Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 28 из 69)

Также к числу оригинальных способов приобретения собственности относится находка клада (thesaurus) [41]. Под кладом римляне понимали движимое имущество, которое так долго было скрыто, что потеряло хозяина. Случайно найденный в чужом имуществе клад делится пополам между нашедшим и собственником в том случае, если собственник был поставлен в известность лицом, собирающимся искать клад. Намеренно отысканный клад, в тайне от собственника, целиком принадлежит собственнику имущества или земли. В неприкосновенном - священном или погребальном месте намеренно искать клад запрещено, но случайно нашедший клад становится его собственником.

К числу оригинальных способов приобретения собственности относится завладение землей, оставшейся без обработки. Если по истечении двух лет собственник с помощью виндикационного иска не возвратил брошенную землю, то обрабатывавший ее становился собственником на основе т. н. приобретательной давности, т.е. usucapio[42].

Особенно следует выделить вещи, брошенные прежним собственником. Вопрос о том потеряна ли вещь или выброшена, требовал серьезного рассмотрения, так как утраченную вещь необходимо было вернуть собственнику, поскольку последний мог воспользоваться виндикационным иском, который направлен против всех и без ограничения времени. Если же полезная, но не новая вещь обнаруживалась в таком месте, куда обычно выбрасывали ненужный хлам, то у нашедшего были все основания считать эту вещь бесхозной[43].

Выделяется также такой способ приобретения собственности как давность владения[44]. Римское право допускало, что лицо, добросовестно владевшее вещью в течение определенного срока, приобретало право собственности на нее даже в том случае, если у данной вещи уже имелся собственник. Срок давности устанавливался как раз с той целью, чтобы у прежнего собственника было достаточно времени отыскать и потребовать свою вещь. Если же собственник по истечении этого срока не объявлялся, то справедливость и хозяйственная целесообразность требовала признать право собственности на вещь за тем, кто ею все это время владел. В гражданском праве приобретательная давность называлась usucapio. Согласно законам XII таблиц (VI.3), для недвижимых вещей (прежде всего земля) устанавливался срок давности 2 года, а для движимых - 1 год. Предусмотренные сроки владения для тех и других вещей должны быть непрерывными.

Права на землю в провинциях не подлежали регулированию гражданскими нормами. Поэтому императорское законодательство установило особый способ правовой защиты длительного добросовестного владения провинциальной землей. Он назывался "прескрицией о давности владения (longitemporispraescriptio) [45] и заключался в следующем: когда собственник, надолго забросивший свое имение, возвращался и предъявлял иск тому, кто завладел его землей и обрабатывал ее, то претор делал приписку (praescriptio) к формуле иска, предписывая судье решить спор в пользу ответчика, если срок давности владения составлял 10 лет. Впрочем, если истец доказывал, что он постоянно проживал в другой провинции и поэтому не мог позаботиться об имении из-за большого расстояния между его местом жительства и спорным участком, то срок давности возрастал до 20 лет. Те же сроки приобретательной давности (10 и 20 лет) в провинциях устанавливались и для владения движимыми вещами.

В праве Юстиниана два способа установления приобретательной давности - usucapio и longitemporispraescriptio- были объединены. Были установлены единообразные во всей империи сроки приобретения собственности по давности владения: для движимых вещей - три года, для недвижимых - 10 лет, если прежний собственник вещи и ее нынешний владелец проживают в одной провинции и 20 лет, если они живут в разных провинциях.

Производные способы приобретения права собственности различались в зависимости от формы передачи собственности, которая в древнем гражданском праве имела характер торжественного обряда (манципация и судебная цессия), а в классическом праве сводилась к простой передаче вещи при соблюдении определенных условий (так называемая традиция).

Манципация (mancipatio) [46]. Право собственности на вещи, которые считались манципируемыми (resmancipi), т.е. земля (сначала в Лациуме, а затем во всей Италии), дом, рабочий скот, сервитут, рабы передавались от одного лица к другому, согласно установлениям гражданского права, с помощью торжественной церемонии, именуемой mancipatio. Церемония предусматривала: присутствие 5 свидетелей, весодержателя; приобретатель брал передаваемый предмет, произносил торжественную формулу: "Я утверждаю, что этот предмет мой по квиритскому праву, он куплен за эту вещь, взвешенную на этих весах", ударял кулаком по необработанной вещи, по весам и передавал медь отчуждателю, который принимал ее. Передача вещей, не являющихся предметом resmancipi, т.е. всех остальных, кроме земли в Италии, дома, крупного рогатого скота, рабов, сервитута осуществлялось без соответствующей церемонии, и эти вещи относились к категории resnecmancipi.

