Смекни!
smekni.com

Приглашение на казнь 2 (стр. 29 из 30)

повара, например, с женой), которые останавливались,

заслонившись от солнца и пыли, а затем ускоряли шаг. Еще один

поворот дороги, и она потянулась к мосту, распутавшись

окончательно с медленно вращавшейся крепостью (уже стоявшей

вовсе нехорошо, перспектива расстроилась, что-то болталось...).

-- Жалею, что так вспылил, -- ласково говорил м-сье Пьер.

-- Не сердись, цыпунька, на меня. Ты сам понимаешь, как обидно

чужое разгильдяйство, когда всю душу вкладываешь в работу.

Простучали по мосту. Весть о казни начала распространяться

в городе только сейчас. Бежали красные и синие мальчишки за

экипажем. Мнимый сумасшедший, старичок из евреев, вот уже много

лет удивший несуществующую рыбу в безводной реке, складывал

свои манатки, торопясь присоединиться к первой же кучке

горожан, устремившихся на Интересную площадь.

-- ...но не стоит об этом вспоминать, -- говорил м-сье

Пьер, -- люди моего нрава вспыльчивы, но и отходчивы. Обратим

лучше внимание на поведение прекрасного пола.

Несколько девушек, без шляп, спеша и визжа, скупали все

цветы у жирной цветочницы с бурыми грудями, и наиболее шустрая

успела бросить букетом в экипаж, едва не сбив картуза с головы

Романа. М-сье Пьер погрозил пальчиком.

Лошадь, большим мутным глазом косясь на плоских пятнистых

собак, стлавшихся у ее копыт, через силу везла вверх по

Садовой, и уже толпа догоняла, -- в кузов ударился еще букет.

Но вот повернули направо по Матюхинской, мимо огромных развалин

древней фабрики, затем по Телеграфной, уже звенящей, ноющей,

дудящей звуками настраиваемых инструментов, -- и дальше -- по

немощеному шепчущему переулку, мимо сквера, где, со скамейки,

двое мужчин, в партикулярном платье, с бородками, поднялись,

увидя коляску, и, сильно жестикулируя, стали показывать на нее

друг другу, -- страшно возбужденные, с квадратными плечами, и

вот побежали, усиленно и угловато поднимая ноги, туда же, куда

и все. За сквером, белая, толстая статуя была расколота надвое,

-- газеты писали, что молнией.

-- Сейчас проедем мимо твоего дома, -- очень тихо сказал

м-сье Пьер.

Роман завертелся на козлах и, обратившись назад, к

Цинциннату, крикнул:

-- Сейчас проедем мимо вашего дома, -- и сразу отвернулся

опять, подпрыгивая, как мальчик, от удовольствия.

Цинциннат не хотел смотреть, но все же посмотрел.

Марфинька, сидя в ветвях бесплодной яблони, махала платочком, а

в соседнем саду, среди подсолнухов и мальв, махало рукавом

пугало в продавленном цилиндре. Стена дома, особенно там, где

прежде играла лиственная тень, странно облупилась, а часть

крыши... Проехали.

-- Ты все-таки какой-то бессердечный, -- сказал м-сье

Пьер, вздохнув, -- и нетерпеливо ткнул тростью в спину вознице,

который привстал и бешеными ударами бича добился чуда: кляча

пустилась галопом.

Теперь ехали по бульвару. Волнение в городе все росло.

Разноцветные фасады домов, колыхаясь и хлопая, поспешно

украшались приветственными плакатами. Один домишко был особенно

наряден: там дверь быстро отворилась, вышел юноша, вся семья

провожала его, -- он нынче как раз достиг присутственного

возраста, мать смеялась сквозь слезы, бабка совала сверток ему

в мешок, младший брат подавал ему посох. На старинных каменных

мостиках (некогда столь спасительных для пеших, а теперь

употребляемых только зеваками да начальниками улиц) уже

теснились фотографы. М-сье Пьер приподнимал шляпу. Франты на

блестящих "часиках" обгоняли коляску и заглядывали в нее. Из

кофейни выбежал некто в красных шароварах с ведром конфетти,

но, промахнувшись, обдал цветной метелью разбежавшегося с того

тротуара, в скобку остриженного молодца с хлеб-солью на блюде.

От статуи капитана Сонного оставались только ноги до

бедер, окруженные розами, -- очевидно, ее тоже хватила гроза.

Где-то впереди духовой оркестр нажаривал марш "Голубчик". Через

все небо подвигались толчками белые облака, -- по-моему, они

повторяются, по-моему, их только три типа, по-моему, все это

сетчато и с подозрительной прозеленью...

-- Но, но, пожалуйста, без глупостей, -- сказал м-сье

Пьер. -- Не сметь падать в обморок. Это недостойно мужчины.

Вот и приехали. Публики было еще сравнительно немного, но

беспрерывно длился ее приток. В центре квадратной площади, --

нет, именно не в самом центре, именно это и было отвратительно,

-- возвышался червленый помост эшафота. Поодаль скромно стояли

старые казенные дороги с электрическим двигателем. Смешанный

отряд телеграфистов и пожарных поддерживал порядок. Духовой

оркестр, по-видимому, играл вовсю, страстно размахался

одноногий инвалид дирижер, но теперь не слышно было ни одного

звука.

М-сье Пьер, подняв жирные плечики, грациозно вышел из

коляски и тотчас повернулся, желая помочь Цинциннату, но

Цинциннат вышел с другой стороны. В толпе зашикали.

