Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана (стр. 6 из 36)

На юге К. и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешибе, Красной речке, Новопокровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также находки буддийских статуэток и стрел с буддийскими персонажами и сценами.

К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин средневекового города Исфиджаба (Сайрама).

В 7-8 вв. н.э. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного К. и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780-819) христианство было принято царем тюрок, видимо, карлукским джабгу. На рубеже 9-10 вв. была образована особая карлукская метрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи.

О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют надмогильные сирийские надписи и согдийские надписи на керамике.

Своих приверженцев в Семиречье и на юге К. имело и манихейство, в первую очередь среди оседлых жителей. В обнаруженной в Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения «Свешенная книга двух основ», говорится о том, что данная книга была написана в Таразе. Манихейские общины существовали в Баласагуне и Чигильбалыке.

Среди жителей средневековых казахстанских городов были и приверженцы зороастризма. Памятники зороастризма можно проследить в сырдарьинских городах и в Семиречье. Это остатки башен, которые можно связывать с башнями огня. Они сохранились в городищах Костобе и Красная речка. Многие связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах К. и после появления ислама.

Однако распространившийся в К. ислам вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы.

Источники 8-9 вв. свидетельствуют об исламизации населения южного К. Это связывают с арабскими завоеваниями этого периода.

В начале 10 в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан в 960 г. объявил ислам государственной религией.

14. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ (КЮЛЬТЕГИН, ТОНЬЮКУК, БИЛЬГЕ КАГАН И ДР.).

В начальный период истории Тюркского каганата, не позднее второй половины 7 в., на основе согдийской письменности, дополненной несколькими знаками возникло новое письмо.

Древнетюркское письмо было впервые открыто в долине реки Енисея в 20-х гг. 17 в. немецким ученным Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра 1, и сопровождавшим его пленным шведским офицером Страленбергом. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами. В 1889 г. русский ученный Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине реки Орхон, огромные каменные стелы с руническими надписями. По месту находки основных памятников это письмо стали называть «орхоно-енисейским».

Самые крупными образцами рунического письма являются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. Они были воздвигнуты в эпоху второго Тюркского каганата (689-744 гг.) и Уйгурского каганата (745-840 гг.). Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские надписи – стелы в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюльтегина, воздвигнутые в 732-735 гг., а так же стела советника каганов второго Тюркского каганата Тоньюкука, созданная вскоре после 716 г., еще при его жизни.

На территории Ср. Азии и К. следует выделить 2 группы рунических памятников – ферганскую (мелкие надписи на керамике, 8 в.) и семиреченскую (на территории Кыргызстана и К.). Сюда относятся одиннадцать надписей на камнях-валунах (8 в.) и наскальные тексты в ущелье Терек-сай (долина реки Талас), надписи на керамике, обнаруженные близ г. Джамбул, мелкие надписи или отдельные значки на монетах и бытовых предметах, надпись на деревянной палочке (выявлена при горных работах в долине р. Талас), а так же надписи на двух бронзовых зеркалах из Восточного К. и краткая надпись на глиняной пряслице с Талгарского городища (близ г. Алматы).

15.ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ: ВОСТОЧНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ ТЮРКСКИЕ КАГАНАТЫ.

Первое упоминание этнонима «тюрк» относится к китайским летописям 542 года. Китайцы считали тюрок потомками гуннов. В 546 году, благодаря присоединению на Алтае разгромленного большого войска племени теле в количестве 50000 кибиток, тюрки заметно усилились. Весной 552 года предводитель тюрок Бумын выступил против своих сюзеренов аваров и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах этого государства они создали тюркский каганат. Родоначальником правящей династии стал Бумын-каган (умер в 553 году). В годы правления его приемника Мукан-кагана (553 – 572) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, кыргызы на Енисее, их данником стала Северокитайское государство.

В 561 – 563 гг. тюрки заключили с Ираном антиэфталитский союз. В 564 году шах Ирана Хосров Ануширван (531 – 579) отнял у эфталитов стратегически важную область – Тохаристан. В 587 году – эфталиты разбиты тюрками под Бухарой. Границы сверх политического влияния и западно-тюркского каганата была Амударья.

