Смекни!
smekni.com

Эволюция образа рождества в литературе (стр. 13 из 19)

В заключении хотелось бы отметить, что трактовка образов детей в жанре рождественского рассказа не ограничивается только несколькими указанными здесь мотивами. Создав в своем творчестве неповторимый мир Детства, соединив его в жанре рождественского рассказа с философией Рождества, Диккенс привнес в этот жанр новые образы, сказочные мотивы и поэтику сказки. Тем самым автор установил новые рамки и правила жанровой специфики.

2.6 «ChristmasStories» Ч. Диккенса в современной культуре

Популярность «ChristmasCarol» подвигла Ч. Диккенса на создание еще четырех повестей, действие которых было связано с новогодними праздниками. Хотя повторить свой первый святочный успех писатель не смог, его рождественские повести стали достаточно известны, чтобы оказать огромное влияние на европейскую новогоднюю культуру. Будь то праздничные обычаи, сюжеты святочных историй или сценарии новогодних комедий.

Святочный рассказ Ч. Диккенса «ChristmasCarol» был написан почти 200 лет назад, и с тех пор его все время интерпретируют в театре и в кино. Есть даже опера и балет. А имя главного героя — жадного старика Эбенезера Скруджа — даже стало нарицательным: scrooge, собственно, и означает «скряга»: «Darknessischeap, andScroogelikedit» [42] .

У Ч. Диккенса Скрудж встал на путь истинный после того, как святочной ночью ему во сне явился покойный компаньон Марли. Они на пару ссужали деньги беднякам под грабительский процент, не зная жалости к должникам; спустя семь лет после смерти призрак Марли, гремя цепями, рассказывает, каково приходится жадинам на том свете. Марли сменяют святочные духи. Один доставляет Скруджа в его невинное детство. Второй показывает доброго племянника Фреда, которым мерзкий старик пренебрегает, и клерка Боба Кретчита, который работает на Скруджа за гроши и со своим огромным семейством страдает от его скупости. Третий дух предъявляет будущее: старик умирает в одиночестве, его имущество расхищено, должники ликуют. Ужас внушен: потрясенный Скрудж исправляется.

Таков классический сюжет, и держится он на трех китах диккенсовской прозы. Во-первых, на морализаторском пафосе. Во-вторых, сентиментальности (воплощенной, например, в образе Малютки Тима – мальчика на костылях, обреченного умереть в нищем семействе Кретчитов). И, в-третьих, на иронии, уравновешивающей чрезмерную сентиментальность. Вместе с тем, адекватно перенести эту историю на экран непросто – в рассказе маловато событий, чтобы составить сюжет целого фильма, да и те, что есть, довольно монотонно повторяются. Однако эта классика со всей назидательностью и сантиментами до сих пор работает, а местами трогает до слез. Но это если ее читать. А чтобы превратить ее в занятное зрелище для детей, нужно очень постараться.

Естественно, как только кинематограф начал развиваться в полную силу и режиссеры задумались об экранизации классики, «ChristmasCarol» оказалась в первых рядах. Поскольку из всех основных вещей Диккенса она лучше всего поддавалась сокращению. Британский режиссер Уолтер Р. Бут даже смог снять 11-минутный фильм «Скрудж, или Призрак Марли», в котором всего один призрак, но основная идея повести осталась в неприкосновенности. Это самая ранняя киноверсия «ChristmasCarol». Премьера состоялась в Великобритании в ноябре 1901 года.

Фильм снят в на 35-миллиметровой чёрно-белой плёнке (до нашик дней сохранилось только 620 футов) пионером английского кинематографа Р. У. Полом и режиссёром Уолтером Буфом. Как было общепринято на заре кинематографа, режиссёр решил адаптировать уже хорошо известную историю, в данном случае «ChristmasCarol» Ч. Диккенса, в убеждении, что знакомство зрителя с историей позволит сократить количество титров.

Фильм был показан королю Эдуарду VII и королеве Александре в Сандрихемском дворце в ноябре 1901 года в Королевской комнате.

Фильм наделён впечатляющими эффектами. Некоторые сцены были окрашены.

Фильм сохранился не весь. Продолжительность фильма была 5 минут, но до наших дней сохранилось только 3 мин. Самая старая полностью сохранившаяся экранизация Рождественской песни это немой короткометражный фильм Дж. Сирла Доули «Сочельник» 1910 года

Помимо возможности сокращать и перекраивать сюжет повести без изменения ее ключевых идей «ChristmasCarol» привлекала постановщиков возможностью экспериментировать со спецэффектами. Как изобразить на экране правдоподобное привидение? Как передать хотя бы часть визуальных «трюков», упомянутых в удивительно кинематографичном тексте Ч. Диккенса? Однозначного ответа на эти вопросы быть не могло, и потому каждый новый режиссер имел возможность предложить собственное видение «Песни», а не просто воспроизвести очевидные постановочные решения. Опять же роль Скруджа была настоящим праздником для исполнителей старшего возраста.

Хотя немое кино могло играть с визуальными эффектами, ему было трудно передать диккенсовские диалоги, и потому ни одна из ранних экранизаций «Песни» не стала классической. Эти лавры были востребованы лишь в 1951 году, когда ирландец Брайан Десмонд Херст поставил «Скруджа» с Алистером Симом в заглавной роли. Именно эта версия стала постоянной участницей западной новогодней телепрограммы.

