Смекни!
smekni.com

Народы и личности в истории. том 3 Миронов В.Б 2001г. (стр. 167 из 173)

Академик Н. И. Конрад как-то написал: «Да, человек может обгонять историю, но люди обычно отстают от истории»… Давайте же, наконец, идти с ней в ногу. Поэтому взвесьте и проанализируйте на весах мудрости и разума все прошлые достижения и просчеты, все успехи и неудачи, победы и поражения народов, все восходы и закаты культур, всех стран и их героев. «Сегодня мы умнее, чем были вчера» (Винкельман). Соберите ценный материал, данный людьми, культурами, явлениями природы и истории. Пусть в сложнейшей работе примут участие не только коллективный Шекспир (коллективный Данте, коллективный Сервантес, коллективный Ярослав Мудрый, колективный Пушкин, коллективный Гте, коллективный Бальзак, чьи книги И. Тэн называл величайшим после Шекспира «складом человеческих документов»). Изучим их бережно, тщательно, любовно, внимательно, не забывая уроков прошлого. Как сказал испанский поэт Н. Диас о свойстве людской памяти:

Жизнь, эту лучшую из книг,

Мы невнимательно читаем,

А если что в ней подмечаем,

То забываем в тот же миг.

Русский ученый А.Чижевский заметил, что для пробуждения благодатных идей нужны особо благоприятные условия: «Необходимо, чтобы семя идеи попало в такую человеческую среду, где будет налицо целый ряд способствующих жизни условий. Тогда такая счастливая идея даст пышное цветение и взволнует огромные человеческие массы, тогда роли двух действующих лиц, человечества и идеи, резко меняются: теперь уже не общественное мнение движет идею, а идея приводит в движение огромные человеческие массы». Будем же, друзья, с учетверенной энергией создавать благоприятные условия для развития этих новых идей в России, используя лучшие навыки, знания, опыт, таланты великих людей мира.[797]

Сколько же можно бежать за тенями прошлого?! Неужели у нас некому повести народ путем науки и веры? Русский юрист Б. Кистяковский, с горечью говоря о неразработанности идеи правового и государственного строительства в России, взывал (1916): «Где та книга, которая была бы способна пробудить при посредстве этих идей правосознание нашей интеллигенции? Где же наш «Дух законов», наш «Общественный договор»?»[798] Создадим скрижали новых времен России! Ведь стыдно же, когда поэт Максимилиан Волошин писал о нас: «… нерадивы и нищи средь богатств земли». Ведь с тех пор мало что изменилось!

Выведем народ из тьмы плутократического «средневековья». И не забудем заветов великих мужей– Горация, Шиллера, Канта: «Sapere aude» («Имей мужество жить своим умом»). А также завета светоча русской мысли А. С. Хомякова, который не только первым проникся историческим духом народа и его истории, но и решительно требовал от русских «думать своим умом». Для этого надо побороть «чужебесие», распространяемое в России космополитами и всей этой нечистью, что считает, что «легче и не думать вовсе», а взять у них, в «цивилизованных странах», все и вся готовеньким. Дескать, «вс там на Западе перекроится на новый крой». Чужой ум к своей голове не пришьешь. Ждать, что Запад и Восток «заведут наши умственные часы», позорно и опасно. К тому же, если они заведут их, то таким образом, что само историческое время пойдет для России, народа вспять. В борьбе и труде обретем счастье свое.

Примечания

1

Богданович Т. Страна, правительство и народ Швеции. С. – П., 1906. С. 1, 9.

(обратно)

2

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1988. С. 241–242.

(обратно)

3

Хачатуров С.В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века. М., 1999. С. 34–35.

(обратно)

4

Фидьестль Б. Представления об истории в древнескандинавской литературе / Arbor Mundi. Мировое древо. М., 1995. С. 15.

(обратно)

5

Керам К. Первый американец. М., 1979. С. 36.

(обратно)

6

Андерссон И. История Швеции. М., 1951. С. 40–42, 96—103.

(обратно)

7

Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1994. С. 588.

(обратно)

8

Страшунский Д. Швеция. М., 1940. С. 13.

(обратно)

9

Шасколъский И. П. Экономические отношения России и Шведского государства в XVII в. С. – П., 1998. С.102–112.

(обратно)

10

Энглунд П. Полтава: рассказ о гибели одной армии. М., 1995. С. 9.

(обратно)

11

Андерссон И. История Швеции. М., 1951. С. 275–295.

(обратно)

12

Охлябинин С. Д. Из истории российского мундира. 1996. С. 158–161.

(обратно)

13

Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Т. 2. М., 1960. С. 78–80.

(обратно)

14

Берендтс Э. Императорский Александровский университет в Финляндии. С. – П., 1902.

(обратно)

15

Европейская поэзия XIX века. М., 1977. С. 753.

(обратно)

16

Калевала. Перевод Л. Бельского. М., 1977. С. 8, 568.

(обратно)

17

История XIX века / Под ред. Лависс и Рамбо. Т. 4. М., 1938. С. 114.

(обратно)

18

Вейбуллъ И. Краткая история Швеции. Стокгольм. 1994. С. 90.

(обратно)

19

Орландо де Руддер. Альфред Нобель. Ростов-на-Дону, 1997. С. 37.

(обратно)

20

Сулъман Р. Завещание Альфреда Нобеля. М., 1993. С. 15, 19, 70, 130.