Манципация была возможна только между гражданами или чужеземцами, имеющими iuscommercium.

Другой способ приобретения, передачи и утраты квиритских прав предусматривал судебную уступку (iniurecessio) [47]. Судебная уступка происходила в форме фиктивного, мнимого судебного спора: прежний собственник вещи и ее приобретатель являлись к кредитору, и приобретатель заявлял, что вещь принадлежит ему. Прежний собственник молчал или соглашался, после чего претор объявлял вещь собственностью приобретателя. Кроме передачи права собственности, судебная уступка служила многим другим целям, например: установлению сервитута, отпущению раба на свободу, отказа от наследства. Также как древняя церемония манципации, так и судебная уступка были преданы забвению в конце классического периода, после того как iuscivile перестало быть привилегированным правом.

Следующим важнейшим способом приобретения права собственности являлась традиция[48] (traditio, т.е. передача). После того как вышли из употребления mancipatio и iniurecessio и стерлись различия между resmancipi и resnecmancipi, традиция возросла, а в юстиниановом праве она стала единственным видом вещного договора о перенесении права собственности на движимые и недвижимые вещи.

Необходимыми условиями переноса права собственности путем традиции являются:

совпадение намерений лица, передающего вещь, и лица ее принимающего в том, что вещь передается именно в собственность приобретателя, а не в пользование или другое держание;

наличие у лица, передающего вещь, права собственности на нее;

отсутствие запрета, установленного законом, завещанием, судебным приговором, на передачу данной вещи в собственность другого лица.

Традиция, как правило, подразумевала физическую передачу вещи из рук в руки. В частности, при сделках с недвижимостью допускалась т. н. "передача длинной руки" (traditiolongamanu (Дигест., 46, III, 79), которая сводилась к тому, что собственник рукой указывал приобретателю на приобретаемую вещь (например, земельный участок), хотя бы издали или наоборот, просто прийти к соглашению, что держатель без каких-либо физических усилий завладевает вещью, например, купит дом, который он до тех пор снимал. Этот последний вид традиции назывался "передачей короткой руки" (traditiobrevimanu (Дигест.41, II.17, §1)). [49] В кодификации Юстиниана традиция признана единственным производным способом передачи права собственности и вошла как важнейший принцип приобретения права собственности в международное право.

Приобретение собственности осуществляется в результате физического изменения вещей. Следующие изменения вещей могут вызвать изменение в праве собственности: а) соединение вещей, в) переработка их, с) разделение вещей на части.

Соединение вещей нескольких собственников производит общую собственность. В этом случае возможно соединение недвижимых вещей. Сюда относятся а) alluvio, т.е. постепенное уменьшение одного количества береговой земли вследствие размывания берега и увеличение количества земли другой части берега; в этом случае лицо, имущество которого увеличилось, становился собственником намытой земли; в) avulsio- случай, когда сразу часть береговой земли пристает к другому берегу; собственником ее становится собственник берега; с) alveusderelictus- если река меняет русло, то старое русло разделяется на равные части между собственниками того и другого берега соответственно границам их владений; d) Insulainfluminenata- вновь возникший в реке остров делится между собственниками того и другого берега по линии, проведенной по середине реки (если линия не захватывает острова, то он принадлежит ближайшему берегу.

Соединение вещи движимой с недвижимой - в этом случае движимая вещь считается приращением (accesio) недвижимой. Засеянное чужими семенами поле, здание, построенное из чужого материала, принадлежат собственнику земли. Собственник семян и материалов мог только требовать компенсации.

Соединение движимых вещей предусматривает следующие случаи, если соединенные вещи нельзя разделить: а) возникает общая собственность собственников отдельных вещей (слитые металлы); б) вещь переходит к собственнику главной вещи, если в целом одна вещь получит значение главной.

Если же вещи можно разделить, то: а) при равенстве вещей отношения собственности на каждую вещь сохраняются; б) при главной и побочной вещи собственником до разъединения остается собственник главной вещи. Собственник побочной вещи может требовать разъединения. Картина, нарисованная на чужом материале, принадлежит художнику, но всякое письмо на чужом материале принадлежит собственнику материала.