Смекни!
smekni.com

Эволюция образа рождества в литературе (стр. 8 из 19)

To English ale, and Gascon wine,
And French, doth Christmas much incline—
And Anjou's too;
He makes his neighbour freely drink,
So that in sleep his head doth sink
Often by day.
May joys flow from God above
To all those who Christmas love.
Lords, by Christmas and the host
Of this mansion hear my toast
— Drink it well—
Each must drain his cup of wine,
And I the first will toss off mine:
Thus I advise, Here then I bid you all Wassail,
Cursed be he who will not say Drinkhail [39, c. 88].

Данное стихотворение говорит нам о том, что Рождство начало ассоциироваться с весельем и радостью, обильным застольем и распиванием спиртных напитков, нежели чем с религиозными обрядами.

Ричард Львиное Сердце в Англии провел немного времени, празднуя, по большей части, за границей. В его отсутствие подданные не терялись. Чего стоят только праздники епископа.

Christmas is a time full honest;
Kyng Richard it honoured with gret feste.
All his clerks and barouns
Were set in their pavylouns,
And seryed with grete plenté
Of mete and drink and each dainté [39, c. 97].

Брат Ричарда, Джон, остался в истории королем с репутацией незаслуженно сомнительной. Но даже его злейшие недоброжелатели не могут упрекнуть короля Джона в том, что тот не любил поесть и повеселиться. В 1201 году он задал роскошный рождественский пир. Он был очень расстроен, когда увидел, что свита архиепископа Кентерберийского была одета роскошнее. Тогда он назначить следующее празднование Рождества во владениях епископа — и за его счет. После этого все стали праздновать слегка скромнее.

Рождество 1214 года отмечено требованием собравшихся баронов о знаменитой Хартии Вольностей, Магна Карта. Король Джон рвал и метал, ссорился и угрожал, но выторговал лишь небольшую отсрочку. В 1215 году ему пришлось подписать Хартию, что и сделало Англию такой, какой она стала.

В начале XII века вся Европа становится христианской и пышно отмечает Рождество Христово. Именно в эту эпоху складываются рождественские традиции и получают распространение новые обычаи [36, c. 87].

Церковь не всегда с одобрением смотрит на эти мирские инновации, но относится к ним терпимо. Она сама обогащает праздник, вводя в обычай совершение полуночной литургии и приучая народ петь рождественские песни.

Несмотря на значение Пасхи, Рождество остается любимым праздником христиан. Рождество с его символикой трогает сердца людей больше, чем любой другой праздник.

У православных христиан принято Сочельник — ночь перед Рождеством — проводить в храме за молитвами. Готовясь к рождественским праздникам, строго соблюдают одно важное правило — тщательно убирают дом. Дом украшают елкой. Традиционные рождественские цвета - красный и зеленый, и в создании праздничного настроения можно опираться именно на них. Излюбленная символика праздника — ангелочки, ослики, ясли с младенцем, Вифлеемская звезда. У католиков принято вешать на стены и двери рождественские венки из соломы и веток хвои, у православных больше прижились елочные букеты. В убранстве дома должны присутствовать свечи. Они придают особый уют, символизируя Солнце, а рождественские свечи — свет Христа. На Руси к Новому году и к Рождеству делали особые толстые свечи, которые зажигались с вечера и горели до исхода следующего дня.

Рождество является одиним из важнейших религиозных праздников у христиан. Верующие посещают особые церковные службы, прославляющие рождение Иисуса из Назарета.

В сельскохозяйственном обществе зимой особенно нечем заняться. Поэтому традиционные новогодние торжества длились неделями и требовали от участников всевозможного «разврата» – пьянства, обжорства, азартных игр, непристойных танцев. Были и обмены подарками, но обычно между теми, кого связывали «вертикальные» отношения. Скажем, между арендатором и владельцем земли.

Чем богаче становилось средневековое общество, тем масштабнее делались рождественские гуляния и тем хуже к ним относились христианские мыслители. В результате отмена Рождества стала одним из лозунгов реформаторов-протестантов, и во время Английской революции праздник действительно был запрещен. Хотя реставрация монархии вернула Рождеству прежний статус, новогодние торжества начали отмирать по объективным причинам. Индустриальная революция исключила зимнее безделье, буржуазное пуританство с ненавистью смотрело на любой разгул, а отмечавшие Рождество сельские общины распались из-за переселения крестьян в города.

В начале XIX века Рождество едва не умерло, превратившись в формальный выходной [35, c. 45]. Мыслители и писатели романтического толка, самым талантливым из которых был Диккенс, обновили Рождество для нового образа жизни. Теперь это был не общинный, а семейный праздник – веселое, но компактное и без излишеств торжество любви, дружбы и доброты. Обмен подарками, благотворительность, обещания в новом году стать лучшим человеком, минимальная религиозная подоплека – Рождество сантиментов, а не страстей.

