Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана (стр. 9 из 36)

Хозяйство. Формы хозяйствования. Основной хозяйственной деятельностью кипчаков было экстенсивное скотоводство. Они были кочевниками. Плано Карпини свидетельствует: «они (кипчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, лошадьми. Вьючного скота у них огромное количество, какого, по-нашему мнению, нет ни у кого в целом мире». Однако, кипчаки не были «чистыми» кочевниками, значительная их часть вела полукочевой образ жизни, а часть, которая не имела возможности кочевать, оставалась на зимовке и занималась земледелием. Сеяли в основном просо, а также пшеницу и ячмень. Подспорьем в хозяйстве кипчаков была охота и отчасти рыболовство. На базе скотоводческого сырья базировались домашние промыслы, ремесло. Добыча железа, меди составляло характерную черту хозяйства кипчаков.

26. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ТЕРРИТОРИЯ КИПЧАКСКОГО ГОСУДАРСТВА

Территория от Иртыша до Волги в XI-XII вв. кипчаки были самыми многочисленными из всех тюрко-язычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Кипчаки составляли несколько основных групп племен: алтайско-сибирскую; казахстано-приуральскую; проданскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. На Руси их называли половцы, в Европе – кошаны, на Востоке – кипчаки. Кипчаки в эпоху средневековья сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм. Кипчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, китайского, индийского и арабского народов.

27. УЛУСЫ НАЙМАНОВ, КЕРЕИТОВ И ЖАЛАИРОВ

Ранние государства найманов, кереитов и жалаиров возникли на востоке Центральной Азии. Найманский племенной союз образовался в середине VIII в. между верхним Иртышом и Орхоном и назывался Секиз-Огуз – «союз восьми племен».

Первые сведения о кереитах относятся к последней четверти XI в. в связи с принятием ими христианства. Известно, что в 1007г. найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Кереиты занимали территорию среднего течения реки Орхон и бассейна реки Онгин.

Государства кереитов и найманов были очень схожи по своему политическому устройству. Во главе стоял хан, передававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде – ставке хана и осуществлялись служилой знатью – черби. Существовало делопроизводство, официальные бумаги скреплялись ханской печатью. Все население делилось по военно-административному принципу на тысячи, сотни и десятки. Делопроизводство велось на уйгурском языке. Большая часть кереитов и найманов были христианами несторианского толка. Это означает, что у найманов и кереитов существовали раннефеодальные отношения, государственная организация и этнокультурные контакты с другими государствами.

Племена жалаиров обитали в верховьях реки Орхон. Это были кочевые скотоводческие племена. Их государственные образования представляли собой улусы. Улус владел определенной территорией, имел свои границы. Правители улуса – хан располагал аппаратом управления, войском, имел ставку – орду. В ходе борьбы с монголами в 1190 – 1206гг. из Центральной Азии на территорию Казахстана прибыло много разгромленных групп найманов, кереитов, жалаиров. Часть из них осталась в Восточном Казахстане и подчинилась монголам, часть переселилась в Семиречье и далее на запад и влилась в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности в состав казахского народа. В 1206г. под давлением войск Чингисхана Кучлук-хан, глава найманов, с зависимым от него народом переселился в Семиречье. В это время каракитайские правители находились в затруднительном положении. Они обратились к Кучлук-хану за помощью, чтобы покорить мятежных вассалов. После смерти гурхана каракитаев Гжилугу власть Кучлука значительно усилилась. Так в 1211г. он покорил каракитаев и стал проводить политику жестокого преследования мусульман. А в 1213г. начал военные действия против мусульманского владения с центром в Алмалыке. В 1218г. монголы разбили найманов, а бежавшего Кучлука убили в Бадахшане. Найманы вошли в родоплеменной состав Среднего жуза. Часть кереитов осталась в Северном Казахстане и тоже влилась в Средний жуз.

28. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В X – XIII ВВ.

Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанным с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Исфиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Коялык, Мерке, Кулан и другие. Формировались они в VI – X вв. на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция, близкая к среднеазиатской. В X – XII вв. появляются новые города – Коялык, Ашнас, Сыгнак, и другие. И было около 50 (новых). Они имели канализацию, водопровод, бани. На юге Казахстана и в Семиречье была распространена денежная торговля, добывали золото, серебро и медь. Известно два казахстанских монетных дворов в это время – Тараз и Исфиджаб. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X – XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI – XII вв.), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации – коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как орхонские надписи, кюльтешн и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В.Вельяминова-Зернова, у Г.Потанина. В народном предании Коркут – это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя. Ярким свидетельством достижений в культурной жизни тюркских народов на рубеже новой мусульманской эпохи X – XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – «Кутадгу билик» («Благородное писание», 1069 – 1070гг.) Юсуфа Баласагунского и «Дивану лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгари, «Хакшет» («Премудрость») – сочинение поэта, шейха Ходжа Ахмета Яссауи, ставшего мусульманским святым. Ему и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с обыденным сознанием тюркских народов, с зароастрийскими представлениями, древними верованиями Неба, Аруакам, Тенгрианством.

29. КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ (МАРКО ПОЛО, ПЛАНО КАРПИНИ, В. РУБРУКА)

В середине XIII в. берет начало цепь длительных и опасных путешествий в Казахстан и Центральную Азию.

Первую поездку возглавил видный деятель римской католической церкви, монах ордена францисканцев-моноритов, проповедник и дипломат, занимавший высокие должности в Испании, Германии и Ватикане, итальянец Джованни дель Плано Карпини, вошедший в историю под латинизированным именем Плано Карпини. Свой долгий путь он начал 16 апреля 1245 году.

Гильом де Рубрук также был Францисканским монахом-миноритом, весьма близким к семье короля Франции.

Посланные ко двору великих монгольских ханов римским папой и французским королем, миссии Карпини и Рубрука, на которые возлагались, кроме дипломатических и религиозных поручений, специальные задания по разведке, проникают через степи Восточной Европы и Казахстана в самое сердце Азии. Эти места они посетили спустя несколько десятилетий после монголо-татарского нашествия. В районе Сырдарьи Карпини и его спутники нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошительных селений. Сохранились его сведения о массовом истреблении монгольскими завоевателями кочевых тюркских племен кангитов (канглы), команов (кипчаков) на территории Западного и Центрального Казахстана.

Рубрук, проезжавший Казахстан в 1253 – 1255гг., оставил свидетельство о разрушении земледельческой культуры, об исчезновении городов Семиречья, в частности, Илийской долины. Вот что он написал: «Мы въехали на очень красивую равнину, имеющую справа высокие горы, а слева некое море или озеро, тянущиеся на 25 дней пути в округе (озеро Балхаш)… На вышеупомянутой равнине прежде находилось много городов, но по большей части они были разрушены монголами, чтобы пасти там свои стада…».

Но Рубрук все же застал остатки былого величия городской культуры Казахстана. Он оставил описание городов в долине реки Или - Коялыка и Ики-Огуза.

Карпини и Рубруком, а также другими путешественниками, такими как армянский царь Хетум I (1253г.), итальянский купец Франческо Пяголотти и араб ибн-Баттула (1340г.) в качестве торговых центров в Казахстане названы города Сарайчик, Отрар, Алмалык. Описание Карпини и Рубрука содержали информацию о землях и народах, обитавших, в том числе и в Казахстане, и об их нравах, быте, жизни, духовной культуре, общественном устройстве.