Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана (стр. 2 из 36)

По сравнению с памятниками нижнего палеолита стоянок верхнего палеолита обнаружено мало. В Восточном К. обнаружены стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское.

Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру, расположенную на краю мыса, входом на запад. Пещера включает два грота и навес.

Стоянка Шульбинка – Ново-Шульбинский район Семипалатинской области. Помимо культурно бытовых останков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку, головой на запад. Найдено более 5000 каменных изделий.

Неолитическая стоянка в пещере Караунгур находится на правом берегу реки, в 1,5 км к северу от села Караунгур, Тюлькубасского района Южно-казахстанской области, или 43 км к северо-востоку от г. Шымкент.

В Западном К. в Атырауской области обнаружены стоянки Шатпаколь, Кульсары 1-4, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жилан-Кабак, Койкара, Сарыкамыс, Шаянды и др.

Местонахождение Шатпаколь находится в 12 км к северу от села Шотпарторгай Эмбинского района. Стоянки Кульсары 1-4 находятся вокруг поселка городского типа Кульсары. Каменные изделия обнаружены недалеко от села Аккизторгай.

Местонахождение Кыз-Емшек – недалеко от горы Иман-кара, в 33 км к юго-юго-востоку от горы железнодорожной станции Жантерек. Каменные изделия найдены на вершине горы и у обрыва р. Кайнар.

Стоянки Сарыкамыс и Шаянды обнаружены на дюнах в 3-4 км на юг от села Сарыкамыс Эмбинского района.

Памятники эпохи бронзы. В Центральном К. обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки – петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников. В центральном К. в раннему нуринскому периоду относятся могильники Акшатау, Бугулы, поселение Ботакара. Наиболее известные и исследованные могильники атасуйского периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар, Айшарак. Большая группа могильников и поселений находится в долине реки Атасу. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 1500 кв. м и состояло из 35 землянок и хоз. построек. Поздний этап бронзы в Центральном К. знаменуется формированием новой культуры – бегазы-дандыбаевской. К раннему этапу этой культуры относится могильник Аксу-Аюлы 2 южнее Караганды. Самый большой курган имеет высоту 2 м и диаметр 30 м.

В это время распространяются наземные жилища со стенами из камня. В поселении Тагибай-Булак обнаружено 6 прямоугольных жилищ.

В Северном и Западном К. открыто более 80 поселений и 90 могильников. К Федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль. К Алакольскому – могильник и поселение Алексеевское, могильник Ефимовка, Петропавловский (Северный К.). На запад – Тасты-Булак.

При раскопках поселения Вишневка в районе г. Петропавловска найдено прямоугольное жилище. На границе Костанайской и Челябинской областей обнаружен прототип древних городов – город Аркаим. В период средней бронзы появляются полуземлянки; на полу 1-8 очагов. Такие жилища открыты на поселениях Явленка и Тасты-Булак.

В Восточном К. развитие андроновской культуры шло такими же путями. В долинах Иртыша, Бухтармы, Курчукма, в горных районах Алтая, степных районах Тарбагатая и Саурана найдены десятки поселений и могильников. К поздней бронзе относятся большинство могильников захоронения Канай, а так же одноименного поселения. Известны могильники Сарыколь и Койтас.

В Семиречье и в Южном К. обнаружены крупные скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау.

Средняя бронза Семиречья представлена могильниками Тамгалы и Каракудук. На юге К., в Каратау, раскопан могильник Таутары.

В низовьях Сырдарьи, а Приаралье открыты уникальные памятники эпохи бронзы - мавзолеи Тегискена. Наиболее ранние мавзолеи выстроены из сырцового кирпича, основой планировки является круг, вписанный в квадрат внешних стен.

5. АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА.

Племена, обитавшие на территории К. в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, наскальные рисунки). Которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по мету первых раскопок могильника у села Андроново, рядом с городом Ачинском в южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Андриановым. В 1927 г. археолог Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном К. и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территории – Минусинска на востоке до Урала на западе. Позже андроновские памятники были найдены на юге, западе, востоке, севере и в Семиречье Казахстана и в Ср. Азии.

Эта культура разделяется на два этапа – ранняя и средняя бронза. Эпоха ранней бронзы носит для Северного К. название Федоровского, а для Центрального К. – Нуринского периода. Средняя бронза в Северном К. носит название Алакульского, в Центральном К. – Атасуйского периода. Начиная с 12 века до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном К., и бегазы-дандыбаевской - в Центральном К. в Семиречье формируются памятники «семиреченского типа», на западе – «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших племен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких культур.

6. БЕГАЗЫ-ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА.

Начиная с 12 века до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном К., и бегазы-дандыбаевской - в Центральном К. Название свое она получила от двух грандиозных сооружений – мавзолеев Бегазы и Дандыбай открытых в Центральном К. историком Маргуланом. Первый находится в северном Прибалхашье, а второй – в Карагандинской области. Оба сооружения отличаются монументальностью, характерной для культурных сооружений бронзового века. К раннему этапу этой культуры относится могильник Аксу-Аюлы 2 южнее Караганды. Самый большой курган имеет высоту 2 м и диаметр 30 м.

В это время распространяются наземные жилища со стенами из камня. В поселении Тагибай-Булак обнаружено 6 прямоугольных жилищ.

7. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДОИСТОРИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА.

Появление культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление её мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным. Захоронения неандертальцев, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронили в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускали каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти, возможно, задумывался о загробном существовании.

Существовали у неандертальцев и другие ритуалы, в частности охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшиеся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков.

Однако нормального расцвета доисторическое искусство достигает только с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем.

Усложнился и похоронный обряд людей верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда. Получают распространение ранние формы религии – магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний, круг духовной культуры человека. земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство – по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография – рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации, что ведет к появлению орнамента.

Эпоха бронзы была временем становления религии с особыми служителями культа – жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время, обретающих образы богов.

Развитие ремесла стимулировало развитие прикладного искусства – ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляется художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.

Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем в буквенное. С появлением письменности первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и других странах эпоха доистории завершается.

8. ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ САКОВ.

В 1 тыс. до н.э. на территории Ср. Азии, Ближнего и Ср. Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В 6 веке на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. Основателем его был царь группы персидских царей Кир 2, который в 550 г разгромил и подчинил Мидию и создал огромную державу, включающую в себя и Южные районы Ср. Азии. В состав Ахеменидского государства входила Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака, а народы Ср. Азии были завоеваны или подчинены им.

В степях К., по сведениям древних источников, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именовались саками, а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов.