Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана (стр. 11 из 36)

Монументальные погребальные сооружения Тегискена из сырцового кирпича, наталкивают на мысль о привлечении к их возведению иноземных мастеров. Во время существования государства Усуней и Кангюй во II в. до н. э. - первой половине нашего тысячелетия, когда Шелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая пос.

32. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА

Города и поселения в VI – первой половине IX века.

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития осёдлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан, Семиречье. Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи.

В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем – взаимодействию осёдлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называемое вероцентристское направление, в котором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам.

В последние годы появились и другие взгляды на проблему, исследователи отмечают такие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, свободолюбие. Однако неправомерно рассматривать кочевой мир и мир земледельцев отдельно так, как они испокон веков существовали и развивались вместе и между ними существовали экономические и культурные связи.

Конечно, не всегда отношение кочевников и земледельцев были мирными. Имеются много исторических фактов об опустошительных набегах. Однако история знает примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом экономическая закономерность развития оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры.

Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзянь, проехавший здесь в 630 году.

Ряд исследователей считают, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колонизации.

В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйства. Показательно сложение городского быта, который в археологических материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамики, монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения.

Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI – IX веков, которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них – Исфиджаб, Фараб, Будухкет, Отрар, Шавгар. В этих городах выделяется: арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород).

В Юго-Западном Семиречье, по археологическим данным, насчитывается 27 городищ.

В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: центральная часть состоит из цитадели, шахристана, пригородная территория обнесена длинной стеной. Дома характеризуются двумя видами: квадратные либо прямоугольные, ко второму, относятся двухкамерные дома.

В основании жилища лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединённым коридором, через которые сообщались комнаты.

В цитаделях городов располагались дворцы, интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.

Города являлись центрами ремесла и торговли. Кроме международной торговли получила развитие и местная торговля. О развитие её свидетельствуют находки монет, которые обслуживали как местную торговлю, так и международную.

Местные особенности развития городской культуры накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.

Города и поселения во второй половине IX – начале XIII веков.

Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя Семиречье не попало под власть арабов, тем не менее, последствия завоеваний сказались на городскую культуру области.

Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время. В районе Таласского Алатау появились такие города как: Кедер, Весидж, Бурук, Карнар, Карачук, Сауран, Сыгнак, Джент, Асанас, Бекукет.

В этот период оседлая и городская жизнь распространилась в Центральном Казахстане. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыш. Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Дахлан, Астур. Раскопки города Талгар показали, что этот город был застроен кварталами. Дома группировались вдоль участка магистральной улочки. Всего домов в квартале 12 -14.

Новый элемент в застройках были мечети.

Появились новые типы жилищ. Эти жилища состоят из трёх помещений, расположенные на одной оси. Новые типы жилищ появились в городах юго-западного Семиречья. Для них характерен центрический план. Это когда все комнаты расположены вокруг какого-либо дворика. Эта архитектура характерна для богатых домов. Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были загоны для скота с отдельными стойлами для животных. Сочетание жилья с двором для скота, наличие юрт свидетельствует о сохранение горожан традиций скотоводческого и кочевого хозяйства.

Намечается прогресс в керамическом ремесле. Развитие получили такие изделия как графин, кувшин, чаши, кубки, флаконы. Из стекла изготавливали оконные диски.

Кузнечное ремесло оставалось одним из самых важных. Изготавливали изделия из меди так как медь находилась неподалеку от городских центров в Каратау, Киргизком, Таласском, Джунгарском Алтае.

Развитие получило косторезное ремесло и обработка камня. В городище Талгар найдены костяные шахматные фигуры.

Высокого уровня достигла в это время торговля по Шелковому пути.

Рост городского населения потребовал увеличения товарности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась оросительная система.

В IX – XII веках наблюдается заметное изменение в развитие городской культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречье в сферу политических, экономических отношений.

34. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине VII в., в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна, начавшего завоевание Мавераннахра, где находились города Самарканд, Бухара, Шаш, Насаф, Кеш, Хорезм, Мерв, Ходжент, Баласагун, Узгент и Виса. Сам процесс установления ислама в Казахстане был длительным и сложным. В IX в. в результате саманидских завоеваний были исламизированы карлуки, прежде исповедовавшие несторианство. В 893 г. на месте разрушенной несторианской церкви в Таразе возвели мечеть. С этого времени карлукская знать, а вслед за ней и все население принимают ислам.

Укрепление позиций ислама происходит при Караханидах (Х-ХII вв.). Историки отмечают, что после 960 г. разгорается длительная "борьба за веру" Караханидов против своих "неверных" соседей на севере и востоке, отраженная в героических сказаниях о сражениях гази с язычниками. Однако первоначально ислам утверждается, главным образом, в городах, среди оседлого населения.

Особая роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии и Казахстана принадлежит Ходжи Ахмеду Яссауи (Хазрет-Султан-ал-Арифин) (1103-1166/67), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммеда, а город Туркестан, где он проповедовал, - малой Меккой.

Исторические источники говорят о том, что учителями Ахмеда Яссауи были шейхи-суфии. Его считают одним из первых последователей Абу Якуба Юсуф-ал-Бузенджирди ал-Хамада-ни (Юсуф Хамаданский) [ум. в 1140 г. и похоронен в окрестностях бывшего Мерва, ныне г. Мары]. Некоторое время Ахмед Яссауи был главой бухарской общины суфиев, но, в основном, его проповедническая деятельность проходила в городе Ясы (Туркестан). Перу Яссауи принадлежит знаменитое сочинение "Хикмат" ("Премудрость"), написанное на тюркском (чагатайском) языке. В 1996 г. издан перевод "Хикмата" на казахском языке.

Яссауи был основателем и руководителем дервишского ордена, принявшего его имя. Иначе орден назывался Ходжагомы и Джахрия-и-Султанийя. Этот орден сыграл большую роль в распространении ислама среди тюркских племен. Учение Яссауи послужило основой для появления таких крупных суфийских орденов, как Бекташийа и Накшбандиа. О высоком духовном авторитете Хазрет-Султана свидетельствует и величественный архитектурный комплекс, построенный на его могиле по приказу Тимура.

Укреплению позиций ислама способствовало принятие мусульманства Золотой Ордой. Этот процесс начался при хане Берке (1255-1266). В 1283 г. ислам принимает хан Тудеменгу, а за ним хан Узбек. Еще более усиливаются позиции ислама в XIV в. при Тимуре.