Смекни!
smekni.com

Эволюция образа рождества в литературе (стр. 3 из 19)

Так, в феерии А. Грина «Алые паруса» главная в произведении тема любви отражается в центральном художественном образе — алых парусах, означающих возвышенное романтическое чувство. Художественным образом является море, в которое вглядывается Ассоль, ожидая белый корабль; запущенный, неуютный трактир Меннерса; зеленый жучок, ползущий по строчке со словом «смотри». В качестве художественного образа (образа обручения) выступает первая встреча Греем Ассоль, когда молодой капитан надевает на палец кольцо своей нареченной; оснащение корабля Грея алыми парусами; распитие вина, которого никто не должен был пить и др.

Выделенные нами художественные образы: море, корабль, алые паруса, трактир, жучок, вино — это важнейшие детали формы феерии. Благодаря этим деталям произведение А. Грина начинает «жить». Оно получает главных действующих лиц (Ассоль и Грея), место их встречи (море), а также ее условие (корабль с алыми парусами), средство (взгляд с помощью жучка), результат (обручение, свадьба).

С помощью образов писатель утверждает одну нехитрую истину. Она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

В произведении М. Твена также можно увидеть множество художественных образов. Одним из наиболее важных образов является плот, на котором плывут Хеккельбери Фин и жаждующий свободы черный раб Джим. Этот образ символизирует Америку. Эта страна, как плот из бревен, состоит из штатов, которые, с одной стороны, самостоятельны, с другой стороны, связаны, как и бревна, между собой и объеденены в одну страну.

Даже целые отрывки пройзведения могут представлять собой художественные образы. Пьеса Т. Уайльда «OurTown» разделена на три части и каждая из них символизирует этап человеческой жизни — рождение, любовь и брак, смерть.

В аспекте литературы, как вида искусства, художественный образ — это центральная категория (а также символ) литературного творчества [28, c. 77]. Он выступает универсальной формой освоения жизни и одновременно методом ее постижения. В художественных образах осмысляется общественная деятельность, конкретно-исторические катаклизмы, человеческие чувства и характеры, духовные устремления. В этом аспекте художественный образ не просто заменяет обозначаемое им явление или обобщает его характерные черты. Он повествует о реальных фактах бытия; познает их во всем многообразии; проявляет их сущность. Художественным образом прочерчиваются модели бытия, вербализуются неосознанные интуиции и прозрения. Он становится гносеологичным; прокладывает дорогу к истине, первообразу (в этом смысле мы и говорим об образе чего-либо: мира, солнца, души, Бога).

Иначе говоря, художественный образ — это обобщенная картина человеческой жизни, преображенная в свете эстетического идеала художника; квинтэссенция творчески познаваемой действительности [17, c. 213]. В художественном образе присутствует установка на единство объективного и субъективного, индивидуального и типического. Он являет собой воплощение общественного или личного бытия. Художественным именуется также любой образ, обладающий наглядностью (чувственным обликом), внутренней сущностью (смыслом, предназначением) и четкой логикой самораскрытия.

1.1 Свойства художественного образа

Художественный образ располагает особыми характерными признаками (свойствами), присущими только ему одному: типичность, органичность (живость), ценностная ориентация, недосказанность.

Типичность возникает на почве тесной связи художественного образа с жизнью и предполагает адекватность отражения бытия [6, c. 54]. Художественный образ становится типом в том случае, если обобщает характерные, а не случайные черты; если моделирует подлинный, а не надуманный оттиск реальной действительности.

Примером типического образа может являться король Артур, один из главных героев английской литературы древнего периода. Этот образ является собирательным и обозначает правителя, главу государства. Герои произведения Дж. Чоссера «TheCanterburyTales» являются типичными. Все они обыкновееные люди (повар, моряк и тд.), но каждый представляет из себя самостоятельную личность со своим характером. Герои У. Шекспира также типичны: кароль Лир — диспотичный правитель, Макбет — герой, жаждующий власти и тщеславия.

Так, например, происходит и с художественным образом старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Названный герой — ярчайший типический (собирательный) образ. Писатель кристаллизует этот образ после тщательного изучения монашества как образа жизни. При этом ориентируется не на один прототип. Фигуру, возраст и душу Зосимы автор заимствует у старца Амвросия (Гренкова), с которым лично встречался и беседовал в Оптиной. Облик Зосимы Достоевский берет с портрета старца Макария (Иванова), который был наставником самого Амвросия. Разум и дух «достаются» Зосиме от святителя Тихона Задонского.

