Смекни!
smekni.com

Квалификация наследства в гражданском праве (стр. 18 из 32)

Специфика наследственных отношений, складывающихся по поводу жилых помещений, отражается на таком институте наследственного права, как завещательный отказ. Завещательный отказ, предметом которого является жилое помещение, характеризуется особенностями, которые связаны, с одной стороны, со спецификой такого объекта, как жилое помещение, а с другой стороны, свойствами самого завещательного отказа как инструмента, позволяющего наиболее оптимальным и справедливым, по мнению наследодателя, образом распорядиться наиболее важной частью наследственного имущества. Однако в условиях легально закрепленной широкой завещательной свободы этот инструмент относится к числу тех, использование которых на практике в силу его юридико-технической сложности требует участия юристов-профессионалов (адвокатов, нотариусов), обслуживающих наследственный процесс.

Завещательный отказ (легат) не является новеллой для российского гражданского права. Этот вид завещательного распоряжения был известен еще в дореволюционном законодательстве России и подвергался научному исследованию цивилистов того времени. Позднее, уже в советский период нашей истории, положения о завещательном отказе в самом общем виде содержались в ст. 423 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. <*> В указанной норме жилое помещение (квартира или жилой дом) не выделялось в качестве особого предмета завещательного отказа. Позже Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в ч. 2 ст. 538 дополнил соответствующую формулировку указанием на право пожизненного пользования жилым домом или отдельной его частью в качестве предмета легата. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации сохранил положения о завещательном отказе, еще более развивая их.

--------------------------------

<*> Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.

Итак, согласно принципу свободы завещания наследодатель вправе оставить на случай смерти любое распоряжение, не выходящее за рамки требований закона и здравого смысла. К числу таких распоряжений относится и завещательный отказ, предусмотренный ст. 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сущность завещательного отказа заключается в том, что наследодатель в завещании возлагает на одного или на нескольких наследников исполнение за счет наследства обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких отказополучателей (легатариев), у которых возникает право требовать от наследника исполнения этой обязанности. Наследодатель может возложить на наследника обязанность передачи отказополучателю определенной вещи из состава наследства в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование. Все из этих способов применимы и к жилому помещению. Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1137 и указывает на то, что на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, может быть возложена обязанность предоставить другому лицу право пользования этим помещением или его частью, не исключается и возложение, заключающееся в обязанности передать жилое помещение в собственность или на ином вещном праве.

Однако если в случае передачи жилого помещения в собственность отказополучателю вопросов, связанных со специальным регулированием отношений по пользованию жилым помещением, не возникает, то в случае предоставления отказополучателю права пользования такое регулирование необходимо. Так, ст. 33 Жилищного кодекса Российской Федерации в развитие положений Гражданского кодекса Российской Федерации определяет права и обязанности отказополучателя, вытекающие из пользования жилым помещением, предоставляемым по завещательному отказу. Отказополучатель обладает равными с наследником правами по пользованию и, если он является дееспособным лицом, несет солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования таким помещением. Предоставляя помещение в рамках завещательного отказа, наследодатель, по выражению Б.Л. Хаскельберга, желает не только одарить легатария, но и освободить его от хлопот наследника <*>. Вместе с тем наследодатель не может освободить легатария от хлопот пользователя жилого помещения. Так, согласно п. 2 ст. 33 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, несет солидарную с собственником такого жилого помещения ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

--------------------------------

<*> См.: Хаскельберг Б.Л., Ровный В.В. Индивидуальное и родовое в гражданском праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2004.

Вместе с тем положения указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации допускают возможность заключения между собственником помещения и отказополучателем соглашения, предусматривающего иной порядок ответственности по обязательствам. Однако при возникновении спора суд должен исходить из равенства прав наследника и отказополучателя.

В отличие от других видов завещательных распоряжений специфика завещательного отказа заключается в том, что, во-первых, завещательный отказ может быть установлен только в завещании, во-вторых, исполнителем воли наследодателя может быть только его наследник. При этом возложение может быть как на наследника по завещанию, так и на наследника по закону, в то время как по ранее действовавшему законодательству (ст. 538 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.) завещательным отказом мог быть обременен только наследник по завещанию. В положениях части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации будто бы услышаны слова В.И. Серебровского: "...можно высказать пожелание, чтобы в будущем законодательстве завещателю было предоставлено право возлагать исполнение завещательных отказов не только на наследников по завещанию, но и на наследников по закону" <*>.

--------------------------------

<*> Серебровский В.И. Избранные труды (по наследственному и страховому праву). М.: Статут, 1997. Сер.: Классика российской цивилистики. С. 153.

Право пользования жилым помещением отказополучателем является срочным и может быть предоставлено как на период жизни отказополучателя, так и на иной срок, указанный наследодателем в завещании. По истечении указанных сроков право пользования жилым помещением прекращается. Однако в отличие от положения ст. 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации ч. 1 ст. 33 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на возможность сохранения права пользования жилым помещением и после истечения названных сроков, но только в том случае, если возникли иные законные основания пользования помещением у лица, которому оно предоставлялось по завещательному отказу. Такая формула Жилищного кодекса Российской Федерации представляется не вполне корректной с точки зрения гражданского права, поскольку в любом случае с истечением указанных сроков право пользования отказополучателя прекращается. Другое дело (о чем, вероятно, и хотел особо сказать законодатель), что прекращение этого права не означает автоматического возникновения необходимости освобождать помещение при наличии иных оснований пользования (к примеру, вступление в брак с собственником жилья, совершение сделки, в силу которой у него могут возникнуть права на данное помещение, и т.д.).

В соответствии с положением абз. 3 п. 2 ст. 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации смена собственника жилого помещения, предоставленного по завещательному отказу, не влечет прекращения права отказополучателя на пользование помещением. Эта норма подчеркивает вещный характер права пользования легатария предоставленным помещением.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, регистрации подлежат и иные права. Поскольку указание о государственной регистрации содержится в ст. 33 Жилищного кодекса Российской Федерации, к числу перечисленных прав относится и право пользования, возникающее из завещательного отказа. Так, в соответствии с ч. 3 указанной статьи гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, вправе потребовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа.

Порядок государственной регистрации определяется Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данный Закон не содержит специальных положений, регулирующих порядок совершения именно таких регистрационных действий, как регистрация права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа. Следовательно, в данном случае применяются общие правила. Содержание завещательного отказа характеризуется как обязанность наследника, обремененного отказом, совершить определенные действия и право легатария требовать совершения этого действия. Отказополучатель становится кредитором наследника в момент открытия наследства. Каких-либо заявлений с его стороны о желании воспользоваться установленным в его пользу правом не требуется. Отказополучатель делается кредитором наследника в силу закона <*>. Таким образом, право пользования отказополучателя можно в полной мере считать обременением права собственности наследника. Следовательно, регистрация указанного права должна производиться в рамках государственной регистрации права собственности наследника путем отражения соответствующей записи в подразделе III Единого государственного реестра прав как обременения.

--------------------------------

<*> См.: Серебровский В.И. Избранные труды. С. 157.

Вместе с тем в отличие от других случаев перехода права собственности (купля-продажа, мена и др.) возникновение права собственности у наследника не обусловлено государственной регистрацией. Право собственности в указанном случае возникает у наследника с момента открытия наследства, и при этом государственная регистрация носит лишь правоподтверждающий характер. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой наследник, став собственником наследуемого жилого помещения, не обратится в орган, осуществляющий регистрацию, за регистрацией своего права. В таком случае отказополучатель независимо от этого может воспользоваться своим правом требовать государственной регистрации своего права.