Смекни!
smekni.com

История мировых религий (стр. 14 из 19)

Однако у человека, выросшего в атеистической среде и никог­да ранее не пытавшегося серьезно размышлять на духовные темы все каналы духовного восприятия как бы «закупорены» наглухо и никакого не только сознательного духовного опыта, но даже подсознательного восприятия горнего мира у него нет и не может быть в принципе, а, следовательно, не может быть и никакой внут­ренней духовной основы для подлинной религиозности. «Раску­порка» каналов духовного восприятия для человека, выросшего в атеистической среде — весьма болезненный процесс, с необходи­мостью связанный с очень напряженным каждодневным духов­ным трудом. Многие «вновь обращенные», однако, и не пытаются утруждать себя какими-либо духовными исканиями и приносят с собой в церковь ту культуру имитации, которую они усвоили в обществе. В результате, церковь подрывается изнутри огром­ным количеством людей, которые внешне к ней приобщились, но подлинной религиозной веры не приобрели, да и особо не стре­мятся приобрести. И это очень опасно для нашего Отечества: под маской «возрождения» может произойти крушение православной религии — православие может быть вульгаризировано так же, как в свое время в нашей стране был вульгаризирован «классический марксизм». В этом, несомненно, таится огромная опасность для судьбы России.

Можно по-разному относиться к религии вообще и к право­славию в частности, но не следует при этом забывать, что во всех современных цивилизациях именно религии образуют концеп­туальную основу духовной жизни, оформляют и опосредствуют базовую систему ценностей. Не является исключением и наша цивилизация, базовые ценности которой сформулированы на языке православия.

3. Современный цивилизационный кризис

Между тем, в условиях крушения марксистско-ленинского ми­ровоззрения в образовавшееся «пустое» духовное пространство хлы­нули мировоззренческие концепты самого разного толка, прежде всего религиозные. Их спектр чрезвычайно широк — от католи­чества и протестантизма до саентологии и дианетики. Неиску­шенный в мировоззренческом отношении человек подчас теряет­ся в этом изобилии «духовной пищи», оказывается неспособным не только распознать «рецепты приготовления» различных «ду­ховных блюд», но и ясно осознать глубокие социально-культур­ные различия, существующие даже между отдельными христиан­скими конфессиями, не говоря уже об осознании того факта, что при кажущихся несущественными богословских расхождениях, различия между ними в образе устроения духовной жизни челове­ка — огромны.

Когда новые поколения вырастают в лоне той или иной церк­ви, вопрос мировоззренческого выбора решается как бы сам собой. Те, для кого нормой нравственной жизни становится религиоз­ность, воспринимают каноны и культы религии, традиционной для данного общества, просто под влиянием воспитания и обра­зования. Те же, кому присуща нравственность безрелигиозная, не принимая соответствующих канонов и культов, все-таки систе­мой образования и воспитания приобщаются обычно к тем нрав­ственным чувствам, понятиям и ценностям, которые присущи культуре данного общества и выражены в специфической для не­го религиозной форме. Когда в обществе бытует несколько рели­гий, как, например, в Китае (конфуцианство, даосизм, буддизм), или в России (православие, ислам, буддизм) и тогда тоже взаимо­действие соответствующих религий создает определенную нравст­венную атмосферу, которая и воспринимается безрелигиозной

частью населения, включенного таким образом в целостный культурный контекст данной страны, группы стран, цивилизации.

Своеобразие нынешних исторических условий таково, что каж­дый стоит перед довольно широким спектром различных возмож­ностей и любой выбор — это его и только его право. Каждый волен сам сделать свой духовный выбор, но каждый должен полностью осознать значение и ответственность этого выбора. А, осознавая свой выбор, человек не может не задуматься и о себе — «Кто я та­кой?! На какой земле вырос?! К чему это меня обязывает?!»

Однако выбор, перед которым стоит сегодня не отдельный че­ловек, а все человечество, существенно иной — ведь кризис, пе­реживаемый нашей страной, есть лишь концентрированное вы­ражение общемирового, общецивилизационного кризиса. А этот кризис, в свою очередь, есть результат кризиса лидирующей в совре­менном мире Западной цивилизации. Пожалуй, наиболее ярким примером осознания этого кризиса стали материалы и решения Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Эта встреча на выс­шем уровне явилась беспрецедентным событием, она собрала вместе больше глав правительств, чем какая либо иная встреча в истории. В важнейшем документе, принятом этой Конферен­цией — «Повестке дня на XXI век», было констатировано, что миро­вое общественное развитие не может продолжаться в прежнем русле, так как в этом случае необратимые катастрофические изменения в масштабе всей планеты наступят максимум через 30—50 лет и пол­ная и окончательная гибель всего человечества станет лишь вопро­сом времени. Между тем, ценности, которые привели к такому ре­зультату, это ценности Западной цивилизации, основанной на пресловутой «протестантской этике», которую сейчас так агрес­сивно навязывают русскому народу.

4. Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации

Тревога за будущее заставила западных гуманистов выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, — от идеи «нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего ориентира — «устойчивого развития». Однако осново­полагающий принцип концепции «устойчивого развития» — огра­ничение потребления во имя стабильности в обществе — вряд ли реализуем. Чтобы ограничить потребление «всерьез и надолго», надо либо изменить потребности, либо применить силу. Сознательное самоограничение во имя всеобщего блага, как показывает истори­ческий опыт, не может быть массовым — то же самое христианст­во проповедует его на протяжении двух тысячелетий, и не добилось каких либо серьезных успехов, даже под страхом вечной потусто­ронней кары. Вместе с тем развитие, действительно, не может остановиться, уж коли традиционализм на протяжении последних веков не выдержал давления Запада и человечество сместилось с точки равновесного существования. Попытки продлить прошлое в будущее несостоятельны, ни в виде религиозного фундамента­лизма, противостоящего Западу, ни в виде западного фундамен­тализма, выступающего ныне в качестве идеи «золотого миллиар­да». Если, например, уничтожить индейцев во имя процветания США удалось, то уничтожить четыре пятых человечества во имя процветания западного «золотого миллиарда» так называемых «цивилизованных народов» — это уже реакционная утопия, путь к гибели всего человечества. XX в. воистину стал временем обще­мирового кризиса традиционных религий, особенно Западного христианства. Причин тому много. Здесь и архаичность культов, и архаичность догматики. Но главное, пожалуй, состоит во все более очевидной неспособности религии разрешить накопив­шиеся цивилизационные проблемы, помочь Западному обществу стать на путь обновления.

Осознание тупикового характера Западной цивилизации стало в XX в. лейтмотивом европейской общественной мысли — от «За­ката Европы» Освальда Шпенглера, до работ «Римского клуба» и ряда других направлений, связанных с анализом глобальных проб­лем. Крупнейшие философы, такие как Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Теодор Роззак, многие экзистенциалисты, не говоря уже о знаменитых эзотериках, таких, как мыслители-традиционалисты Рене Генон, Юлиус Эвола, Александр Дугин убедительно раскры­ли внутреннюю противоречивость, глубинную порочность Запад­ной цивилизации. Новейший этап ее развития — «постиндуст­риальное общество» — принес развитым странам более высокий уровень материального потребления, но лишь обострил духовные проблемы. Растущее чувство одиночества, отчуждение, неуверен­ность в будущем… А ведь в основе западного образа жизни лежат ценности, сформулированные на языке религии — католичества и, прежде всего — протестантизма.

Разочарование в традиционных религиозных ценностях поро­дило поиск нетрадиционных форм религиозности, во многом по­строенной на заимствовании идей и мотивов Восточных религий, а также на трансформации самого христианства. И, наконец, все возрастает роль духовных и практических форм, которые можно назвать парарелигиозными. У них нет церкви, в обычном смысле слова, у них нет культов, опять таки — в привычном понимании, хотя есть многочисленные приверженцы, есть свои формы орга­низации. Сюда относятся всевозможные оккультные учения, как Западные, так и Восточные, а также основанные на них оккульт­ные общества, как открытые — экзотерические, так и закрытые — эзотерические.

Однако все эти религиозно-духовные и организационно-прак­тические формы не помогли достигнуть процветания всем тем об­ществам, которые ими руководствовались и на них основывались. Прежде всего, это касается ныне ведущей Западной цивилизации. Более того, ее внутренние противоречия, а также противоречия с другими цивилизационными потоками привели к тому, что, не­смотря на ее относительные успехи в материальном, чисто вещест­венном процветании, возник целый ряд духовных и так называемых глобальных проблем, которые угрожают самому существованию человечества. Эти проблемы в своей совокупности не могут быть решены на основе старых систем ценностей и выражающих эти ценности типов мировоззрения.