Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 30 из 69)

Говоря о характере владения как юридическом институте, римские юристы особенно выделяли волевой аспект правоотношения. Наряду с телесной материальной связью лица с вещью (corporepossidere) выделяется также намерение владеть (обладать) вещью (animuspossidendi (дух владения) или remsibihabendi (владение вещью для себя)). Animus (дух) у владельца всегда предполагается и о его утрате (при отсутствии открытого заявления) можно судить только по реакции его на захват вещи другим лицом. Держание не признается владением в случае, если воля обладать вещью, опосредованная соглашением с ее владельцем, поставлена в зависимость от другого лица, чья связь с вещью признается основой такого соглашения, Римские юристы различали владение на свое имя (possessionsuonomine) и владение от чужого имени (inpossessionenomineealienoesse). Последнее прилагается к правоотношениям типа аренда и узуфрукт, предметом которых не является сама вещь, а также к некоторым ситуациям, созданным частным соглашением контрагентов (поклажа, ссуда). Это же положение было распространено на ситуации, когда лицо держит вещь на свое имя, но владельцем не считается. Таким образом, вещь всегда находится под защитой закона и владеющей вещью должен иметь право владения, а право владения дается только тому владельцу, кто сознательно хочет владеть.

Кроме упомянутых выше двух видов выражения воли владельца (suonomine и alienonomine), бывает, что воля владельца также полна, как и воля собственника. Такую волю римляне называли animusdomini. Теперь это владение называется юридическим и основными чертами его являются фактическая власть над вещью (corpuspossessionis (тело владения)) и воля владеть, похожая на волю собственника (animuspossessionis).

Римские юристы выделили три типа владения: possessiocivilis (гражданское владение), possessioadinterdicta (владение, защищаемое претором) и possessionaturalis (естественное владение).

Possessiocivilis или possessiousucapionem (син. possessiocivilis) было защищенным владением, которое через usucapio могло привести к dominium. Это значит, что лицо, которое приобрело resmancipi неформально посредством traditio от собственника, так же, как и лицо, которое приобрело вещь, пригодную для usucapio, добросовестно и на справедливой основе (reshabilisbonafidesexiustacausa) от несобственника связаны с этой категорией. И тот и другой приобрели владение вещью на основе iustacausa и оба имеют animusdomini. Оба давностных владельца были защищены интердиктами и при соответствующих условиях Публициановым иском.

Possessioadinterdicta- это вторая группа защищенных владельцев, включавшая прежде всего собственника, добросовестного владельца (bonafidespossessor), не имеющего права на usucapio и недобросовестного владельца (malafidespossessor). Все эти лица имеют физический контроль над вещью, равно как и animusdomini. Интердикты для защиты их владения были, однако установлены для следующих владельцев: эмфитевт, суперфициарий, залогодержатель, владелец прекария и нейтральный посредник. Эту владельческую защиту трудно объяснить на основе теоретических принципов, поэтому необходимо руководствоваться практической необходимостью.

Фактическая власть над вещью без намерения обладать ею исключительно для себя (possesionaturalisили detentio) представляет собой незащищенное владение лиц, которые имеют физический контроль над вещью, но не могут обеспечить защиту с помощью интердиктов. Эти владельцы осуществляют физический контроль от имени других лиц и потому не имеют необходимого animusdomini. Поэтому, если detentor был лишен физического контроля над вещью, то лицо, от имени которого он выступал как detentor, давало основание для интердикта. Например, арендатор был detentor (держатель) и сдающий в аренду гарантировал предоставление интердикта на том основании, что он владел недвижимостью с помощью арендатора. В постклассическом праве первоначальная предпосылка, согласно которой владение признавалось как фактическое отношение, постепенно утрачивало свое значение по мере такого элемента защищенного владения как animusdomini. Также и такой элемент как corpuspossessionisмог не приниматься во внимание. Итак, лицо могло удерживать владение через третье лицо animosolo (голой волей), даже если физический контроль над вещью был потерян, и владение признавалось справедливым, т. н. iuspossesionis[57].

б) Приобретение, продолжение и прекращение владения

Двумя характерными элементами защищенного владения были corpusи animus и соответственно в классическом праве оба эти элемента имели существенное значение для приобретения защищенного владения. Приобретение физического контроля над вещью с намерением владеть ею подобно собственнику обеспечивало защиту владения с помощью интердиктов.

