Смекни!
smekni.com

История Украины (стр. 1 из 37)

1

Существуют 2 точки зрения на образование К. Руси: норманнская теория и теория естественно-исторического образования Киевской Р?сч.

Норманнская теория — о несамостоятельном развитии ру<ч_кой государственности (основатели — немецкие ученые Байер и Миллер, приглашенные в 18 в. Екатериной II для работы в Русской Академии наук) — опирается;'

а) на «Повесть временных лет» — (основной источник того вре­ мени, написанный киевским монахом Нестором в нач. 12 в.), где пере­ сказывается легенда о приглашении славянскими племенами в качестве князей 3-х братьев во главе с Рюриком (+Сннеус, Трувор) — варягов (викингов, норманнов) но происхождению; • б) первыми руководителями К. Руси были норманны — кня-зья Рюрик, Олег; в) в сочинениях римских историков и ряде других неславянских летописей утверждается о дикости и отсталости восточно-славянских племен, что говорит^ якобы о их неспособности без помощи извне осно-} вать такое могущественное государство, как К. Русь.

2) Теория естественно-исторического процесса образования классов и государства у восточных славян: а) для этого существовали все необходимые экономические пред­ посылки: достаточно высокое развитие пр. сил (археологами найдены железные орудия труда; доказано отделение ремесла от с/х и другое, что говорит об имущественной дифференциации, от которой один шаг до образования классов и государства); многочисленные успешные военные походы славян приносили добычу и ускоряли процесс классообразования; захват старейшинами общинных земель говорит о начале складывания феодальных отношений и т. д.; б) археологические раскопкп указывают, что количество захороне­ ний воинов-норманнов ничтожно мало в сравнении с найденными захо­ ронениями русских воинов; в) в летописях последующих веков норманны не упоминаются, по­ этому можно сделать вывод, что их количество было мало и они быстро слились с коренным населением— ославянились; г) сравнительный анализ остатков вооружений норманнов и славян говорит о примерно одинаковом уровне развития производительных сил; д) в летописях прямо говорится, что еще до прихода варягов в Киеве правил 1-й князь — славянин Кий (кон. G—нач. 7 в.); франк­ ские «Вертинские анналы» впервые упоминают о государстве восточных славян (нач. 9 в.), когда в 838 г. к византийскому императору явились послы, утверждавшие, что «их народ зовут Росс и направлены они ца- ргм, называемым Хаканом, ради дружбы».

Вывод: с норманнами пли без норманнов, посточные славяне были в силах сделать последний шаг от разложения первобытно-общинного к феодальному обществу.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ

Господствует натуральное, хозяйство, при котором все необходимое производится не для продажи на рынок, а для внутреннего употребления.

12

Земледелие — основное занятие, по 2—3-польной системе возделы­вались: пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. культуры. Основными орудиями труда были: рало (деревянный плуг), борона, серп, коса. Скотоводство — разводились волы, лошади, коровы, овцы, свиньи, козы и т. п. Ремесло — до 60 специальностей: кузнецкое, ткацкое, гончарное, кожевенное, ювелирное и др. Внутренняя торговля — ремесленные изделия п"всеместно менялись на с/хозяйственные. Наметилась некоторая специализация районов: из Прикарпатья везли соль; с юга — хлеб, скот; с севера — меха. Внешняя торговля — К. Русь экспортировала: скот, хлеб, соль, ре­месленные изделия, меха; импортировала: вино, ткани, пряности, дико­винные товары и т. п. Крупнейший торговый путь — «из варяг в гре­ки» — по Днепру. Вспомогательные отрасли — охота (с помощью лука, стрел, сетей и .швушек); рыбная ловля (ловили крючком, неводом, били острогой); б' ртничество (собирательство дикого меда).

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ

Раннефеодальная монархия федерального тппа, при которой суще­ствовала следующая пирамида власти: а) во главе государства — великий киевский' князь; б) ближайшее окружение, при помощи которого великий киевский князь управлял государством: личная дружина, делившаяся па старшую (бояре, мужи) и младшую (отроки, детские); удельные князья, стоявшие свгими войсками в крупных городах (Чернигов, Переяслявль, Псков и др.) и управлявшие подчиненными княжествами. Совет из князей и старших дружинников составлял боярскую думу при великом князе, который собирал ее для принятия важных решений (выступление в поход, заключение мира и т. п.); в) суд, сбор дани и судебных пошлин осуществляли специальные дружинники, называвшиеся мечниками, верниками. г) управление небольшими городами осуществляли наместнпкп ве­ликого князя — тьтсяцкне и посадники. Зависимое население: «Смерды» — крестьяне, не попавшие в личную зависимость от феодала и эксплуатировавшиеся только путем взимания дани. «Закупы» — бывшие смерды, взавшие у феодала *'купу» -— ссу­ду деньгами, инвентарем, семенами и т. п. «Рядовичи» —' крестьяне, заключившие с феод-чл"-.' «ряд» — до­говор и за эта выполняющие различные работы в вотчине. «Изгои» — изгнанные из общины крестьяне, не имевшие права из-за этого пользоваться общинной землей (лугами, пастбищами и т. п.). «Холопы» — полурабы. 13

Феодальная эксплуатация осуществлялась путем:

