Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана (стр. 22 из 36)

83. ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ВЕРНОГО, КАПАЛА, ЛЕПСЫ.

2 июля 1853 г. отряд майора Перемышльского выступил из Капала. Обследовав северные предгорья Алатау и Талгара, командир отряда выбрал место для укрепления, где река Малая Алматинка сбегает с гор и устремляется в степь. Один из официальных документов свидетельствует о том, что весной 1854 г. приступили к сооружению Зайлийского укрепления, именованного Верным. Новое укрепление было основано на левом берегу Малой Алматинки, Верное было сооружено на месте древнего поселения Алмату, развалины которого местные жители называли «крепостью города Алматы». Весь 1854 г. прошел в строительных хлопотах. Первоочередными объектами были казармы, пороховые погреба, склады для оружия и боеприпасов, провиантские магазины. За крепостным валом обнесенным деревянным забором и опоясанным главным рвом, в казармах и бревенчатых избах к осени 1854 г переселились первые жители. Укрепление Верное представляло собой в плане неправильный, обнесенный частоколом пятиугольник, одна сторона которой располагалась вдоль Малой Алматинки. В последствии деревянный частокол был заменен стеной из сырцового кирпича с бойницами. Основные строения заводились вокруг большого плаца для военных учений и смотров. Летом 1855г из Капала в Верный переместилась резиденция пристава Большой орды. В 1856г сюда прибыли новые группы переселенцев. В 1857 г поблизости от Татарской слободки появилась первая в Верном водяная мельница, а следующем году был построен небольшой пивоваренный завод. С образованием области Верный стал развиваться как административный центр Семиречья. Город строился на юг и запад от Большой Алматинской станицы. Строительством руководил Зенков. Город Верный развивался как экономический и культурный центр обширной и богатой Семиреченской области.

84. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. (ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА).

Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России. До XVIII в. имена казахских акынов, время, в котором они жили, почти не были известны. Сапыра-жырау, Жалгыз-жырау и др. упоминались лишь в преданиях, эпосе, легендах, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с сер. XVIII в. и особенно в нач. XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненными ими песен и сказаний. С сер. XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться.

Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-раздумий, выражавших идею сохранения и упрочнения феодального строя, поддерживал хана Аблая. Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил с своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Песни-размышления Б-ж пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющим в себе все три казахских жуза. Он идеализировал образ Аблая как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.

Песни др. жырау – Татикара, Умбетея, Шала – почти не сохранились. Известна жоктау Умбетея, посвященная смерти батыра Богенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Богенбай в жоктау Умбетея – идеальный образ защитника народа.

Крупным певцом-импровизатором и сказителем XVIII в. был Татикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склонятся ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.

Певцы Шал, Котеш, Жинкиси-жырау, жившие в нач. XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков. Песни акынов-импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке.

Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.

Множество экспромтов характеризуется творчество акына Шала (1748-1819). Они связаны с отдельными событиями в истории казахского народа. У него много стихов-посвящений и эпиграмм. Основная тема творчества Шала – жизнь человека, ее смысл, вопросы морали, этики, религии.

Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.

Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героические эпосы, сказки, пословицы, бытовые обрядовые песни – произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа.

Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Было распрастранено традиционное исполнительство – сольное пение и сольная игра на инструменте, основными формами являлись песни и кюи. Бытовало более 20 разных муз. инструментов – шертер, жетиген, кепшек и др., позволявшие привлекать только небольшое количество звуков однообразного тембра, - перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными. Одаренность проф. муз. деятелей выявлялась на специальных айтысах в присутствии многочисленных зрителей. Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.

85. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

В начале XIX в. в Казахстане грамотность по-прежнему была очень низкой. Читать и писать могли только служители культа и отдельные представители феодально-султанской верхушки. Такое состояние грамотности прежде всего было обусловлено низким уровнем общественно-экономического развития края. Мектебы являлись частными и содержались за счет родителей учеников. Преподавали в них муллы, большинство из которых слабо знали арабский язык. Обучение заключалось в механическом заучивании учениками догм магометанской религии по учебнику Шараит ул-иман, хафтияка – одной седьмой части корана и самого корана. Дети не всегда справлялись с заданиями мулл. Для продолжения образования детей состоятельных родителей направляли в медресе Бухары, Самарканда, Ташкента и других центров среднеазиатской мусульманской культуры. Присоединение Казахстана к России способствовало развитию здесь и русского образования, которое берет свое начало с созданных в Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске и др. городах русских школ. В этих школах обучались дети городских жителей и казачества. Первая школа стала функционировать с 1761 года на Змеиногорском свинцово-цинковом руднике. К середине XIX в. на территории нынешней ВКО действовало 16 подобных горных школ. Специальные кадры для работы в военных ведомствах на местах поставляли «гарнизонные школы», открытые в 1765г. Распространению русского образования среди казахов способствовала открытая в 1789 г. «Азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы владели кроме русского арабским, персидским, турецким и др. восточными языками, знали топографическое и землемерное дело. В подготовке чиновников для местной российской администрации из числа переселенческого населения немалая роль принадлежала открытым в 1813 г. в Омске и в 1825г. в Оренбурге военным училищем, преобразованным в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус и в 1844 г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В них учились и дети отдельных представителей казахской феодальной аристократии. Кроме военных дисциплин слушателям преподавали всеобщую историю и историю России, русскую и западноевропейскую литературу, физику, основы философии, географию, математику, минералогию, зоологию, ботанику, лесоводство, русский, французский, немецкий, турецкий, монгольский, арабский и персидский языки. Все эти школы, как отмечалось в правительственных циркулярах, должны были «способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей». Немало сделали в этом отношении школы, организованные в Ханской ставке, а Букеевской Орде в 1841 г. и при Оренбургской пограничной комиссии в 1850 г.