Превратившись в XIX веке в семейный праздник, Рождество постепенно утратило свою религиозную основу, став частью фольклора — особенно в странах с протестантской традицией. В этом фольклоре отразились неожиданные сочетания между сакральным и мирским, между различными культурами и традициями, что придает Рождеству его неповторимое обаяние.

2.2 Традиционная символика Рождества

В «ChristmasStories» Ч. Диккенса мы встречаем многие традиционные символы Рождества. Они помогают создать определенную атмосферу Рождества и более четко передать рождественский дух историй.

Христианские мистерии, изображающие сцены рождения Иисуса, вдохновляются традициями народного театра. Рождественская елка украшается красными яблоками и символизирует райское дерево. Ветки падуба становятся символом тернового венца Христа.

Возникнув в IVвеке в качестве альтернативы старому римскому празднику Непобедимого Солнца (Solinvictus), Рождество впитало в себя его глубинный смысл. Множество языческих традиций и символов пришлось переработать христианству прежде чем римские жертвенные лепешки под названием libum смогли превратиться в немецкие рождественские пряники Lebkuchen.

Одним из главных символов Рождества является праздничное дерево — ель или сосна. Необходимым украшением считаются гирлянды или свечи: рождественская елка должна пылать и переливаться огнями: «Thetreewasplantedinthemiddleofagreatroundtable, andtoweredhighabovetheirheads. It was brilliantly lighted by a multitude of little tapers; and everywhere sparkled and glittered with bright objects» [41].

История этого символа берет свое начало в те времена, когда Европа была языческой, когда разные народы украшали жилище в дни зимнего солнцестояния вечнозеленым деревом. Но как символ Рождества ель появилась относительно недавно — пять столетий назад.

Так, германское мировое дерево превратилось в христианской Англии в рождественские колючие темно-зеленые венки из падуба-остролиста с ярко-красными ягодам и гирлянды из золотисто-зеленой омелы с бледно-жемчужными ягодами, под которой принято целоваться на Рождество (как принято считать, следы старинного языческого ритуала по обеспечению плодородия в новом году). В Германии времен позднего Возрождения оно обернулось маленькой елочкой, вполне возможно не без влияния старинного предрождественского представления об Адаме и Еве и их изгнании из рая, прочь от дерева, украшенного прекраснейшими плодами. Вечнозеленая ель помимо символа вечной жизни играла немаловажную роль в старинных христианских легендах: например, и в Германии, и в Скандинавии, считалось, что во время бегства в Египет именно ель защитила от солдат деву Марию с младенцем Христом, скрыв их своими лапами, так что не удивительно, что «рождественским деревом» стала именно она.

Теперь рождественскоедерево — так именуют празднично украшенную елку или сосну, являющееся в наши дни, вероятно, самым главным и самым любимым атрибутом веселого зимнего праздника, не всегда в прошлом было столь же неотъемлемой его частью.

Когда-то давно праздничную елку было принято устанавливать в доме лишь в Сочельник — в день накануне Рождества. Наряжаются они украшениями, представляющими Рождество: звездами, ангелами, Санта-Клаусами, оленями, снежинками, шарами с соответствующей символикой.

По легенде, начало традиции украшать рождественскую елку положил Мартин Лютер. Якобы в начале 16 века именно он впервые прикрепил к домашней рождественской елке свечки, чтобы показать детям, как выглядят в ночном зимнем лесу заснеженные ели на фоне звездного неба. Как бы то ни было, а игрушки на елях появились, похоже, сразу же, как только это дерево стало использоваться в качестве одного из символов Рождества.

Подукрашеннуюелкузаранеескладываютсякрасивоупакованныеподарки: «…just in time to greet the father, who came home attended by a man laden with Christmas toys and presents» [41]. И в этом состоит забавная интрига Рождества — подарки нельзя разворачивать до утра. Считается понарошку, а дети порой в это верят всерьез, что подарки приносит ночью Санта Клаус. После полуночного обеда он спускается в дымоход и раскладывает подарки под рождественским деревом. Потом он выбирается через дымоход обратно наружу и летит к следующему дому в своих салазках, запряженных девятью северными оленями, мчащими их прямо по воздуху. С разбора из-под елки и открытия всех подарков традиционно начинается день Рождества.

Другими символами Рождества не менее важными считаются омела, остролист и плющ. Этими растениями в Великобритании так же украшают дома. Каждое из этих растений по-своему связано с божественным началом. Плющ олицетворяет бессмертие. Остролист, вечнозеленый кустарник с глянцевыми острыми листьями, призван вселять в человека веру в лучшее и надежду. Его блестящие красные ягоды символизируют кровь Иисуса Христа. Почитание омелы, как священного растения, вошло в обычай еще задолго до рождения Христа. Букетики омелы в домах и квартирах британцев в канун Рождества везде — на лампах, люстрах и на столе.