Смекни!
smekni.com

М. П. Илюшенко История делопроизводства в дореволюционной России (стр. 2 из 17)

Обмен оригиналами и копиями договоров, порядок подписания гра­мот (византийским императором и русскими послами), процедура их клятвенного утверждения, сами тексты договоров со стройной системой конкретных статей с юридическими и торговыми вопросами свидетельст­вуют о том, что Русь имела большой опыт по выработке письменных межгосударственных соглашений. Все это дает основание предположить наличие организованной делопроизводственной службы.

Очевидно, существовал штат писцов. В договоре 911г. назван писец: "Ивановым написанием...". Упоминание писца встречается в частных и церковных актах.

Вырабатывается ритуал удостоверения документа. Мир был записан на "двою харатью", т.е. на две грамоты. Грамота 911 г. от греческой сто­роны скреплена собственноручной подписью императора ("своею ру­кой") и христианским обрядом ("честным крестом"). О подписи импера­тора есть указание и в грамоте 944 г. Грамоты 911 и 944 гг. не подписаны русской стороной. Русские экземпляры удостоверены клятвою послов: "Мы же кляхомся ко царю вашему... по закону и по покону языка наше­го" . Грамота Святослава 971 г. скреплена печатями послов. Практика удостоверения экземпляра, идущего от имени другой стороны, именно печатями послов известна в Византии с давнего времени.

Внутренняя жизнь государства" также требовала определенных фик­сированных установлений. Сбор дани (полюдье) был не простым беспо­рядочным разъездом, а хорошо налаженным государственным делом. Местные князья, сами жившие за счет своих племен, содействовали сбо­ру полюдья великим князем. При княгине Ольге устанавливается более определенная фиксация повинностей и их норм в "уставах", "уроках", "оброках" и "данях", под которыми понимались судебные пошлины и поборы.

О распространении документирования определенных действий имеются сведения в договоре 911 г., статья 13 которого говорит о том, что право наследования осуществляется не только по обычаю, но и по завещанию, т.е. завещательному распоряжению. Статья 15 договора 911 г. и статья 6 договора 944 г. отличают письменный закон (покон, устав) от устного обычая.

Появление в конце X в. летописи как исторического сочинения, опи­саний путешествий, евангельских текстов, полемических трактатов и юридических кодексов также свидетельствует о высокой степени доку­ментирования.

На протяжении XI в. создается первый вариант русского феодального права — Русская Правда — постановления уголовного и процессуально­го права. Она складывалась на основе древних славянских обычаев. Древнейшая Правда — Правда Ярослава (30-е гг. XI в.) — первый пись­менный сборник русских законов, определивший единую систему нака­заний за преступления, возможным прототипом своим имел "уставы" и относился к XI—XII вв. Они представляют собой частные письма новгородцев и свидетельствуют о том, что "письменность в этот период использовалась и как средство записи, и как средство обмена корреспонденцией (перепи­ска)"1.

1.2. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Период, когда Киевская Русь распалась на полтора десятка самостоя­тельных княжеств, — период феодальной раздробленности (XII—конец XV в.). Феодальные княжества были вполне сложившимися государства­ми. Их князья имели титул "великий", обладали всеми правами суве­ренных государей: они "думали с боярами о строе земельном и о ратех", т.е. распоряжались внутренними делами, имели право "войны и мира", издавали свои уставные грамоты. При дворе каждого князя велась лето­пись.

Местные особенности политического строя проявились в том, что в одних землях укреплялась княжеская власть, подчинившая себе мест­ную знать, в других (Новгородская и Псковская земли) она утратила роль главы государства, уступив место высшему республиканскому орга­ну управления — городскому вечевому собранию.

. Аппарат управления в княжествах состоял из дворцовой и вотчинной администрации. Во главе первой стоял дворецкий, отдельными отрасля­ми княжеского хозяйства ("путями") управляли "путные бояре" — стольники, сокольничие, конюшие, ловчие. Государственная террито­рия, не входившая в состав дворцового управления, составляла "черные" волости и города, куда посылались наместники и волостели, назначае­мые из бояр и "вольных слуг". Они получали города и волости в "корм­ление", т.е. с правом собирать в свою пользу "кормы" — поборы с насе­ления, судебные и торговые пошлины.

Совещательным органом при князе оставался совет — Боярская дума. В ее состав входили бояре — знатные богатые землевладельцы, предста­вители местной высшей церковной иерархии и должностные лица из сис­темы дворцового управления.