(обратно)

21

Паршин-Филюнин Р. Нобелевские дни Льва Толстого // День литературы. 1997, 3. С. 3.

(обратно)

22

Кюри Е. Мария Кюри. М., 1973. С. 186.

(обратно)

23

Хейберг X. Генрик Ибсен. М., 1975. С. 24, 41–43.

(обратно)

24

Ибсен Г. Драмы. Стихотворения. М., 1972. С. 148.

(обратно)

25

Бенестад Ф., Шельеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. М., 1986. С. 7, 128.

(обратно)

26

Григ Э. Избранные статьи и письма. М., 1966. С. 6, 8, 187, 301, 306, 323.

(обратно)

27

Гамсун К. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1991. С. 7.

(обратно)

28

Храмченко В. Солнца Дочь и Король-Пастух. М., 1997. С. 122, 151.

(обратно)

29

Брюсов В. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 2. М., 1973. С. 79.

(обратно)

30

История Дании с древнейших времен до XX в. М., 1996. С. 83.

(обратно)

31

Тиссандъе Г. Мученики науки. М., 1995. С. 125.

(обратно)

32

Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. С. – П., 1996.С. 81.

(обратно)

33

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 230.

(обратно)

34

Denmark in a nutshell. Copengagen, 1994. P. 14.

(обратно)

35

Паустовский К. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 8. М., 1970. С. 57–58.

(обратно)

36

Андерсен Х.К. Сказки. Истории. М., 1973. С. 8.

(обратно)

37

Брандес Г. Собрание сочинений. Т. 14. С. – П., 1896. С. 5.

(обратно)

38

Роде П. П. Срен Киркегор, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал, 1998. С. 44, 54.

(обратно)

39

Soren Kierkegaard. Life and work. Copengagen, 1994. P. 6.

(обратно)

40

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. М., 1967. С. 483.

(обратно)

41

Роде П. П. Срен Киркегор. Урал, 1998. С. 194–196.

(обратно)

42

Долгов К. М. От Киркегора до Камю. М., 1991. С. 21, 27.

(обратно)

43

Киркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 189.

(обратно)

44

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 387.

(обратно)

45

История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996. С. 83–87, 371, 382.

(обратно)

46

Мыслители образования. Т. 3, 1/2, 1996. С. 21–31.

(обратно)

47

Эдмон и Жюль де Гонкуры. Дневник. Записки о литературной жизни. Т. 2. М., 1964. С. 635.

(обратно)

48

Классики хореографии. М. – Л., 1937. С. 236–237.

(обратно)

49

Эстерберг Э. Молчание как стратегия поведения // Arbor Mundi. Мировое древо. М., 1995. С. 38, 40.

(обратно)

50

Управление в Японии: некоторые специфические черты и особенности. М., 1985.С. 18.

(обратно)

51

История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1999. С. 414–415.

(обратно)

52

Чжуан-цзы. Ле-цзы. М., 1995. С. 311.

(обратно)

53

Конрад Н. И. Неопубликованные работы. Письма. М., 1996, С. 240.

(обратно)

54

Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т. Кузнецовой. М., 1997. С. 121.

(обратно)

55

Исэ моногатари. М., 1979. С. 175, 228.

(обратно)

56

Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1988. С. 86.

(обратно)

57

Овчинников В. Сакура и дуб. Впечатления и размышления о японцах и англичанах. Минск. 1987. С. 42.

(обратно)

58

Автор – В. Б. Миронов.

(обратно)

59

Светлов Г. Колыбель японской цивилизации. М., 1994. С. 101.

(обратно)

60

Мещеряков А. Н. Ранняя история японского архипелага как социоестественный и информационный процесс // Лик сфинкса / Под ред. Э. С. Кульпина. М., 1995. С. 88–89.

(обратно)

61

Японская поэзия: Сборник / Сост. Глускина А. Е., Маркова В. Н. М., 1954. С. 100.

(обратно)

62

Ито Т. Как в Японии понимают красоту // Знакомьтесь – Япония. 19, 1998. С. 85.

(обратно)

63

Белъсор А. Японское общество. С. – П., 1905. С. 186–187.

(обратно)

64

Морита А. Сделано в Японии. М., 1990. С.307.

(обратно)

65

Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988. С. 43–44.

(обратно)

66

Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. М., 1997. С. 91–92.

(обратно)

67

Роджерс Ф. Дж. Первый англичанин в Японии. М., 1987. С. 27–28.

(обратно)

68

Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977. С. 223.

(обратно)

69

Николаева Н. С. Япония – Европа: диалог в искусстве. М., 1996. С. 32–33.

(обратно)

70

Ясси Иноуэ. Сны о России. М., 1987. С. 18.

(обратно)

71

Командор / Сост. Авдюков Ю. П., Ольхова Н. С., Сурник А. П. Красноярск, 1995. С. 278.

(обратно)

72

Диксон В. Япония. Ее история, правительство и внутреннее устройство. С. – П.,1871. С. 254.

(обратно)

73

Кин Д. Японцы открывают Европу. М., 1972. С. 16.

(обратно)

74

Пикуль В. Три возраста Окини-сан. М., 1984. С. 249–250.

(обратно)

75

Николаева Н. С. Япония – Европа: диалог в искусстве. М., 1996. С. 20, 91.

(обратно)

76

Автор – В. Б. Миронов.

(обратно)

77

Мещеряков А. Н. Герои, творцы, хранители японской старины. М., 1988. С. 131–157.

(обратно)

78

Автор – В. Б. Миронов.