Родриг и Роман соскочили с козел; все трое затеснили

Цинцинната.

До эшафота было шагов двадцать, и, чтобы никто его не

коснулся, Цинциннат принужден был побежать. В толпе залаяла

собака. Достигнув ярко-красных ступеней, Цинциннат остановился.

М-сье Пьер взял его под локоть.

-- Сам, -- сказал Цинциннат.

Он взошел на помост, где, собственно, и находилась плаха,

то есть покатая, гладкая дубовая колода, таких размеров, что на

ней можно было свободно улечься, раскинув руки. М-сье Пьер

поднялся тоже. Публика загудела.

Пока хлопотали с ведрами и насыпали опилок, Цинциннат, не

зная, что делать, прислонился к деревянным перилам, но,

почувствовав, что они так и ходят мелкой дрожью, а что какие-то

люди снизу потрагивают с любопытством его щиколотки, он отошел

и, немножко задыхаясь, облизываясь, как-то неловко сложив на

груди руки, точно складывал их так впервые, принялся глядеть по

сторонам. Что-то случилось с освещением, -- с солнцем было

неблагополучно, и часть неба тряслась. Площадь была обсажена

тополями, негибкими, валкими, -- один из них очень медленно...

Но вот опять прошел в толпе гул: Родриг и Роман,

спотыкаясь, пихая друг друга, пыхтя и кряхтя, неуклюже взнесли

по ступеням и бухнули на доски тяжелый футляр. М-сье Пьер

скинул куртку и оказался в нательной фуфайке без рукавов.

Бирюзовая женщина была изображена на его белом бицепсе, а в

одном из первых рядов толпы, теснившейся, несмотря на уговоры

пожарных, у самого эшафота, стояла эта женщина во плоти и ее

две сестры, а также старичок с удочкой, и загорелая цветочница,

и юноша с посохом, и один из шурьев Цинцинната, и библиотекарь,

читающий газету, и здоровяк инженер Никита Лукич, -- и еще

Цинциннат заметил человека, которого каждое утро, бывало,

встречал по пути в школьный сад, но не знал его имени. За этими

первыми рядами следовали ряды похуже в смысле отчетливости глаз

и ртов, за ними -- слои очень смутных и в своей смутности

одинаковых лиц, а там -- отдаленнейшие уже были вовсе дурно

намалеваны на заднем фоне площади. Вот повалился еще один

тополь.

Вдруг оркестр смолк, -- или, вернее: теперь, когда он

смолк, вдруг почувствовалось, что до сих пор он все время

играл. Один из музыкантов, полный, мирный, разъяв свой

инструмент, вытряхивал из его блестящих суставов слюну. За

оркестром зеленела вялая аллегорическая даль: портик, скалы,

мыльный каскад.

На помост, ловко и энергично (так что Цинциннат невольно

отшатнулся), вскочил заместитель управляющего городом и,

небрежно поставив одну, высоко поднятую ногу на плаху (был

мастер непринужденного красноречия), громко объявил:

-- Горожане! Маленькое замечание. За последнее время на

наших улицах наблюдается стремление некоторых лиц молодого

поколения шагать так скоро, что нам, старикам, приходится

сторониться и попадать в лужи. Я еще хочу сказать, что

послезавтра на углу Первого бульвара и Бригадирной открывается

выставка мебели, и я весьма надеюсь, что всех вас увижу там.

Напоминаю также, что сегодня вечером идет с громадным успехом

злободневности опера-фарс "Сократись, Сократик" (*23). Меня еще

просят вам сообщить, что на Киферский Склад доставлен большой

выбор дамских кушаков и предложение может не повториться.

Теперь уступаю место другим исполнителям и надеюсь, горожане,

что вы все в добром здравии и ни в чем не нуждаетесь.

С той же ловкостью скользнув промеж перекладин перил, он

спрыгнул с помоста под одобрительный гул. М-сье Пьер, уже

надевший белый фартук (из-под которого странно выглядывали

голенища сапог), тщательно вытирал руки полотенцем, спокойно и

благожелательно поглядывая по сторонам. Как только заместитель

управляющего кончил, он бросил полотенце ассистентам и шагнул к

Цинциннату.

(Закачались и замерли черные квадратные морды фотографов.)

-- Никакого волнения, никаких капризов, пожалуйста, --

проговорил м-сье Пьер. -- Прежде всего нам нужно снять

рубашечку.

-- Сам, -- сказал Цинциннат.

-- Вот так. Примите рубашечку. Теперь я покажу, как нужно

лечь.

М-сье Пьер пал на плаху. В публике прошел гул.

-- Понятно? -- спросил м-сье Пьер, вскочив и оправляя

фартук (сзади разошлось, Родриг помог завязать). -- Хорошо-с.

Приступим. Свет немножко яркий... Если бы можно... Вот так,

спасибо. Еще, может быть, капельку... Превосходно! Теперь я

попрошу тебя лечь.

-- Сам, сам, -- сказал Цинциннат и ничком лег, как ему

показывали, но тотчас закрыл руками затылок.

-- Вот глупыш, -- сказал сверху м-сье Пьер, -- как же я

так могу... (да, давайте. Потом сразу ведро). И вообще --

почему такое сжатие мускулов, не нужно никакого напряжения.

Совсем свободно. Руки, пожалуйста, убери... (давайте). Совсем

свободно и считай вслух.

-- До десяти, -- сказал Цинциннат.