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелкового пути стран Средиземноморья. Иран препятствовал установлению торговых отношений между Византией и каганатом. В 568 году согдийский купец Маниах возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь, где было заключено торговое соглашение и военный договор против Ирана. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 000 золотых ежегодно и не препятствовать торговым точкам. В 571 году Истеми овладел Северным Кавказом и вышел к Босфору. Его сын Турксанф захватил Керчь и вторгся в Крым в 576 году, но вскоре покинул полуостров. Окрепший Иран в 588 году нанес под Гератом поражение тюркам.

Период усобиц (582 – 593) в Тюркском каганате завершился в 603 году выделением Западнотюркского каната.

Западнотюркский каганат (603 – 704)

Этнополитическим ядром каганата стали «10 племен» (он ок и бодун), занимавшие территорию от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу пять племен нушиби. Столица – город Суяб, около города Токмак в Киргизии, а летняя резиденция Минг-Булаг (близ города Туркестана). Вершина могущества – достигнута при Джегуй-кагане (610 – 618) и его младшем брате Ток-джабгу кагане (618 – 630). Походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии.

Хозяйство преимущественно кочевое и полукочевое, но было и земледелие. Население занималось торговлей и ремеслами.

Общественное устройство.

Первым лицом в каганате был каган – верховный владыка, правитель, военачальник и собственник всех земель. Высшие титулы в каганате – ябгу, шат и эльтебер – принадлежали к каганскому роду. Судебные функции выполняли буйруки и тарханы. Основное население каганата состояло из свободных общинников-скотоводов. На завоеванных землях в основном сохранялось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана тудуны контролировали сбор подати и посылку дани в каганскую ставку.

Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640 – 657) привели к вторжению в Семиречье Танской империи. Все это привело к возвышению тюргешей и установлению в 704 году политической гегемонии в Семиречье.

Восточнотюркский каганат

В 679 – 687 гг. восточные тюрки в результате упорной борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство. Первым каганом стал Кутлуг, принявший титул Элькериш-каган. Его ближайшим помощником и советником был Тоньюкук. Центр каганата находился в Отюкене (Хангайские горы), а его западные границы уже при Элькерише был Алтай. В 691 году, после смерти Элькериша на престол сел его брат, Капаган-каган (691 – 716), при котором отмечен наивысший подъем военно-политического могущества второго Восточнотюркского каганата. Несколько успешных кампаний против китайских армий в Северном Китае, разгром киданий 696 –697 гг., подчинение Тувы и разгром государства енисейских кыргызов (709 – 710 гг.) сделали Капагана господином Центральной Азии. В 711 году восточнотюркское войско, во главе которого были сын Капагана Инэль и апатаркан (главнокомандующий) Тоньюкук, разбил армию Сакала (каган Западно-тюркского каганата) на реке Болучу в Джунгарии.

Второй Тюркский каганат, после гибели Капаган кагана и возникшего из-за восстания огузов кризиса власти был возрожден Бильге-каганом и его братом Кюльтегином. Победой в войне с Китаем (721 –723гг) Бильге добился выгодных условий мира – была расширена пограничная торговля, а обменно-символическую «дань» в 30 лошадей император Сюаньцзун только в 727 году прислал в тюркскую ставку 100000 кип шелка. Бильге никогда не нарушал условий мира.

В 731 году умер Кюльтегин, Бильге не надолго пережил брата – в 734 году он был отравлен одним из своих приближенных. В 744 году династия Ашина закончила свое существование. Каганом стал вождь басмылов. С исчезновением династии пал Восточно-тюркский каганат.

16 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЗАПАДНО-ТЮРКСКОГО КАГАНАТА.

Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» (он ок будун), занимающие древние усуньские территории от гор Каратау до Джунгарии.

К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а западу от нее пять племен нушуби. Столица – город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летняя резиденция – Минг–Булак (близ города Туркестана).

Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Город и степь были взаимонуждающимися и взаимодополняющими частями социально–политического организма в составе каганата. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством.