Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 18 из 69)

2. Падение Западной Римской империи

Диоклетиан отрекся от власти в 305 г., потому что, несмотря на блестящие внешние успехи, чувствовал себя усталым и неудовлетворенным. Вместе с ним отрекся и его соправитель на Западе Максимин. Вскоре умер находившийся под главенством Максимина цезарь Констанций Хлор. Правителями остались Галерий и Лициний на Востоке и сын Максимина Максценций и сын Констанция Константин - на западе. Между Константином и остальными правителями возникла война, в которой он использовал против них новое оружие - христианство. Константин, унаследовавший от родителей сочувствие к христианскому учению, первым из императоров открыто разорвал с язычеством и разрешил воинам-христианам изобразить на своих щитах первые буквы имени Христа; наконец, он сам выставил крест на своем знамени. Это привело к тому, что армия Константина сделалась средоточием нового учения и ее боеспособность возросла благодаря возникновению в ней религиозного воодушевления.

Война окончилась взятием Рима, и современники видели в этом успехе победу Христа над Юпитером. В 312 г. Константин и Лициний вместе издали Миланский эдикт, который разрешал всякому жителю империи следовать своему религиозному убеждению. Христианство было уравнено в правах с язычеством. Против этого выступил продолжатель политики Галерия цезарь Азии Максимин Деза. Сражавшиеся против него войска Лициния объединяли христиан и тех язычников, которые утратили веру в Греко-римских богов. Победил Лициний и остался правителем Востока, а Константин сделался правителем запада. Они пытались договориться между собой, и даже скрепили этот договор династическим браком: Лициний женился на сестре Константина. Однако единства между ними не получилось, и вскоре возникла война.

Победителем в этой войне был Константин. Эта победа способствовала восстановлению единовластия в Римской империи. При всей своей обходительности и христианском милосердии он был жестоким и решительным правителем в делах, касавшихся политики и государственной власти. Он подвергал казни своих политических противников и даже сына приказал убить за попытку устройства заговора с целью захвата власти. Константин отличался глубоким пониманием мировых отношений. После победы над Лицинием он не вернулся на запад, сознавая необходимость оставить Рим по двум причинам: в Риме были слишком сильны традиции Республики и Принципата, чтобы утвердить в нем новую самодержавную империю; второй причиной удаления Константина из Рима было то, что он резко порвал с Греко-римскими богами и едва ли мог бы себя хорошо чувствовать вблизи Капитолия.

Своей столицей Константин сделал Византий, древнегреческий город, контролировавший вход в Боспорский пролив. Византий был центром, где осуществлялось соприкосновение греческой образованности с богатым азиатским миром и с Иллирией и Фракией, которые поставляли империи лучших воинов. Отсюда Константин зорко следил за передвижениями варваров в Северной Европе и, выступив из Византия, нанес сокрушительное поражение готам и сарматам. В 330 г. Константин торжественно освятил новую столицу, переименовав Византий в Константинополь.

В административном управлении Константин в основе своей продолжал политику Диоклетиана. Однако в связи с переходом на сторону христиан нужно было легализовать взаимоотношения государства и христианской церкви. Константин не думал об искоренении язычества, однако предпочтение отдавал христианам при назначении на должности. Он запретил чиновникам из язычников совершать жертвоприношения богам от имени государства. Константин запретил культы, с которыми были связаны оргии и храмовая проституция, и закрыл посвященные им храмы. Были возвращены христианам конфискованные у них имения. Государство стало заботиться о построении и украшении христианских церквей. Государство признало церковную иерархию епископов и священников и установившиеся обычаи их избрания, их власть в церковных делах. Таким образом, государственная власть Римской империи способствовала укреплению единства христианской церкви. Империя не относилась безучастно и к спорам, возникавшим внутри церкви. Константин рассматривал христианскую церковь как влиятельную и могущественную корпорацию и старался поддерживать в ней единство. В особо необходимых случаях он собирал епископов и учителей церкви на соборы. Первый такой всемирский собор в Никее в 325 г. осудил ересь Ария, направленную против христианского учения Троицы и отрицавшую единосущность И. Христа и Бога, и Отца.

Император сам открыл этот собор и убеждал собравшихся прийти к единому мнению и принять решение, обязательное для всей христианской церкви. Константин называл себя всеобщим епископом. Действуя заодно с церковью, он подвергал гражданскому наказанию осужденных духовенством еретиков: конфисковывал их имущество и отправлял их в ссылку.

