Смекни!
smekni.com

История мировых религий (стр. 4 из 19)

В христианстве сложилось два основных жанра такого рода текстов:

1) символ веры (перечисление в установленной последова­тельности 12 догматов веры);

2) катехизис (изложение основ веры по вопросам и ответам). В Символе веры и катехизисе церковь видит чрезвычайно от­ветственные, программные документы. (Катехизис — от греч. katecheo — оглашать, устно наставлять,

учить). В раннем христианствеи катехизис — это устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Подготовка к крещению (катехизация) в русской церковной традиции называлась оглаше­нием, а те, кто проходил такую подготовку, назывались оглашенными. Было также слово оглашенник — книга поучений для готовящихся принять христианство и выражение оглашенные словеса — «поуче­ния для оглашенных».

Их особенность в том, что это не упрощение или адаптация каких-то более важных или более ответственных текстов.

Эти тексты как раз и есть концентрированное выражение са­мого важного знания, причем универсально важного — того, что церковь полагает необходимым основанием веры каждого чело­века.

Символ веры, до сих пор канонический для православия, со­ставили отцы I и II Вселенских соборов, в городе Никея (в 325 г.) и в Константинополе (381 г.), почему он и зовется Никео-Кон-стантинопольский (или Никео-Царьградский). Последующие из­менения (в частности филиокве) были приняты только западным хритианством.

Что касается катехизиса, то в раннем и святоотеческом христианстве его жанровая форма, как и содержание, была доста­точно свободной — не обязательно вопросно-ответной, как это строго понимается сейчас. Катехизис в современном терминологи­ческом значении термина (как догматически точное изложение основ веры по вопросам и ответам) появляется в Реформации, когда протестантам потребовалось новое, не по отцам церкви, из­ложение основ христианства.

Первый протестантский катехизис — «Краткое изложение Де­сяти заповедей и молитвы Господней» — составил Мартин Лю­тер в 1520 г. Затем последовали Лютеровские Малый и Большой катехизисы, а так же катехизисы Кальвина, Меланхтона, привер­женцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве ка­толической реакции появились тщательно разработанные и строго догматизированные иезуитские катехизисы. Католических вер­сий катехизиса известно не много, однако по количеству изданий и тиражам катехизис был самой массовой из вероучительных книг. Например, катехизис Петра Канизия основателя иезуитского ор­дена в странах немецкого языка, в 1529—1863 гг. выдержал более 400 изданий, т. е. в течение 234 лет почти каждый год выходило по два издания католического катехизиса.

В восточнославянской традиции первый катехизис, причем не на церковнославянском, а на народном языке (простой мове), на­печатал знаменитый белорусский протестант Сымон Будный (Не-свиж, 1562 г.). Его «Катехисiс, то есть наука стародавная хрiстi-аньская, от светого письма для простых людей языка руского в пытанiах и отказех събрана» написан в большой зависимости от Лютеровских изданий.

Первый православный катехизис у восточных славян разрабо­тал «дидаскал» (учитель) Львовской братской школы Лаврентий Зизаний.

Этот катехизис Лаврентий с сыном привезли в 1627 г. в Москву, на государев Печатный двор для печатания. После прений в тече­ние трех февральских дней и перевода на церковнославянский язык Катехизис Зизания был напечатан в Москве, однако, тираж тут же конфисковали и почти полностью уничтожили (осталось несколько дефектных экземпляров). С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько пе­чатных (не сохранившихся) и рукописных катехизисов конца XVI — первой трети XVII вв., известных в украинско-белорусских землях того времени.

После Зизания у восточных славян до XX в. было два право­славных катехизиса:

1) «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» киевского митрополита, знаменитого рек­тора Киевской академии Петра Могилы (Киев, 1640 г.; крат­кая версия в 1645 г., московские издания в переводе на рус­ский язык в 1645 г. и 1696 г.);

2) «Катехизис пространный христианский» московского мит­рополита Филарета (Дроздова) 1823 г. (2-я редакция 1827 г. многократно переиздавалась).

Как видим, катехизисы составляют (или санкционируют) цер­ковные вожди-реформаторы и высшие иерархи. Таково «требова­ние» жанра, условие общеконфессионального принятия катехи­зиса в качестве свода непререкаемых вероучительных истин.

К Символу веры и катехизису функционально близки так на­зываемые символические книги, или исповедания веры. Они со­держат строго догматическое толкование Символа веры, главные молитвы и перечни главных понятий христианства: Десять Божьих заповедей, Две Заповеди любви, Главные Истины веры, Семь Святых Таинств, Семь Даров Святого Духа, Семь главных грехов, Три Добродетели, Три Конечных момента человека (1. Смерть. 2. Божий суд. 3. Небо или ад). На Руси в XVII в. такого рода перечисления основных категорий христианства вместе с сим­волом веры и катехизисом часто печатались в букварях церковно­славянского языка, позже — в молитвенниках, толковых молит­вословах, пособиях по Закону Божьему и в других подобных книгах, вводящих в исповедание веры. Символ веры включает пе­речень догматов христианства, в которых кратко, без обоснова­ний и комментариев, как бы только в «символической» форме, обозначены основы веры. Каждый из 12 догматов, включенных в Символ, называется членом Символа веры. На всех языках христианский Символ веры начинается глаголом со значением «ве­рить, веровать» в 1-м лице единственного числа: лат. credo, церк.-слав. Верую во единаго Бога Отца Вседержителя <...>, т. е. верую­щий от своего имени, лично, как бы заявляет или объявляет, во что он верит. При крещении младенца Символ веры читается «за него» его восприемником (крестным отцом). От принимающего крещение взрослого требуется в храме произнести Символ веры вслух. Кроме того, Символ веры читается как молитва в церкви и дома; в православной церкви его поет хор, которому вторят все молящиеся.

Ниже приводится Никео-Константинопольский Символ ве­ры, канонический для православия.

1 Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и зем­ли, всего видимого и невидимого.

2.И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единст­венного рожденного от Отца прежде всех веков: как Свет от Све­та, Бога истинного от Бога Истинного, а не сотворенного, имею­щего с Отцом одно существо, и Которым все сотворено.

3.Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес и при­нявшего человеческую природу от Марии Девы через наитие на Нее Духа Святого, сделавшегося человеком.

4.Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погре­бенного.

5.И Воскресшего в третий день согласно с Писаниями.

6. И Вознесшегося на небеса и пребывающего по правую сто­рону Отца.

7. И опять Имеющего прийти со славою, чтобы судить живых и мертвых, Которого Царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с Отцом и с Сыном, говорившего через пророков.

9. И в одну святую соборную и Апостольскую Церковь.

10.Признаю одно крещение для оставления грехов.

11.Ожидаю воскресения мертвых.

12.И жизни будущего века. Истинно, так.

Западное изменение в Символе веры — добавили филиокве («и от Сына») — отражает иное, по характеристике С. С. Аверин-цева, более субординативное, понимание структуры триединства в Св. Троице. Согласно св. Августину, Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Поместный собор в Толедо (589 г.) вклю­чил это сочетание — и от Сына — в 8-й член Символа веры:

8. И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца и от сына исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с От­цом и Сыном, говорившего через пророков.

Именно это догматическое расхождение, выразившееся в запад­ном добавлении слов и от Сына, стало позднее (в 1054 г.) частич­ной причиной и поводом для разделения христианства на западную (римско-католическую) церковь и восточную (греко-православ­ную) церковь.

6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник

Все христианские совместные богослужения, и в том числе глав­ное из них — литургия, — включают общие молитвы, пение и чтение отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Завета сочине­ний отцов церкви). Литургия (греч. letourgia — общая или общест­венная служба, служение) — богослужение, во время которого со­вершается таинство евхаристии (благодарения), или причащения верующих к Богу. Литургия установлена Иисусом Христом в Тайной вечере (церк.-слав. вечеря — «ужин»): «Сие твори Мое воспоми­нание» и сохраняет черты совместной священной трапезы, кото­рая связывает собравшихся с Богом. Отсюда народно-христиан­ские названия литургии: русск. обедня, лат. missa — «месса», бу­квально «приготовленное; блюдо, кушанье», к которому восходят англ. mass, нем. die Messe, польск msza, белорусск. (католическ.) iмша).

Состав и последовательность молитв, песнопений и чтений находится в зависимости от трех временных координат, опреде­ляющих место той или иной службы в трех циклах:

1.В суточном богослужении (по отношению к вечерне, заут­рене, литургии).

2.В церковном году (по отношению к так называемым двунаде­сятым, или непереходящим праздникам, а также праздникам в честь святых, икон и дней памяти).

3.В пасхальном цикле, т. е. по отношению к Великому посту, Страстной недели подвижным, или переходящим праздникам (Пас­хе, Вознесению, Пятидесятнице, Духову дню).

Состав текстов суточного цикла, а также чинопоследования, т. е. порядок следования молитв, песнопений и чтений, был опреде­лен отцами церкви. При этом особой сложностью отличался чин литургии. В православной церкви был выработан специальный жанр богослужебных книг для священника и дьякона — Служебник, в котором содержатся чинопоследования вечерни, утрени и ли­тургии (а также некоторые другие материалы: иерейские молитвы, в том числе иерейские тайные молитвы (т. е. произносимые шепо­том), песнопения, церковный календарь, чин некоторых таинств и т. п.).