Смекни!
smekni.com

История мировых религий (стр. 7 из 19)

В 1904—1912 гг. в России в качестве приложения к журналу «Странник» была опубликована 12-томная «Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Ново­го Завета» на русском языке. В 1987 г. издан репринт этого изда­ния в 3-х томах Институтом переводов Библии в Стокгольме.

Толкования на книги Св. Писания представляют собой уни­версальный, многоадресный жанр богословской литературы. Они опираются на огромную подготовительную богословско-филологическую работу и во многом завершают ее.

Стилистически толкования тяготеют к той простоте, определен­ности и «надличности» изложения, которые присущи руководст­вам по догматическому богословию. Толкования демократичны и поэтому используются в устной проповеди и при катехизации. Вместе с тем толкования изучаются богословами, философами, историками духовной культуры. В целом толкования — это от­ветственный, репрезентативный и по-своему итоговый жанр биб­лейской филологии.

Совокупный объем штудий по истолкованию библейских тек­стов огромен, их направления разнообразны, а результаты во многом определили сам профиль гуманитарного знания в христианском мире. Исследования по библейской экзегезе привели к сопутст­вующим выдающимся методологическим открытиям (например, такого ранга, как учение Филона Александрийского четырех уров­нях интерпретации текста); к появлению целых отраслей гумани­тарного знания, неизвестных античности (например, лексикогра­фия и в особенности толковая лексикография; теория перевода; текстология). В кругу историко-филологических исследований, связанных определенными регионами и эпохами (такими, как ев­ропейская классическая филология, исследующая европейскую античность; как германская филология; славянская; древнеин­дийская; романская; финно-угорская и т.д.), библеистика (биб­лейская филология) является старейшей и самой разработанной дисциплиной. В силу выдающейся религиозной и культурной цен­ности тех памятников, которые она изучает, библейская филоло­гия превосходит все прочие филологии по количеству и качеству исследовательского труда, «вложенного» в исследование каждого источника. Успехи мировой библеистики позволили осуществить критические (научные) издания христианского Св. Писания, представляющие собой высшие достижения издательской культу­ры современного человечества.

9. Судьбы канонического права в христианстве

В отличие от иудаизма и ислама, в христианстве важнейшие принципы права содержатся не в конфессиональных, а в светских текстах, восходящих к дохристианским источникам. Христианские народы, подчиненные некогда Риму, по мере развития цивилиза­ции, постепенно начинали принимать величайшее достижение ан­тичной культуры — римское право, тщательно кодифицированное и детально разработанное в самых жизненно важных областях — в гражданском и уголовном праве.

Юридические темы в конфессиональной книжности христиан связаны с особой областью права — с церковным, или канониче­ским правом. Юрисдикции канонического права подлежали во­просы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Если в иудаизме и исламе основные принципы конфессио­нального права (как и гражданского) содержатся в Св. Писании — в Танахе и Коране, то источники канонического права у христиан связаны не с Писанием, а с Преданием. Это правила отцов церк­ви, решения вселенских и поместных соборов, папские декреты.

Церковные законы так или иначе связаны со светским зако­нодательством и светской властью и вообще больше зависимы от местных условий (чем, допустим, христосологические разногла­сия). Поэтому в области церковного права задолго до официаль­ного (в 1054 г.) разделения христианской церкви на католическую и православную стали складываться черты, которые углубляли различия между восточным и западным христианством.

В Византии первую кодификацию церковных правил провел выдающийся законовед, до пострижения — антиохийский адвокат, а затем константинопольский патриарх Иоанн Схоластик (565— 571).

Подготовленный им сборник церковных правил и император­ских указов, касающихся церкви, назывался «Номоканон» (от греч. nomos — «закон» и kапоп — «норма, правило»). »Номоканон» в редакции патриарха Фотия (IX в.) был переведен на старосла­вянский язык св. Мефодием (братом св. Кирилла-Константина). Эта редакция легла в основу русской «Кормчей книги» (XII в.) — сборников правил церкви и касающихся ее государственных по­становлений (из «Русской правды», княжеских уставов, »Мерила праведного» и других правовых источников). «Кормчая книга» на Руси известна в нескольких редакциях, большинство ее списков относится к XIV—XVI вв.; последние печатные издания — к 1804 и 1816 гг.

На Западе первый сборник церковных законов был составлен в VI в. и подтвержден Карлом Великим в 802 г. Первая кодифика­ция разных сводов была проведена в XII в. Наиболее полным со­бранием церковных законов стал сборник «Corpus juris canonisi» 1582 г.

