Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Государственному управлению инновационной деятельностью (стр. 16 из 42)

Состояние инновационной активности в России характеризуется следующими показателями[3]:

1. Разработку и освоение инноваций осуществляли около 10 % промышленных предприятий. Только три отрасли демонстрируют показатели инновационной активности, превышающие среднюю по промышленности величину: металлургия (19,9 %), химическая промышленности (22,5%), машиностроение (18,4%). В других отраслях инновационная активность значительно ниже. В электроэнергетике - 5,1 %, в лёгкой промышленности - 3,2 %, в деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и поли графии 4,5 %. (Для сравнения: в США средний показатель инновационной активности - около 30 %).

2. Наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составляло приобретение машин и оборудования (62 %). В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 18,3 % всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение патентов и лицензий - 10,5 %. В то же время велика доля закупок иностранного устаревшего оборудования. Такая тенденция усугубляет проблемы конкурентоспособности отраслей.

3. Несмотря на наметившийся рост бюджетных ассигнований на развитие науки (расходы из бюджета на науку в 2002 г. составили 30,3 млрд. рублей, в 2003 г. - 40,2 млрд. рублей, что на 32,6 % больше в номинальном выражении и на 18,4 % - в реальном, с учетом инфляции, в чем предыдущий год), доля расходов на науку в ВВП составила в 2002 г. - 0,28 %, в 2003 г. -0,31 %, что значительно ниже соответствующего показателя в развитых странах (2-3 %), (а самое главное – ниже порогового значения, характеризующего экономическую и научно-техническую безопасность страны – Л.Н. Нехорошева).

4. В то же время, можно констатировать, в России сохранены отдельные наукоемкие высокотехнологичные сектора промышленности, создающие конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, сохранено ядро научного и образовательного потенциала, созданы и успешно работают ключевые элементы инновационной инфраструктуры, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям. (Так, в 24 регионах России действует более 60 технологических парков и 56 инновационно-технологических центров (ИТЦ), в которых на площади около 500 тыс. кв. метров разместились более 1000 малых высокотехнологичных фирм. Только в 18 ИТЦ, созданных с поддержкой федеральных средств, разместилось более 400 инновационных фирм с общей численностью работающих около 6 тыс. человек, реализующих продукцию в объеме более чем на 4 млрд. рублей в год).

В целом, анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран.

Предпосылки кардинального повышения инновационной
активности в России

В настоящее время в России сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки, что позволит провести структурную перестройку и перевести промышленность на качественно новый уровень.

Во-первых, присутствие на внутреннем рынке импортной продукции существенно изменило стандарты как потребительского, так и инвестиционного спроса, приблизило их к уровню развитых стран. Ценовая конкурентоспособность товаров и услуг российских предприятий - уже недостаточное условие сохранения их позиций даже на внутреннем рынке.

Во-вторых, вовлечение России в процессы глобализации, реализуемый комплекс мер по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) не оставляют отечественным компаниям надежд на сохранение существенных защитных и преференциальных мер поддержки, позволяющих существовать вне международной конкуренции. Это заставляет бизнес активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения специфических конкурентных преимуществ в рамках глобальной конкуренции.

В-третьих, усиление новой бизнес-элиты, не имеющей доступа к сырьевым ресурсам, неоднозначные прогнозы развития сырьевых секторов российской экономики в общем контексте развития мировой экономики стимулируют повышение интереса и приток финансовых ресурсов в высокотехнологические отрасли.

В-четвертых, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, существенное улучшение правовой базы, в том числе инновационной деятельности, заявленные правительством программы мероприятий по развитию науки и образования, позволяют игрокам на поле высокотехнологических бизнесов чувствовать себя более уверенно.

Наличие указанных предпосылок дает основание полагать, что рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности позволит эффективно использовать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научно – техническим потенциалом для обеспечения конкурентоспособности не сырьевых секторов российской экономики.

Восприимчивость предприятий промышленности Беларуси
к инновационным процессам

В Беларуси инновационно-активные предприятия в промышленности составляют 13,9 % (т.е. предприятия, которые в течение последних трех лет, включая отчетный год, осуществляют по крайней мере один из видов инновационной деятельности).
В России доля инновационно-активных предприятий составляет 7,7 %, при этом наиболее инновационно-активными являются в промышленности предприятия металлургии (19,9%), химической промышленности (22,5%), машиностроения (18,4%). В США средний показатель инновационной активности – около 30%, по странам ОЭСР их доля колеблется от 25 до 80%.

Оценка технологических инноваций в промышленности Беларуси показывает, что основная доля затрат на технологические инновации в промышленности Беларуси сконцентрированы в топливной промышленности (54 %), машиностроении и металлургии (14%), электроэнергетике (13%). При этом основная доля затрат была направлена на приобретение машин и оборудования - 49%, а на исследования и разработки новых продуктов и методов их производства – только 4 %.

В качестве негативных моментов, противодействующих активизации инновационной деятельности на предприятиях промышленности Беларуси, следует отметить недостаточно активную реализацию совместных проектов, в том числе с Россией, низкую долю приобретения прав на патенты и лицензии (5%) по сравнению с приобретением оборудования (74%). Предприятиями промышленности Беларуси в 2003 году выполнялись 150 совместных проектов исследований и разработок, при этом 87,3% партнеров находилось на территории республики, 26% - в России, около 19% - в европейских странах. Среди партнеров преобладали научные организации и вузы, потребители продукции. Консалтинговые и информационные фирмы и конкуренты участвовали только в 20 совместных проектах.

Оценка отраслевой структуры технологического обмена в 2003 г. показала, что среди отраслей, приобретающих новые технологии, лидируют машиностроение и металлообработка (38%), пищевая промышленность (20%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (9,3%).

Негативным фактором для экономики Беларуси является сокращение выпуска принципиально новой продукции или подвергшейся значительным технологическим изменениям в течение последних лет. Другой показатель, отражающий восприимчивость реального сектора экономики к инновационным изменениям – доля новой продукции, освоенной в течение последних лет, в общем объеме производства, также сокращается. (Доля обновления продукции в Беларуси сократилась до 10 %. Для сравнения: доля новой продукции в промышленности ЕС составляет 30%).

Катализатором инновационного развития является высокотехнологичный сектор. Сравнение экспорта товаров высокой наукоемкости в Беларуси с данными развитых стран свидетельствует о том, что экспорт высокотехнологичного сектора Республики Беларусь значительно отстает от ряда стран (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2.

Доля высокотехнологичного экспорта в общем
промышленном экспорте в процентах от общего экспорта

Страна

Доля в общем
промышленном экспорте
(в процентах)

Ирландия

42

США

30

Швеция

26

Финляндия

22

ЕС-15

20

Италия

9

Португалия

8

Испания

5,20

Греция

4,90

Беларусь

3,10

О низкой технологичности белорусской промышленности свидетельствует и в ряде случаев невысокое качество белорусских товаров, высокий уровень материалоемкости (низкий коэффициент использования металла в промышленности республики, высокий уровень энергоемкости и т.д.). Очевидно, что низкая доля высоких технологий в экспорте продукции не соответствует научному потенциалу Беларуси и негативно влияет на инновационную активность национальной экономики в целом.