В 337 г. Константин умер, оставив 3-х сыновей. Они управляли империей не без раздоров. Средний - Констанций - пережил двух других. Он еще ревностнее, чем отец, боролся против язычников, но и церковь немало претерпела от его вмешательства в религиозные споры. Он стал на сторону Ария и начал преследовать тех епископов и священников, которые стояли на позициях Никейского собора. Особенно пострадал главный противник Ария Афанасий Александрийский.

После смерти Констанция императором стал его двоюродный брат Юлиан, при котором христианской церкви пришлось выдержать еще более тяжкое испытание. Юлиан был не чужд полководческого таланта и еще при Константине прославился победителем над вторгшимися в Галлию германскими племенами алеманов. Он был также патриотически-настроенным и хорошо образованным молодым человеком. По своим симпатиям он был более грек, чем римлянин. Юлиан много занимался философией и риторикой и поэтому с уважением относился к древнегреческой культуре и образованности. На христианство он смотрел как на чуждую силу, утверждение господства которой несло гибель древней культуре.

За то короткое время, что он был у власти (всего полтора года), он совершил все от него зависящее, чтобы разрушить дело Константина. Он возвратил язычеству его былое официальное значение, восстановил храмы богов, вытеснил христиан из государственного управления и школ. Однако Юлиан понимал, что нельзя просто вернуться к порядку диоклетиановой эпохи. И он, взяв за образец строгую иерархическую структуру христианства и его богословскую систему, решил реформировать язычество. В противоположность христианскому богословию он разработал догматику язычества, в основу которой была положена философия неоплатоников. Согласно этой философии, творцом мира являлся единый высший Бог, а все остальные божества были зависимыми от него духами. Было разработано и языческое нравственное учение, утверждавшее приоритет разума над чувственностью. Наконец, Юлиан сделал попытку устроить иерархию жрецов, распределив их по областям, подчинив их друг другу по образцу епископов и священников. Однако такие реформы были бы, возможно, уместны при Диоклетиане, теперь же они были запоздалыми, да, кроме того, навязаны обществу сверху.

Юлиан погиб на берегах Тигра в неудачном походе против персов в 363 г. и вся его политика восстановления язычества потерпела крушение. С гибелью Юлиана прекратилась династия Констанция Хлора. Войска выбрали императором Валентиниана I. Своим соправителем он сделал своего брата Валента, передав ему восточные области империи. Таким образом, диоклетианова идея разделения империи была вновь восстановлена. Это деление было вполне естественным, т.е. империя уже давно фактически была разделена на романизованный запад и эллинистический восток. В западной Римской империи господствующим был латинский язык и классическое римское право. В восточной части Римской империи преобладали греческий язык и греческая образованность. Теперь это деление на Западную и Восточную империю было официально закреплено.

Главное внимание императоров было обращено против варваров, натиск которых стал все более ощущаться. На востоке главными врагами были готы, с которыми Валент боролся до 375 г. Но в 375 г. он вынужден был принять на римскую службу целое племя вестготов, вытесненное из мест своего первоначального поселения начавшимся великим переселением народов. Тюркский союз племен гуннов двигался из Азии по южнорусским степям, преодолевая сопротивление всех встречных народностей. К гуннам по пути примыкали массы родственных иранским народам алан, сарматов, готов. Вестготы бежали перед нашествием и бросились к римским владениям. Валент принял их, следуя политике римских императоров со времени Проба, когда они не только вербовали воинственных варваров для армии, но и селили их вдоль границ целыми племенами. Но на этот раз поселение варваров в границах Римской империи привело к великому бедствию. Раздраженные притеснением римских чиновников, они восстали и при Адрианополе погубили римское войско вместе с самим императором в 378 г. Балканский полуостров подвергся страшному опустошению, но Константинополь вестготы взять не сумели. Прибывший на помощь полководец Валентина Феодосий подавил восстание и стал императором восточной части Римской империи.

Благодаря энергии и ловкости Феодосия в последние десятилетия IV в. империя успешно сдерживала натиск варваров, причем делала это с помощью тех же варваров, франков, готов, вандалов, которых императоры вынуждены были принять на римскую службу. Феодосий преследовал язычников и еретиков. По приказу его соправителя Грациана статуя победы была вынесена из сената. В этом язычники видели предзнаменование гибели Рима и требовали восстановления ее на старом месте. Им удалось на короткое время восстановить языческие культы, но вскоре после этого Феодосий все их низвергнул. Он стал на сторону Никейского собора и укреплял церковную иерархию. На востоке, и особенно в Константинополе, ариане имели преобладание. Феодосий использовал различные меры принуждения против них - заточение епископов, конфискация имущества, лишение гражданства. Главным поборником церкви, утвержденной Никейским собором, был миланский епископ Амвросий, который ставил выше всего ее имущество. Сам Феодосий признал его авторитет.