В католическом мире в средние века, в том числе в европей­ских университетах, каноническое право существовало и конку­рировало с гражданским правом (jus canonise против jus civile, канонисты против цивилистов, или легистов). По мере секуля­ризации постепенно сфера действия канонического права во всех христианских странах сужалась до церковной жизни.

10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь»

Христианское учение о Триединстве Бога сложилось в IV в., в жарких спорах с религиозным разномыслием. Догмат о Святой Троице признается основой христианского вероучения и главной богословской проблемой христианства. Вместе с тем догмат о свя­той Троице «есть догмат таинственный и на уровне рассудка не­постижимый» (Догматическое богословие).

Согласно христианскому учению, Святая Троица — это три лица (три ипостаси) Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Они «несотворенны» и «нерожденны», «единосущны», т. е. обла­дают одной Божественной Сущностью, и «равновесны».

Арий (256—336), священник из Александрии, учил, что Сын божий создан Богом Отцом, т. е. является творением Бога, и, сле­довательно, не Богом. Но Сын «почтен Божеством», наделен Бо­жественной силой, поэтому может быть назван «вторым Богом», однако не первым. Согласно Арию, Дух — это высшее творение Сына, как Сам Он — высшее творение Отца. Арий именовал Духа Святого «внуком» (Догматическое богословие).

Богословие признает, что учение Ария возникло в результате того, что текстам Писания, говорящим о подчиненности Сына Отцу, было приписано неадекватно большое значение. (Имеются в виду новозаветные контексты, в которых говорится, что Сын Божий после Воплощения есть не только Бог, но и Сын Челове­ческий; что Сын происходит от Отца, т. е. что Отец является Ипостасным Началом Сына: «Отец Мой более Меня»; «[Сын], Кото­рого Отец освятил и послал в мир»; «[Христос] смирил Себя, быв послушным даже до смерти». Иными словами, «арианская ересь», потрясшая Восточную церковь, — это ошибка прочтения, неаде­кватного толкования священного текста.

Арий был осужден I Вселенским (Никейским) собором в 325 г. и умер в изгнании. Новые антиарианские решения принимались на II Вселенском (Константинопольском) соборе в 381 г. «Арианская ересь» была жупелом еще в XVII в. для русских старообрядцев.

Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов.

Различия между Западным и Восточным христианством в трак­товке Триединства привели к появлению двух разных редакций христианского Символа Веры.

Западное изменение в Символе веры — добавили филиокве (и от Сына), — отражает иное, не «равновесное», более субординативное понимание Триединства: Сын младше Отца, Отец и Сын — источники Духа. Это мнение отстаивал св. Августин, отделяя Отца от Сына как источников Духа. К прежней формуле: Дух исходит от Отца св. Августин добавил: и от Сына. Поместный собор в То­ледо (589 г.) включил это сочетание — и от Сына — в 8-й член Символа веры:

8. И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца и от Сына исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с От­цом и с Сыном, говорившего через пророков.

Именно это догматическое расхождение, выразившееся в запад­ном добавлении слов и от Сына, стало позднее (в 1054 г.) частич­ной причиной и поводом для разделения христианства на западную (римско-католическую) церковь и восточную (грекоправославную) церковь.

Трудно сказать, что для св. Августина и его последователей символизировало филиокве. Но тем поразительнее те диалекти­ческие следствия, которые связывает с филиокве русский фило­соф XX в. «Религия на Западе, которая включает в свое вероуче­ние догму о filioque, т. е. учение о появлении Св. Духа как от Отца, так и от Сына, содержит искажение главной основы христианства. В самом деле, такое учение предполагает, что Святой Дух появ­ляется «от того, в чем Отец и Сын едины»; в этом случае сущест­вует особое единство не в субстанции или личности, но в сверх­личном. Отсюда следует, что Св. Дух ниже Отца и Сына, но это означает «богохульство против Св. Духа». Но, помимо Св. Духа, тварь не может быть обожествлена; поэтому принижение Св. Ду­ха ведет к принижению Христа в его человечности и к идее о том, что эмпирическое существование не может быть полностью обо­жествлено или стать абсолютом. Таким образом, ставится непре­одолимая преграда между абсолютным и относительным; позна­ние признается ограниченным. Если человек допускает слабость своего разума и воли, ему необходимы несомненная истина на зем­ле и непобедимая земная церковь; отсюда возникает земная орга­низация в форме иерархической монархии с папой римским во главе, обладающим светской властью. Далее это ведет к отрица­нию небесной жизни, к сосредоточению на мирском благополучии, к процветанию техники, капитализма, империализма и, наконец, к релятивизму и разрушению» (Лосский, 1991).