорошо организован документооборот, рассылка решений, там всегда соблюдаются сроки, открытость, - уверен респондент. Поэтому им вполне по силам расширение их компетенции. Главное, чтобы и в арбитраже не была создана перегруженность делами. Эксперты выражают озабоченность возрастающей нагрузкой на арбитраж и сомнительной возможностью привлечения под эти задачи квалифицированный персонал. По их мнению, увеличение нагрузки должно сопровождаться усилением ресурсов арбитража, которое позволит не снижать качество рассмотрения дел.

Из региональных экспертов мало кто знает, в чьем ведении в настоящий момент находятся споры, вытекающие из налоговых и таможенных правоотношений, финансового рынка, инвестиционной, антимонопольной деятельности. Поэтому хотя бы предположительно спрогнозировать динамику решения этих споров в связи с их передачей в компетенцию арбитражного суда экспертам оказывается затруднительно.

С другой стороны, логика подсказывает экспертам, что все упомянутые споры явно ближе к компетенции арбитражных судов, чем к компетенции судов общей юрисдикции; кроме того, в этом решении экспертам видится расширение правового поля (Ребята, вы не стреляйте друг в друга, не посылайте людей в масках, чтобы маски-шоу и все такое прочее, а идите и решайте свои проблемы в судах, потому что вроде бы такая возможность есть. Это правильно). Соответственно, в силу этих соображений региональные эксперты поддерживают предложение Президента о передаче дополнительных полномочий в арбитраж.

Вопрос о расширении компетенции арбитражных судов встречает позитивную реакцию экспертов, причем как юристов (исходящих из знания ситуации), так и «непрофессионалов», апеллирующих к здравому смыслу.

Досудебное разрешение споров

По мнению московских участников исследования, наличие системы досудебного решения споров в сфере экономических отношений – хороший способ разгрузки судов. Они считают, что в России сейчас эта система функционирует недостаточно эффективно, в то время как на Западе 80% дел, по словам экспертов, решается в досудебном порядке. Применение этой системе респонденты видят в сфере гражданских и административных дел, но никак не уголовных. Судейское сообщество полагает, что такая система была бы очень эффективна в делах, касающихся личных отношений граждан, когда дело идет, например, о разделе имущества супругов.

Ввиду большой загруженности судов, нужно ввести систему альтернативных механизмов разрешения малозначительных конфликтов без участия судов. Такая практика применяется во всем мире, и она очень эффективна, - говорит участник исследования. Как считает часть экспертов, третейские суды, которые сейчас в России используются только при торгово-промышленных палатах, могли бы в значительной степени разгрузить суды, снизить расходы на обеспечение судебных процедур и научить граждан обходиться без вмешательства государства.

Московские участники исследования полагают, что необходимо законодательно расширить и закрепить круг преступлений, по которым возможно досудебное примирение. В связи с этим респонденты считают очень важным повышать правовую грамотность граждан. Судьи свидетельствуют, что граждане приходят в суд совершенно неподготовленными, а набирающие популярность судебные ТВ-шоу не всегда отражают действительность.

По мнению региональных экспертов, в настоящий момент система досудебного разрешения споров действует вполне эффективно. Общее мнение сводится к тому, что в силу неэффективности судопроизводства гораздо проще и результативнее истцу и ответчику договориться между собой, не вовлекая в этот конфликт судебные органы.

В качестве профессиональных посредников между бизнесом и судом, со слов экспертов, можно рассматривать и такие общественные организации как Торгово-промышленную палату, Российский союз промышленников и предпринимателей или отраслевые ассоциации.

Иными словами, граждане и так заинтересованы в том, чтобы не доводить дело до суда. По этой причине региональные эксперты склонны думать, что каких либо специальных действий, направленных на популяризацию досудебных и примирительных процедур, предпринимать, наверное, не следует. Если истец и ответчик заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта, то они найдут способ договориться, а если они хотят судиться, то никакие законодательные или подзаконные акты, направленные на популяризацию досудебного разрешения конфликтов, не смогут сбить их с выбранного пути.

Кроме того, административные или гражданские дела, на которые может быть распространена практика примирительных процедур, по сути своей подразумевают, что истец и ответчик, очевидно, уже пытались найти общий язык, прежде чем обращаться в суд, то есть, специально прописывать процедуру примирения для этой категории исков нет смысла.

Конечно, и региональным экспертам близка идея «разгрузить» судебную систему. Вместе с тем, распространение системы досудебного разрешения споров не кажется им адекватным инструментом для достижения этой цели. Кроме того, они не могут себе представить, кто мог бы стимулировать укоренение практики досудебных процедур. Судьи этим заниматься не будут в силу нехватки времени, адвокаты и юристы этим не озабочены, будучи финансово мотивированными в том, чтобы рассмотрение дела состоялось. В то же время государство пока не предпринимает никаких усилий для улучшения коммуникаций между государственными структурами и простыми людьми (у нас масса органов власти наделена различными полномочиями, но они не работают, эти полномочия; они все время пытаются граждан направить в суд).

Отношение экспертов к перспективам досудебного разрешения споров основано на консенсусном понимании необходимости «разгрузки» судебной системы. В то же время возникает вопрос о том, кто даст импульс для развития этого процесса. Представляется, что это проблема политической воли государства, которое должно выступить в качестве активного актора в решении этого вопроса.

Кадровые и материальные вопросы

Уровень квалификации судей

Определить, соответствует ли уровень образования и квалификации российских судей современным задачам, стоящим перед российской судебной системой, столичным экспертам оказалось затруднительно. Исследование показало, что важно сначала определить, о какой категории судей идет речь: о мировых или федеральных.

Например, судьи районных судов полагают, что в целом уровень образования судей вполне приемлемый. Однако существует огромное несоответствие судейской нагрузки и получаемой зарплаты. По словам участников исследования, в суде сейчас работают одни энтузиасты, люди с активной гражданской позицией. Важный момент, на который обращают внимание представители судейского сообщества, состоит в том, что по их словам судьей должен становиться человек, обязательно имеющий опыт работы в судебной системе ввиду огромной специфики этой работы: приходит человек с улицы и становится судьей. Да, он сдал квалификационные экзамены на «пять». Да, он положительно характеризуется по работе. Да, у него есть необходимый опыт и стаж работы, но он не знает работы суда вообще! А она тут довольно специфическая.