Смекни!
smekni.com

Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент (стр. 81 из 86)

Закон спроса и предложения - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению спроса на товар и увеличению объема пред­ложения этого товара при прочих равных условиях.

Идеологии «третьего пути» - идеологические доктрины, связанные с преодолением модернизационного дуализма общественного развития, отказом от балансирования между традицией и «вызовом Запада», принципиальным неприятием как охранительного консерватизма, так и прогрессизма (классического либерального или марксистского). Сам тезис о «третьем пути» общественного развития по своему происхож­дению был связан с моделью партийно-политического спектра, сло­жившейся в XIX в. и основанной на противостоянии -правой» (охрани-, тельной) и «левой» (прогрессистской) идеологии. «Третья идеология» формировалась «по ту сторону левого и правового» (С. Франк) и по своему духу противостояла радикальным вариантам консервативного традиционализма и либерально-марксистского прогрессизма не в ка­честве умеренной, центристской линии, а как принципиально новая политическая философия, особым образом преломляющая отличитель­ные черты классических концепций. Как и консерватизм начала XX в., это направление ориентировалось на "реальную», «конкретную» по­литику в противовес «формальной логике» классовых идеологичес­ких концепций. Но. подобно своим оппонентам из либерального и мар­ксистского лагеря, его сторонники делали ставку на глобальные изменения, а не частичные реформы, создание принципиально новой социальной системы. В центре поиска «третьего пути» оказались обыч­ные для консерватизма ценности социальной солидарности, представ­ление об обществе как едином взаимосвязанном организме. Но орга­ническая концепция была дополнена некоторыми базовыми категори­ями прогрессистской идеологии, в том числе понятием свободы как ценностной ориентации общественного развития. Вот только понятие свободы в данном случае было уже совершенно иным - как свободы «качественной» (К. Манхейм), связанной с преодолением любых форм отчуждения человека. Основным источником отчуждения называлась формализация социальных отношений в современном обществе, свя­занная с нарастанием эгалитарных тенденций. Причем подразумева­лись не только леворадикальные варианты уравнительной идеологии, но и сам классовый подход, превращавший человека в безликую фи­гуру, чей общественный статус определяется стандартным набором социально-экономических характеристик. Отвергалась и формализа­ция человеческих отношений, связанная с либеральной трактовкой индивида как носителя неких универсальных естественных прав, вне-личностных по своему характеру. Идеалом идеологии «третьего пути» являлась свобода «конкретной личности», гарантированная «подлин­ными субъектами» социальных отношений - коллективами, сообще­ствами, социальными группами, семьей, религиозной общиной и т.п., т. е. корпоративная свобода, а не индивидуальная или классовая (кор­порация как реальный социальный организм, сформированный общ­ностью целей, интересов, качеств конкретной группы людей). Предпо­лагалось, что корпоративная свобода отдельного человека не проти­востоит интересам всего общества, а дополняет и расширяет их. Корпоративизм представлял собой как новый политический проект, так и особую форму социальной философии, связанную с отказом от рационального способа познания мира. Свойственное для этой идео­логии преобладание априорных ценностей и интуитивного познания отражало принципиальное признание иррационализма действитель­ности, исключительной значимости нематериальных факторов обще­ственной и индивидуальной жизни. Сама личность рассматривалась в этой связи как феномен духовный, а не материально детерминиро­ванный. При этом присущее консерватизму упование на стихийность и естественность развития общества сменилось стремлением к ради­кальным и целенаправленным преобразованиям. Основой их должно было стать не экономическое и политическое, а духовное строитель­ство, совершенствование самого человека, социальное творчество, по­рожденное интуитивным стремлением к естественным формам чело­веческих отношений. Первоначально корпоративные движения ориен­тировались прежде всего на внутреннюю духовную консолидацию, распространение своих идей, а не вступление в непосредственную борьбу за власть. Концептуальные особенности корпоративной идео­логии предопределили скептическое отношение ее сторонников к фор­мированию жесткой рациональной доктрины. Речь шла скорее о вы­работке базовых идеологических принципов, отражающих общую духовную ориентацию движений. Результатом явилось формирование сразу нескольких самобытных направлений, имеющих сходные соци­альные истоки, общую функциональную направленность, но совершен­но разные отправные идеи. Крупнейшими из них стали социально-хри­стианская доктрина, солидаризм, фелькишское течение, анархо-син­дикализм и раннее фашистское движение.

Иностранный капитал - инвестиции, капиталовложения других стран в экономику данной страны, осуществляемые в самых различных фор­мах.

Империализм - период в истории индустриального общества (70-х гг. XIX - 20-х гг. XX в.), непосредственно связанный с существованием особой макроэкономической модели монополистического капитализ­ма. В качестве особого этапа цивилизационного развития индустри­альной цивилизационной системы эпоха империализма стала перио­дом наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов модернизационной парадигмы, торжества идеалов раскре­пощенной, независимой личности, обладающей правом на свобод­ное творчество, наиболее полного распространения принципа «сво­боды от» («laisser-faire») на все стороны общественных отношений, тотальной экспансии этих принципов. Именно эпоха империализма при этом окончательно разрушила великую мечту нового времени -мечту о гуманности человеческой природы, всесилии Разума, готов­ности человечества к духовному и социальному совершенствованию. Нарастание противоречий в экономической, правовой, политической, культурной сферах имело единые истоки - кризис общественной си­стемы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Запад стоял на пороге сложной цивилизационной трансформации. Суть ее объективно заключалась в «социализации» общественного устройства, отказе от крайностей индустриального техницизма, воз­рождении духовной природы личности, укреплении ее социальных связей.

Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция мо­жет быть военной, экономической, дипломатической, идеологической. Все виды интервенции запрещены международным правом.

Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфля­ция вызывается переполнением рынка денежной массой при отсутствии увеличения количества товаров. Различают различные формы инф­ляции: административная инфляция - инфляция, порождаемая ад­министративно управляемыми ценами; галопирующая инфляция -инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция - инф­ляция с очень высоким темпом роста цен; импортируемая инфляция -инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным поступлением в страну иностранной валюты и повыше­нием импортных цен; кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный пе­риод; открытая инфляция - инфляция за счет роста цен потребитель­ских товаров и производственных ресурсов, подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровож­дающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые рынки, где цены растут; ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном рос­те цен; инфляция спроса, проявляющаяся в повышении спроса над предложением, что ведет к росту цен,

Квалификация - профессиональная зрелость работников, их подготов­ленность к качественному выполнению конкретных видов работ, оп­ределяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.