В XII—XIII вв. большую роль в управлении играли общерусские и зе­мельные съезды князей и их вассалов, на которых рассматривались воп­росы межкняжеских отношений, проведения совместных мероприятий.

К XIV !!. практику проведения съездов заменили междукняжеские дого­воры — двусторонние соглашения (докончания) великого князя со своим вассалом.

Важнейшие правовые нормы, возникшие в Киеве, — Русская Правда и княжеские церковные уставы великих князей Владимира и Ярослава—

признавались действующими и в других землях. В них вносились из­менения лишь для лучшего приспособления к новым обшественно-политическим отношениям. Так, были дополнены и переделаны церковные уставы Владимира I и Ярослава Мудрого, в содержании которых законо­дательный момент стал преобладать над договорным. В XII в. возникают местные церковные уставы смоленского князя Ростислава и новгородско­го князя Святослава. Основание спископии сопровождалось изданием уставной грамоты, определявшей взаимоотношения между светской и духовной властью, а также размер феодальных поборов.

Документирование различных сторон общественной жизни нового периода проявилось в создании большого количества документов по воп­росам внутреннего управления и внешней политики.

К XIV в. верховная власть осуществляла управление путем указных грамот, в которых давались распоряжения князя своим правителям на местах. Актами местного самоуправления были: кормленые грамоты (о передаче княжеским слугам той или иной территории "в кормление"), доходные списки, определявшие круг и характер сборов, уставные гра­моты, определявшие порядок местного управления в "черных" волостях (регламентация повинностей и полномочий наместников).

Политические взаимоотношения между отдельными "великими" князьями оформлялись договорами, в которых устанавливались границы княжеств, порядок решения государственных споров, условия выдачи (чтлых крестьян и холопов. Главное в договоре — условия неприкосно­венности владений: "Тобе знати своя отчина, а мене знати своя отчи­на"2.

Иным было содержание договоров, которые заключали Новгородское и Псковское вече со своими князьями. В них очерчивались границы кня­жеской власти: князь по своей инициативе не мог издавать законы, объ­являть войну, заключать мир, не мог без посадника (высшего судебно-админнстративного лица) вершить суд и т.д.

С конца ХШ в. вся полнота власти в Новгороде и Пскове перешла в руки республиканских органов. Законодательную функцию выполняло вечевое собрание. Оно принимало или отклоняло те или иные правовые нормы, о которых докладывал посадник, наделенный правом законода­тельной инициативы. В Псковской Судной грамоте было записано: "А которая строка в сей грамоте нелюба будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь из грамот" .

Коростынский договор 1471- г. Новгорода с великим князем Иваном Васильевичем о мире лишал вече права составлять грамоты ("А вечным грамотам но быть" ), ликвидировал скрепление грамот чьей-либо пе­чатью, кроме великокняжеской.

Развитие феодальных отношений фиксируется в большом количестве частноправовых актов. Так, передача земли (поместья) военным слугам, которых в XVI в. назовут дворянством или "детьми боярскими", в услов­ное (за несение службы) владение, а части из них (боярам) — за особые заслуги в наследственное владение оформлялась жалованными грамота­ми, которые выдавались великими и удельными князьями, а землевла­дельцам духовного звания — церковными властями.

Феодальное землевладение и хозяйство регулировались многочис­ленными разновидностями грамот, оформлявшими акты дарения, разде­ла и передачи земли и зависимых людей, залога частной собственности, купли-продажи, обмена и т.д. (данные, раздельные, духовные, купчие, мсновные грамоты).

Определенную группу актов составляли грамоты, укреплявшие право феодала на работника производства. Взаимоотношения наемных работ­ников с хозяином, условия их работы фиксировались в специальных за­писях.

Документами феодального суда были судные списки (протоколы), правые грамоты (судные списки с приговорами суда), бессудные грамо­ты, выданные без судебного разбирательства, мировые.

От XII—XV вв. дошло наибольшее количество берестяных грамот — писем граждан по самым различным поводам: просьба дать взаймы день­ги, приглашение на похороны, просьба прислать чистое белье. Они пред­ставляли собой и долговые расписки, завещания, любовные письма.

Создаются навыки, вырабатываются определенные правила составле­ния различных видов документов. Наибольшее значение в их оформле­нии придавалось удостоверению документа. Так, из дошедших до нас