Смекни!
smekni.com

История мировых религий (стр. 16 из 19)

Широкий спектр подлежащих духовному синтезу идей интен­сивно, в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенка­ми, обсуждался большинством представителей русского духовного ренессанса конца XIX — начала XX в. — беспрецедентного в исто­рии мировой философии явления, когда за считанные годы было создано необъятное, исчисляемое сотнями томов, количество ре­лигиозно-философских произведений, во многом предвосхитив­ших дальнейшее развитие мировой философской мысли. Много лет спустя крупнейший русский философ, Нобелевский лауреат Николай Бердяев (1874—1948) писал об этом: «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской куль­туры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напря­женность, борьба, вызов. В те годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной фи­лософской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интере­са к мистике и оккультизму… видели новые зори, соединяли чув­ство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преобра­жение жизни». (Бердяев Н. А. «Самопознание (опыт философской автобиографии)». М.: »Книга», 1991. С. 139—140).

Владимир Соловьев. У истоков русского духовного ренессанса стоял Владимир Соловьев (1853—1900) — крупнейший русский религиозный философ и мистик, предпринявший наиболее гран­диозную в истории мировой религиозной философии попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немец­кий классический идеализм (главным образом Шеллинга) и науч­ный эмпиризм. Симптоматично, что первая значительная работа В. Соловьева — магистерская диссертация, успешно защищенная им в 1874 г. — называлась «Кризис западной философии (против позитивистов)». Главный труд Владимира Соловьева — «Оправда­ние добра». По справедливому замечанию Э. Л. Радлова — «с харак­терными чертами мышления Вл. Соловьева, с его тонким анали­зом, читателю лучше всего знакомится по «Оправданию добра», в котором все разнообразные нити сплетены в одно художественное целое». (Радлов Э. Л. «Владимир Соловьев. Жизнь и ученье». СПб., 1913. С. 129). С эзотерической точки зрения, особый интерес пред­ставляет последнее, написанное незадолго до смерти, отмеченное печатью мистицизма, в определенном смысле — итоговое произве­дение В. Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце все­мирной истории» и прилагаемая автором к этому произведению «Краткая повесть об Антихристе». (Отметим в этой связи, что луч­шее эзотерическое повествование об Антихристе дано одним из крупнейших в человеческой истории мистиком и поэтом-визионе­ром Даниилом Андреевым в его знаменитой книге «Роза Мира». Это глава «Темный пастырь» — мистическая биография Сталина, реинкарнация которого, по мнению Даниила Андреева, должна стать в XXIII, или XXIV в. Антихристом, и глава «Князь Тьмы» — ми­стическая биография самого Антихриста). Лучшее произведение о В. Соловьеве и его мировоззрении — последняя работа крупней­шего русского философа А. Ф. Лосева «Владимир Соловьев и его время».

Павел Флоренский. Но наиболее масштабной фигурой среди всех мыслителей XX в. является Павел Флоренский (1882—1937). Толь­ко у него все три элемента треугольника «эзотеризм — религия — фи­лософия» пребывают в органическом синтезе. Его произведения, по крайней мере — основные из них, необходимо знать всем, кто хочет глубоко понять суть эзотеризма, религии и философии, их внутреннее единство и внешние различия. Главный труд П. Флорен­ского — «Столп и утверждение Истины». Следует, однако, подчер­кнуть, что эта книга отнюдь не исчерпывает собою даже важ­нейших тем, которые интересовали Флоренского и глубоко им разрабатывались. Задачи религиозной мысли Флоренский подраз­делял на два этапа: первый — обоснование веры и церковности, овладение их устоями, обретение Столпа и утверждения Истины. (Так называет Церковь Апостол Павел в «Первом послании к Ти­мофею»: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспре­кословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправ­дал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». — I Тим., 3, 14—16); вто­рой этап, это на основе обретенного на первом этапе — развитие учения о Мире (Макрокосме) и Человеке (Микрокосме). Первый этап П. Флоренский называл теодицеей (разрешение противоре­чия между беспредельным могуществом всеблагого Бога и сущест­вованием в мире зла), второй — антроподицеей (разрешение про­тиворечия между богоподобием человека и его греховностью). «Столп и утверждение Истины», как уже видно из подзаголовка этого произведения — «Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах священника Павла Флоренского» — целиком ограничен первым этапом. Исследование антроподицеи — следующий этап творчества Флоренского. Результаты его сложились в цельное фи­лософское учение, названное им «конкретной метафизикой». Главные произведения данного этапа — «Макрокосм и микро­косм», «Водоразделы мыли», «Иконостас», «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях», «Имена», «Очерк философии культа».

Однако, несмотря на несомненные достижения русской рели­гиозной философии в осуществлении мировоззренческого синте­за, наиболее значительные успехи в разработке мировоззрения новой эпохи были достигнуты не религиозными философами, а русскими эзотериками. Здесь, прежде всего, следует вспомнить имена основательницы теософии Елены Блаватской (1831—1891) и основателей Агни-Йоги Николая (1874—1947) и Елены Рерих (1869—1955 ).