а) экономического принуждения —.выплата княжеской дани; за­ ключение крестьянами канальных договоров с феодалами («купа", "ряд»); раздача фаодалами земли крестьянам, за что последние платили земель­ ную ренту (барщина, натуральный оброк, впоследствии — денежный об- рок); б) внеэкономическогого административного принуждения -- сословное неравноправие крестьян по отношению к феодалам. До BToрой половиы Х столетия на Руси не существовало индиви­ дуальной собственности на землю. Она считалась совместной собствен­ ностью князей, бояр, старших дружинников, а олицетворял ее глава своеобразной корпорации — киевский великий князь. Собственно же боярская земельная собственность складывается лишь в начале ХII века. !i силу агих особенностей восстания населения в Киеве (в 1068 и 1113 годах — наиболее крупные) не носили характера классовой борьбы.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКИХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ

Рюрик — варяжский предводитель, правил стачала в Ладоге, а в 862 г., воспользовавшись внутренними усобицами, захватил Новгород, что вызвало крупное восстание против варягов, подавленное в крови Рюриком. Новгородский князь. Именно с 860 г. летоисчисление начи­нает употреблять термин «Руська эра» и ведет его почти 30 лет. Олег Вещий (882—912) — последователь Рюрика; получив в 879 г. власгь от умершего Рюрика в Новгороде, сумел объединить Киев­скую и Новгородскую земли (убив правивших в Киеве князей Аскольда и Дира). Расширил территорию К. Руси, присоединив древлян, северян, радимичей. В 911 г. совершил победоност.щ поход на Константинополь. Игорь (912—945) — сын Рюрика, присоедини.! территорию меж­дуречья Днестра и Дуная. Огромную часть времени провел R военных походах; в 915 г. первым столкнулся с печенегами, подписал с ними мирный договор, через 15 лет нарушенный (из-за подстрекательств, пе­ченегов Византией, не заинтересованной в усилении К. Руси): 941 г. — поражение от Византии; 943—944 — захват Дербента и Южного При-каспия (союзника Византии); 944 г. — незначительная победа над Ви-зантнен; из-за, огромных затрат на военные походы увеличил дань, из-за чего был убит древлянам и "в 945 г. (при попытке собрать дань вторично). Убийство- объясняется и другими факторами.

Ольга (945—964) — жена Игоря, регент при малолетнем сыне Святославе; отомстила за убийство мужа, уничтожив 5 тыс. древлян и два посольства, прибывших сватать ее за древлянского князя Мала; про­вела налоговую реформу: определив количество дани — «уроки» и мес­та сбора дани — «погосты»; лично приняла христианство и установила дипломатические отношения с Германией, подняв авторитет К. Руси. 14

Святослав (964—972) — сын Игоря и Ольги, большую часть вре­ мени провел в военных походах, используя наступательную тактику, бы­ строту и внезапность, разгромил Хазарский каганат, Волжскую Болгарию, Дунайскую Болгарию и др. Ввел традицию назначать князьями в другие 'города своих сыновей (для укрепления единства К. Руси). Хотел перене­ сти столицу из Киева в Персяславец на Дунае (перекресток торговых путей) но потерпел в 971 году поражение под Доростолом от византнй-- цев, из-за чего отказался от претензий на дунайские земли. При возвра­ щении в Киев погиб в 972 г. в бою с печенегами в районе днепровских порогов. -В последние годы княжения Святослав проводил антихристианский террор, пытаясь переложить на христиан вину за собственные военные неудачи на Дунае. Он намеревался уничтожить всех христиан и «разо- рнти и сожесгн» их храмы.

Владимир (980—101.")) — победил в результате братоубийствен­ ной борьбы за княжеский престол в Киеве. Его основным соперником был брат Ярополк, отличавшийся вниманием к духовной жизни: возоб­ новил летописание, склонялся к расширению связей с более культурны­ ми странами Запада, Болгарией, Византией. Владимир взял власть как лидер антихристианского течения и, создавая систему языческого 6-божья, разрушал храмы. Присоединил земли вятичей п радимичей, но исключительно как колониальные анклавы. На юго-западной границе с •печенегами построил сеть городов-крепостей. Для пентрализ<тции влас­ ти в 988 году крестился сам, а в 989 году крестил население КЧРПСКО!"! Руси, причем не всегда добровольно жители отказывались от языче­ ства.

Ярослав Мудрый (1019—1054) — сын Владимира, будучи Новго­ родским князем, после смерти отца вышел победителем из междоусобной борьбы с братьями за Киевский престол. Юридически закрепил феодаль­ ные отношения на. Руси нведениеы сборника законов «Русская правда». Вместо приглашения митрополита из Византии — сам назначил его в 1151 г., стремясь оградить себя от византийского влияния. -Расширил права церкви и се земельные владения. Основал Кпево-Печергкую лав­ ру, 1-io библиотеку на Руси при Софийским с"боре. Построил южнует оборонительную .линию вдоль р. Ро^ь для защиты or набегов кочевников. Во внешшчг политике, как' и отец, больше полагался на дипломатию, чем на оружие. В традициях того времени, породнился с. кпролрвскими дворами Франции, Германии, Византии, Норвегии н т. п. (дочь Анна — королева Франции). При Ярославе К. Русь достигла высшего могущества. В то же время при нем действовала такая правовая норма, как кровная месть. В страну вливается сильная монашеско-аскетическая струя с Византии, что замедлило процесс Реформации и ренесгансннх явлений. 15