Со временем «ChristmasCarol» стала столь азбучной историей, что ее близкие к тексту экранизации начали сниматься исключительно для телевидения. Так, в телеверсии 1999 года Скруджа играл Патрик Стюарт. Если же за Диккенса брались кинорежиссеры, то они существенно перерабатывали текст, чтобы сделать картину непредсказуемой. Самая известная экранизация такого рода – «Новая рождественская сказка» Ричарда Доннера, в которой персонаж Билла Мюррея был переосмыслен как телевизионщик.

В итоге сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, «ChristmasCarol» экранизирована десятки раз. С другой стороны, современному ребенку, избалованному спецэффектами, нечего показать. То, что есть, либо недостаточно убедительно, либо недостаточно красиво, либо слишком далеко от оригинала. Этот провал и решил заполнить своей новой анимационной лентой Роберт Земекис, ранее перенесший на экран англосаксонский эпос «Беовульф» и детскую сказку «Полярный экспресс».

Студия Disney старалась дважды и оба раза превращала Диккенса в шутку, чуть не в цирк. Вначале это был мультик с Микки-Маусом и жадной уткой Скруджем Макдаком, потом фильм с Майклом Кейном в роли Скруджа в окружении кукол из «Маппет-шоу». Нынешняя диснеевская версия третья по счету, и на этот раз без шуток, кукол и зверей. В главной роли — разноплановый актер Джим Керри, который играет несколько основных ролей. Кроме скряги Скруджа, которого он представляет в разных возрастах, он также пробуждает к жизни духов прошлого, настоящего и будущего Рождества.

Таким образом, мы видим, что образ Скруджа, созданный Диккенсом, имеет свое продолжение, интерес к нему со временем не угасает. Этот образ интересен как для детей, так и для взрослых.

Хотя слово «играет» не вполне корректно, когда речь о технологии motioncapture: сначала снимают живого актера, потом его движущееся изображение служит основой для цифровой анимации в формате 3D. Когда то же проделывают с жестикуляцией и мимикой, это уже performancecapture. Получается и не фильм, и не мультик, а нечто среднее — технологический аттракцион.

«ChristmasCarol» у многих видевших ее зрителей вызвала искренний восторг. Длинные диккенсовские описания Земекису оказались только на руку. Он создал на экране настоящий викторианский Лондон, показал, как дверной молоток превращается в лицо Марли, придумал множество чудесных трюков. Единственное, о чем следует помнить: участие Джима Керри вовсе не означает, что это комедия. Вдобавок ни Керри, ни Гэри Олдмана в роли Марли практически и не узнать. И еще – местами дети могут пугаться. Все-таки это история с привидением.

Так, в 2009 году на основе фантастической новеллы «ChristmasCarol» английского писателя Ч. Диккенса Роберт Земекис создал захватывающее приключение в формате 3-D для всей семьи, чем он сам очень доволен: «Этот рассказ так визуален, что кажется, Чарльз Диккенс написал его для кино. Речь идет о великом путешествии во времени всех времен, и я хотел его экранизировать так, как, по моему мнению, оно изначально увиделось автору».

Знаменитый диснеевский мультгерой Скрудж Макдак был также назван именно по имени главного героя «ChristmasCarol». Собственно тогда он и появился в диснеевском мультфильме по мотивам этой истории, где все герои были заменены диснеевскими персонажами, например в роли Боба Кречита Микки Маус, Питт в роли духа будущего рождества и т.д.

Скрудж Макдак (англ.. ScroogeMcDuck) или дядя Скрудж (англ. UncleScrooge) — вымышленный мультипликационный антропоморфический селезень шотландского происхождения из города Глазго, главный герой диснеевского мультсериала «Утиные истории».

Создан Карлом Барксом (CarlBarks) и дебютировал в комиксе «ChristmasonBearMountain» 178-го номера «FourColorComics» (DellComics, декабрь 1947).

За десятилетия, Скрудж Макдак прошел путь от вспомогательного персонажа вселенной Диснея до заглавного персонажа одноименной вселенной. В 1952 году начат выпуск серии комиксов «UncleScrooge», которые выходят до сих пор [13, c. 88]. С ростом популярности персонаж стал появляться на телевидении, в фильмах и видеоиграх. Скрудж вместе с некоторыми другими персонажами города Дакбург стали набирать популярность по всему миру. Комиксы с его участием переведены на множество языков.

В комиксах из журнала «Микки Маус» Скрудж представлен таким же скупым как персонаж повести Ч. Диккенса«Christmas Carol» Эбензер Скрудж.

Впервые Скрудж Макдак появился в мультипликационном фильме «ScroogeMcDuckandMoney», вышедшем в 1967 году. В этом мультфильме дядя Скрудж учит своих племянников некоторым финансовым хитростям. Следующее появление Скруджа в мультипликации происходит только в 1983 году в мультфильме «Mickey'sChristmasCarol» — анимационной версии романа Ч. Диккенса«ChristmasCarol». Там он играл роль Эбензера Скруджа.