Елена Блаватская. Главный труд Е. П. Блаватской «Тайная Докт­рина» имеет подзаголовок — «Синтез науки, религии и филосо­фии» и действительно представляет собой грандиозный синтез, ко­торый призван охватить не только все религиозно-мистические традиции, как Востока, так и Запада, но и ассимилировать в эту систему взглядов также науку и философию. Е. Блаватская стала основательницей мировоззренческой традиции, получившей в XX в. огромный расцвет, назовем для краткости лишь одно имя — Тейяр де Шарден, который также сделал одну из самых известных попыток такого синтеза, правда с иных, чем теософы, собственно религиоз­ных позиций. Однако, несмотря на многочисленные уже попытки глобального мировоззренческого синтеза, теософия по-прежнему остается наиболее грандиозной синкретической мировоззренче­ской системой, все более получающей признание в качестве фило-софско-методологической основы различных парарелигиозных форм.

Татьяна Платонова. Из новых крупных работ по теософии, из­данных русскими авторами, с нашей точки зрения наибольший интерес представляет книга Татьяны Платоновой «Тайная Доктри­на Гермеса Трисмегиста». Эта работа, как и «Тайная Доктрина» Е. Блаватской, также дается, как сказано в предисловии, «по пору­чению Белого Братства и Ложи Великих Учителей». Связь ее с ра­ботой Е. Блаватской определяется следующим образом: «К вопросу о том, является ли данный труд продолжением Тайной Доктрины, отвечу следующее: тайные Знания, обнародованные Е.П. Блаватской, являлись первой и начальной попыткой просветить челове­чество. Мы не преследовали цели дать Знания как таковые, а всего лишь попытались показать вам, что существует иное и от­личное от вашего понимания представление о мире. Нам приш­лось спорить, убеждать и доказывать, поэтому Тайная Доктрина изобилует огромным количеством цитат и ссылок на источники, вам знакомые, а также незнакомые, чтобы показать различные аспекты, точки зрения, узость и широту мышления наших оппо­нентов, претендующих на Истину. Мы считаем, что в целом нам удалось убедить человечество в его ограниченном взгляде на мир, и оно поняло, что существует нечто, не вписывающееся в катего­рии вашего мира. Это нечто лежит за пределами сознания и ныне обозначается вами как непознанное, невидимое, но, однако су­ществующее. Мы ориентируемся не на большинство, а на неко­торую критическую массу передового сознания, и сейчас стало абсолютно очевидно преобладание нового мышления над догма­тичным, желание разбить закристаллизованные и спрессованные формы и дать возможность уму свободно парить в пространстве, доселе ему неведомом. Итак, мы даем Новое. Это третья часть старого, но первая часть Нового Учения истинных Знаний. Змея всегда закусывает свой хвост, и является ли это символом круга, или вечным движением, или спиралью, или вечным восхождени­ем, — наверное, не так уж важно, хотя найдутся и такие, что будут долго ломать копья по поводу формы, которая не та, что была даже минуту назад» (Платонова Т. Ю. «Тайная Доктрина Герме­са Трисмегиста». М.: «Белый ашрам», 2000. С. 5—6).

Но теософия носит «элитарный» характер, поскольку доступна в основном людям, уже имеющим относительно высокий уровень духовного развития, хорошо знакомым с религиозно-мистиче­скими и оккультными учениями Востока и Запада и обладающи­ми достаточно высоким общеобразовательным уровнем.

То же самое можно сказать и о сформировавшейся в рамках теософии и выделившейся затем в самостоятельное учение антро­пософии. Известный русский поет Андрей Белый, стоявший у исто­ков популяризации этого учения в России, был лично хорошо знаком с основателем антропософии Рудольфом Штейнером. В настоящее время антропософия получила в России определенное распростра­нение, особенно — среди творческой интеллигенции.

Елена и Николай Рерихи. Учение Рерихов — »Агни-Йога» или «Живая Этика» — продолжает теософскую традицию (Елена Ре­рих даже перевела на русский язык два первых тома «Тайной Докт­рины» Е. Блаватской) и, с одной стороны, развивает и углубляет систему взглядов Е. Блаватской, с другой стороны, излагает глу­бочайшие мировоззренческие проблемы не в форме грандиозной синкретической системы, а в яркой, живой, афористической форме «прикладной этики». На примере Учения Рерихов особен­но наглядно виден принцип «спиралевидного» построения эзоте­рических концепций, когда исходный виток спирали познания рассчитан на людей начинающих свое духовное восхождение чуть ли не с нулевого уровня, и постепенно, по мере духовного роста, ос­ваивающих все новые и новые витки спирали познания, и так — практически до бесконечности. Именно поэтому Агни-Йога может представлять живой интерес для людей с самым разным уровнем образования и духовного развития. В настоящее время это одна из наиболее глубоко разработанных теоретически и наиболее эф­фективных в практическом отношении универсальных эзотери­ческих систем.