Смекни!
smekni.com

История мировых религий (стр. 17 из 19)

Александр Клизовский. Первый опыт широкомасштабного ос­мысления космической эволюции человечества и единых законов жизни на основе учения Агни-Йоги и Теософии дан в основа­тельном труде Александра Клизовского (1874—1942) «Основы ми­ропонимания Новой Эпохи», лично отредактированном Еленой Рерих. Эта работа представляет несомненный интерес в качест­ве популярного, общедоступного введения в мировоззрение но­вой эпохи.

Татьяна Басова. Одним из наиболее ярких примеров творче­ского развития и эффективного практического применения Аг-ни-Йоги является деятельность саратовского эзотерического об­щества «Лицей Просветления», работающего под руководством Т. А. Басовой с 1990 г. Здесь успешно занимаются духовной реализацией, творчески соединяя достижения Восточной и русской (прежде всего — православной) эзотерической мысли. Опыт ус­пешной духовной реализации без ухода из «мирской жизни», на­копленный в «Лицее Просветления», обобщен в книге Т. А. Басо­вой и В. В. Басова «Йога Просветления (практика медитаций, основанная на синтезе науки, философии и эзотерической мыс­ли)». Данная книга является одним из лучших в современной эзо­терической литературе пособий по практическому применению Учения Живой Этики.

Сергей Лазарев. Наглядный пример весьма эффективного ис­пользования Агни-Йоги в повседневной жизни — лечебно-про­светительская деятельность Сергея Лазарева. Его, вышедшее уже несколькими выпусками сочинение «Диагностика кармы» широ­ко известно в нашей стране и, фактически, представляет собой составленное на основе ярких, живых примеров наглядное руко­водство по изучению и практическому применению Учения Живой Этики. Учение Рерихов в России уже приобрело весьма значи­тельное влияние в массовом сознании и, несомненно, его влия­ние будет возрастать и впредь: для этого есть достаточно глубокие причины, среди которых особо следует отметить высокую сте­пень соответствия этого Учения базовым ценностям отечествен­ной цивилизации.

Владимир Шмаков. Среди работ русских эзотериков, носящих синкретический характер и ставших мировой классикой, отме­тим созданный в начале XX в. огромный трехтомный энциклопе­дический труд Владимира Шмакова — «Великие Арканы Таро», «Основы пневматологии», «Закон синархии». Однако эта работа, в силу своего сугубо «профессионального» характера, мало доступ­на широкому кругу читателей.

Григорий Мебес. В этом же ряду находится и фундаментальный «Курс энциклопедии оккультизма», составленный в начале XX в. на основе лекций, прочитанных в Санкт-Петербурге одним из вид­нейших розенкрейцеров дореволюционной России Григорием Мебесом. Данная работа, помимо всего прочего, представляет со­бой посвятительный алфавит розенкрейцеров, дающий возможность, при достаточном уровне духовного развития, самостоятельно, в порядке самопосвящения, пройти ступени первоначального — физического цикла розенкрейцерского Посвящения, с последую­щим налаживанием постоянного контакта с эгрегором розенкрей­церов; «астрального крещения» — осуществления сознательной проекции астрального тела и дальнейшего восхождения по ступе­ням астрального цикла Посвящения, вплоть до «ментального крещения» — осуществления сознательной ментальной проекции и знаменитой розенкрейцерской Реинтеграции и прохождения по ступеням высшего — ментального цикла Посвящения.

Валентин Томберг.Учению Гермеса Трисмегиста посвящен также получивший мировую известность фундаментальный труд Вален­тина Томберга (1900—1973 гг.) «Медитации на Таро», который от­личается от общеизвестных трудов по оккультным наукам, прежде всего, новизной исполнения: автор предпринял попытку переос­мысления в контексте современности самих основ герметизма — Великих Арканов Таро. Необычность этих «писем к неизвестному другу», то есть — читателю-единомышленнику, в которых показана глубинная связь запечатленных в Библии, Упанишадах, Каббале эзотерических знаний, в том, что автор использовал в качестве основы своих «Медитаций» «эзотерическое христианство», что подчеркнуто подзаголовком книги: «Путешествие к истокам христианского герметизма». В его трактовке, «христианский герме-тизм» — это эзотерическое учение христианской (католической) Церкви, представляющее собой ключ к пониманию всего пути чело­вечества и решению стоящих перед ним задач.

Георгий Гурджиев и Петр Успенский. Несомненный интерес представляет также получившее широкую известность Учение Геор­гия Гурджиева (1873—1949), нашедшее свое теоретическое обобще­ние в хорошо известных в нашей стране работах Петра Успенского (1878—1947).

Борис Муравьев (1890—1966). Эзотерическому учению Восточ­ной церкви посвящен трехтомный труд Бориса Муравьева «Гносис. Опыт комментария к эзотерическому ученью Восточной церк­ви» — одного из ближайших друзей и сподвижников Г. Гурджиева и П. Успенского. Благодаря поразительной глубине и исчерпы­вающей ясности изложения метафизических, психологических и практических основ «Тайного Предания» — «эзотерического христианства» — данное трехтомное исследование не имеет равных в современной околоцерковной литературе, как подлинно эзоте­рический универсальный ключ к познанию «Бога, Человека, Все­ленной».

Первый том — «Экзотерический Цикл» — подробно очерчивает общую картину Мироздания в строжайшей взаимозависимости его законов, единстве составляющих и пронизывающих его аспектов, планов, этапов проявления — от Абсолютного до атомарного, от минерального до исторического, от клеточного до духовного. Вто­рой том — «Мезотерический Цикл» — посвящен срединному этапу освоения Традиции эзотерического христианства. Основопола­гающие идеи и практические наблюдения, составившие содержа­ние первого тома, получают здесь дальнейшую разработку. Третий том — «Эзотерический Цикл», посвящен изложению финальных истин, лежащих в основе грандиозного миропорядка и самого Про­мысла, постижение которых составляет заключительный, собст­венно эзотерический этап усвоения Традиции.

Митрофан Лодыженский. В России не чужды мировоззренче­скому поиску были даже высокопоставленные государственные чи­новники. Отметим в этой связи, хотя и носящий компилятивный характер, но по-своему интересный, основательный трехтомный труд царского вице-губернатора Митрофана Лодыженского (1852—1917) «Мистическая трилогия».

Интенсивный мировоззренческий поиск в России не преры­вался даже в самый темный период — в эпоху сталинизма: в это время создали свои системы три крупнейших мистика нашего вре­мени — Порфирий Иванов (1898—1983), Даниил Андреев (1906— 1959) и Бидия Дандарон (1914—1974).

Мистическое учение Порфирия Иванова имеет явно выражен­ную прикладную направленность, представляя собой своего рода «русскую йогу», однако — абсолютно оригинальную, как по форме, так и по содержанию. Это Учение возникло не в результате мистического озарения, а в процессе накопления его основателем духов­ного опыта. Сначала это была особая тренировка для тела — хож­дение босяком в любую погоду, купание в ледяной воде, пробежки в степь в одних трусах по трескучему морозу. Однако за этой закал­кой уже в ранние годы прослеживалась глубокая философская мысль о том, что человек должен не «покорять» Природу, как неч­то ему враждебное, а жить в полной гармонии с ней, поскольку он сам является неотъемлемой ее частью. Достигнуть этого можно с помощью полного «погружения» в суть основных стихий: земли, воды, воздуха, огня. Порфирий Иванов был уверен, что такое «по­гружение» даст обычному человеку сверхчеловеческую физиче­скую и духовную силу, которую он затем сможет использовать для блага всего человечества. А то, что это действительно так — он на­глядно продемонстрировал на своем примере. За свою жизнь он исцелил и научил гармоничной жизни в Природе множество тяжело больных людей: парализованных, годами прикованных к постели, слепых и глухих от рождения, раковых, туберкулезных, прокажен­ных, страдающих прочими тяжелейшими недугами — отринутых официальной медициной и обреченных на мучительную смерть. Искал он их сам. Появлялся в поселке, узнавал, есть ли такие больные, приходил к ним (но только если они просили об этом — «да воздастся каждому по вере его»!), накладывал руки, обливал холодной водой, и люди выздоравливали полностью. Но перед этим он как бы спрашивал у Природы: «Правильным ли путем я иду»? И Природа через исцеление этих больных как бы отвечала — «Правильным!» Какого-либо материального вознаграждения за ис­целение он никогда не брал, а только настоятельно рекомендовал жить в согласии с Природой, чтобы навсегда забыть обо всех болез­нях, как телесных, так и душевных. Естественно, что после столь чу­десного исцеления его рекомендации воспринимались как божест­венное откровение.

В последние годы своей жизни он начал говорить о том, что че­ловек может и должен достичь физического бессмертия: в Природе есть силы, благодаря которым человек может существовать неогра­ниченно долго. Нужно только суметь этими силами овладеть — сначала нужно научиться сохранять свое здоровье, затем расширить свое сознание, а потом выйти на тот уровень физического и духов­ного развития, на котором смерть уже будет не властна над нами. О форме, в которой осуществиться бессмертие, Иванов говорил следующее: «Человек легким станет, своим легким зонтом в воздух себя подымет, говорить не будет, виден не будет и будет везде».