Защищенное владение сохранялось до тех пор, пока владелец успешно сочетал физический контроль над вещью с animusdomini и терял владение, как только один или оба этих существенных элемента исчезали. В постклассическом праве, однако, владение могло сохраняться голой волей (animosolo), так как больше предпочтения было дано animus.

Общего способа для приобретения фактической власти над вещью указать нельзя (взятие в руки, личное присутствие и т.д.). Приобретение вещи от прежнего владельца может быть двояким: во-первых, с согласия владельца передача владения (traditiopossessionis), если приобретатель был детентором вещи, то есть держателем, то передача оказывалась излишней - достаточно только одного согласия (brevimanutraditio- передача короткой руки); во-вторых, приобретение возможно без согласия владельца - тайное завладение. Приобретение фактической власти над вещью, не имеющей владельца, называется оккупацией (occupatio). Приобретение и сохранение владения могло осуществляться через третьи лица. Хотя посредничество в принципе не признавалось Римским правом, исключения постепенно входили в практику. При этом внешнюю сторону приобретения владения совершал представитель (посредник), но он должен иметь волю приобрести вещь для того, кого он представлял. Приобретатель же со своей стороны должен иметь animuspossessionis, т.е. волю приобрести владение для себя (alienocorporeanimosuo). Отношения между посредником и приобретателем могли быть основаны или на семейных отношениях (отец, господин раба) или быть свободными (представитель юридического лица). К этому виду приобретения владения относятся следующие случаи: отец семейства (paterfamilias) приобретал владение через лиц, находящихся под его властью; прокуратор приобретал владение для своего патрона и опекун (tutor) или попечитель (curator) могли приобрести владение для подопечного (pupillus) или недееспособного (furiosus).

Подобно этому владение могло быть сохранено посредством лица, находящегося под властью, но это правило было распространено на многих других представителей, таких как арендатор, поклажеприниматель, взявший взаймы и другие держатели.

Владение прекращалось, когда владелец, как уже отмечалось, терял либо волю владеть (но это должно быть сознательно высказано), либо фактическую власть над вещью (при невозможности или сознательной отказе восстановить эту власть). Владение через представителя (посредника) теряется, если владелец теряет волю владеть; представитель или посредник теряет фактическую власть над вещью или же желает владеть вещью не для владельца, а для себя.

в) Судебная защита владения

Владение защищается на суде, во-первых, владельческими исками преторского права, которые назвались интердиктами и, во-вторых, исками гражданского права, называемыми condictiones. Владельческие интердикты разделяются на следующие виды: interdictaadipiscendaepossessionis- это интердикты с целью установления владения. Они являются петиторными средствами, т.е. средствами охраны права, но не поссессорными (владельческими); interdictaretinendaepossessionis- это интердикты с целью сохранить владение и воспрепятствовать каким-либо нарушениям его противной стороной; interdictarecuperandaepossessionis- это интердикты с целью вновь получить владение, т.е. вернуть утраченное владение. [58]

Интердикты, направленные на то, чтобы сохранять владение, также называются interdictaprohibitoria, т.е. запретительные интердикты, потому что они запрещают лицу нарушать владения другого лица, в то время как интердикты, направленные на возвращение утраченного владения называются interdictarestitutoria, т.е. восстановительные интердикты, так как они предписывают определенному лицу восстановить владение. Тот же самый интердикт, исходя из обстоятельств, может быть либо запретительным, либо восстановительным.

Наиболее важными владельческими интердиктами являются: interdictumutipossidetis, т.е. интердикт, касающийся спора о владении недвижимостью и interdictumutrubi, т.е. интердикт, защищающий добросовестного владельца движимым имуществом, который сохранял владение в течение длительного времени в году, предшествовавшем изданию интердикта[59]. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных интердиктов. Interdictumutipossidetis (интердикт о владении недвижимостью) защищает настоящего владельца недвижимого имущества против всякого нарушителя его владения и этот интердикт в данном случае является запретительным. Если однако настоящий владелец получил это владение силой, тайно или явочным порядком от другого лица (viautclamautprecarioabaltero), тогда это другое лицо получало право на интердикт, даже хотя это лицо не находилось в состоянии владения. В этом случае интердикт являлся восстановительным, так как настоящему владельцу предписывалось вернуть владение лицу, от которого он получил его viautclamautprecario.