Смекни!
smekni.com

Народы и личности в истории. том 3 Миронов В.Б 2001г. (стр. 137 из 173)


Конфуций – покровитель просвещения

Эти древние законы и кодексы великого народа каждое поколение китайцев воспринимает, как святыню. Тут была сила, которая не дала сбить движение народа с пути социализма. В год, когда в России шел развал страны (1991), у нас вышла книга «Население Китая». Авторы, находясь на стажировке в Китае (и не раз), так толком ничего и не поняли там, говоря: «На наш взгляд, именно неудовлетворенность ходом реформы вывела людей на демонстрации и митинги на площадь Тянь-аньмынь в Пекине, на улицы и площади других городов Китая. Темпы реформы политической системы в КНР в конце 80-х годов стали заметно отставать от темпов экономической реформы. Надеемся, что события на площади Тяньаньмынь в Пекине в мае-июне 1989 г. не смогут воспрепятствовать дальнейшему развитию реформ в Китае». В противном же случае, якобы, возможен возврат на путь «большого скачка» и «культурной революции».[657] Трескотня Горбачева и невежд закончилась чудовищным развалом СССР и тотальной разрухой в России (и не только в головах, как говорил герой романа Булгакова), а Китай переживает невиданный взлет экономики, науки, культуры. Вот что значит опора на собственные силы, учет национальной специфики. Нынче мир торжественно отметил 50-летнюю годовщину Китайской народной республики, Китай триумфально вышел в космос, став третьей космической державой. Страна за десять лет (1980–1990 гг.) вдвое увеличила объем валового национального продукта, в 2000 г. планирует увеличить этот показатель ВНП еще вдвое (по сравнению с 1990 г.). А Россия за это же время более чем вдвое сократила объемы ВНП по сравнению с 1990 г. Это наглядно показывает, кто прав, а кто совершил роковую ошибку. Если сие ошибка, не предательство (а я в это не верю), то, говоря словами Талейрана, ошибка, куда более страшная, чем преступление. За это надо ставить к стенке. Китай оказался и мудрее, и умнее.

Кстати, он повел в отношении малых народов жесткую политику, хотя находился в более трудном положении, чем мы. Китайский философ и политик Лян Цичао писал в 1921 г., что прежде, чем на мировой арене с образованием Китайской республики в 1911 г. появилась великая и самая многочисленная китайская нация – «чжунхуа гоминь», ханьцам и их предкам пришлось целых 4–5 тысячелетий прилагать усилия для «переплавки в едином котле» целого ряда «низкосортных» народов страны «шэнтен минцзу». Для решения кардинальной проблемы пришлось, по словам мыслителя, вытеснить и поглотить некоторые народы. Известный китайский историк Фань Вэньлань в свое время признавал, что «за пять тысячелетий (ханьцы и их предки) поглотили сотни больших и малых этносов и, в конце концов, превратились в огромную ханьскую нацию». За последнее тысячелетие с этнической карты Китая исчезло более 30 весьма крупных этносов, имевших относительно развитую культуру, свой уклад и т. п. Среди них можно назвать народ кидани, давший русское самоназвание Китая, бохайцы, чжурчжэни, часть монголов, сэму, бо, ляо, лоло, индусы, арабы и т. д. Между прочим, в Китае напрочь исчезли все евреи… Когда же в 1953 г. во время переписи населения КНР 400 неханьских этносов решили заявить о своей спецификации, власть признала лишь 55. Вот это и есть реальная демократия большинства, которая привела государство и народ Китая к процветанию.[658] И недалек час, когда Китай встанет в авангарде человечества. Нам же придется еще долго расхлебывать «кашу», заваренную ничтожествами и недоумками (с криминальным оттенком) последних двух десятилетий.

Нашим же деятелям стоило бы почитать труды Председателя КНР Цзян Цзэминя, классного инженера и профессора, любителя истории, поэта, философа, знатока нескольких языков. Товарищ Цзян Цзэмин рассматривает становление и развитие социализма как длительный и сложный процесс. По его мнению, в настоящее время Китай находится лишь на первой стадии социализма, которая охватывает столетний период как минимум. Китайцы оказались куда мудрее и опытнее русских в цивилизационном отношении. Цзян Цзэмин правильно заметил: «В сегодняшнем Китае патриотизм по существу неразрывно связан с социализмом». Социализм – это выбор китайского народа. Китайцы не только успешно срыли «три большие горы», мешающие им двигаться – империализм, феодализм, бюрократический капитализм, но успешно опираются на известные критерии и лозунги «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» и «Ставить древнее на службу современности, ставить иностранное на службу Китаю». Они умело соединили традиции народа Китая и задачи современности. Китайский народ – великая нация с многовековой историей и блестящей культурой. Ей не надо объяснять, что такое преемственность в истории… Она умело отделяет зерна от плевел. Но главное тут другое: ее лидеры – умницы, а не догматики. Они предоставили 800 миллионам крестьян права на обработку земли, не разрушив крепких хозяйств. Там была традиция. Поэтому экономика села стала стремительно развиваться по линии специализации, товарности и социализации. И все-таки они не превратили экономику в фетишь, а главное внимание уделяют образованию, культуре, науке, нравственности молодежи. И воспитанию руководящих кадров. Цзян Цзэмин пишет: «Личный пример надо показывать прежде всего в неподкупности и самодисциплине. Это необходимые качества руководящих кадров партии и правительства. Древний мудрец говорил: «Правление предполагает справедливость», это значит, что правители должны быть справедливыми и честными в делах и поступках, не наносить вред общему делу из корыстных побуждений. А еще мудрец говорил так: «Если ты справедливый, то люди пойдут за тобой и без приказа, а если несправедливый, то не будут подчиняться, несмотря на приказ». Широкие массы судят (в Китае и России, – В. М.) о руководящих кадрах не по словам, а по делам. «Как они будут верить тебе, если ты говоришь одно, а делаешь другое, на словах объявляешь миру борьбу разложению, а на деле даешь простор порочным поветриям?»

Конечно, надо учесть, что у каждого народа свои вкусы и пристрастия. Китайцы, к примеру, обожают есть мясо кобры, запивая его водкой, куда добавляют (для остроты вкуса, вероятно) толику змеиного яда. Россияне же довольствуются и обычной водкой, поскольку ядом их и так уже в избытке потчуют средства информации. Высшее руководство КНР объявило коррупцию, воровство в высших эшелонах власти самой главной угрозой для страны, приняв беспрецедентное решение – расстреливать высших руководителей страны, если они замешаны в коррупции и преступлениях (никто в мире не решался на это, кроме, разумеется, Сталина). Они расстреляли вице-губернатора и зам. главы парламента. Но в России найдутся средства информации, власти, «правозащитники» (воры и коррупционеры), которые протащат через Минюст, Кремль, Верховный Суд отмену смертной казни. Раздолье для грабежа казны и народа! Хотя в США – а страна эта преподносится как символ демократии и правопорядка – с 1998 г. в Техасе уже привели в исполнение 227 смертных приговоров! И США экономически процветают. Китай, не сомневаемся, достигнет своих целей.[659] У нас разная философия. В Китае, желая завоевать доверие вождей, их потчуют утками по-пекински. В России вожди, желая завоевать доверие своего народа, вот уже 15 лет потчуют его «утками по-российски».