Благодаря типичности литературных образов художники делают не только глубокие обобщения, но и далеко идущие выводы; трезво оценивают историческую ситуацию; даже заглядывают в будущее.

Так, например, Г. Уэлс в своих произведениях «TheTimeMachine», «TheInvisibleMan», «TheFirstManintheMoon» показывает, что для науки теоретически возможно все. Г. Уэлс науку ставит выше религии и суеверий. Он предвидел многие открытия, например, такое, как изобретение телефона, полет человека в космос.

Так же, например, поступает М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Предсказание», где явно предвидит падение дома Романовых:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь...[53].

Органичность образа определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему [15, c. 303]. Образ тогда становится органичным, когда он стоит на своем месте и используется по назначению; когда мерцает заданными ему смыслами; когда с его помощью начинает функционировать сложнейший организм литературного творения. Органика образа заключается в его живости, эмоциональности, прочувствованности, интимности; в том, что делает поэзию поэзией.

Возьмем, к примеру, два образа осени у таких малоизвестных христианских поэтов, как Преподобный Варсонофий (Плиханков) и Л.В. Сидоров. Оба художника имеют один предмет повествования (осень), но проживают и раскрашивают его по-разному.

Преподобный Варсонофий ассоциирует осень с грустью, разочарованием в жизни. Лирический герой не видит в этом времени года для себя ничего хорошего. Лишь ненастье, да прилоги «былого»:

Ветер, дождь и холод,

И мятеж души и голод,

И былого думы и мечты,

Как с деревьев спадшие листы...

Грустна эта жизнь земная!

Но за нею есть другая -

Область вечного блаженства, рая,

Царство невечерней красоты [53].

Образ осени здесь вполне правдоподобен. Ему соответствует и холод, и размышления о былом. Однако образ осени представляется искусственным, рационалистичным. Слишком жестко «срывает» он лирического героя с дерева. Без всякой связи призывает в рай.

А вот у Л.В. Сидорова осень представляется совсем по-другому. Поэт, изображая красоту увядания природы, словно поет песню:

Лес одевается яркими красками

Птичка в нем больше теперь не поет,

Солнце нас дарит последними ласками:

Тихая осень идет.

Радости прошлые, радости дальние,

Радость теперь не живет.

Все тесней собираются думы печальные:

Тихая осень идет.

Желтые, красные листики разные

Тихо по ветру летят,

В ночи же темные звезды алмазные

Ярче, чем прежде горят...[53].

Картина природы в этих строчках представляется такой живой и яркой, что полностью забывается некоторое несовершенство формы. Поэт не просто рассказывает об осеннем умирании леса, тепла, радости. Он таинственно интригует, очаровывает, усыпляет читателя. Усыпляет спокойной мелодикой речи; тихими перебивками ритма («тихая осень идет»), глубоко прочувствованными образами.

Совершенно очевидно, что подлинно органичными (живыми), естественными и поэтичными являются художественные образы в стихотворении Л.В. Сидорова. Его лес, в котором уже не поет «птичка»; его глубокое небо с «алмазными» звездами с предельной полнотой обнаруживает феномен осени, четко передает ее дух.

Еще одним примером является образ кита в романе Г. Мелвила «Моби Дик». Этот образ воплощает в себе как добро, так и зло, является отображением сил природы, а охота на него является художесивееным образом начала конца, так как в конце корабль терпит крушение. Команда моряков, охотящихся на кита, также является художественным образом, который символизирует человеческую расу, так как в команде присутствуют люди разных национальностей

Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения [15, c. 365]. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически каждый что-то утверждает или отрицает; и оказывается не данным, а заданным или ценностно ориентированным.

Так, образ алой буквы из романа Н. Готторна «TheScarletLetter» служит символом позора, но затем он становится символом мужества, верности и любви — значение буквы меняется по ходу времени. Образ гранатового браслета из повести А. И. Куприна ориентирует на витальные ценности. Это земное счастье, жизнь с любимой. Образ Звезды, выведенный И.Ф. Анненским, поднимает к ценностям онтологическим. Это истина, свет, красота. Образ замка (обозначающего рай) в одноименном романе Ф. Кафки оборачивает к философии отчаяния и антропоцентризма. Главный герой романа, землемер, никак не может попасть в замок, то есть демонстрирует полное безверие. А вот образ дома контрабандистов в лермонтовской «Тамани» возвращает в христианскую систему координат, к ценностям религиозным. Поскольку, заглянув в дом контрабандистов, и увидев, что там нет икон, будто бы изверившийся Печорин абсолютно правильно полагает, что это дурной знак.