Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Государственному управлению инновационной деятельностью (стр. 17 из 42)

Следует подчеркнуть, что, высокотехнологичный сектор республики не обеспечивает в достаточной мере и внутренние потребности реального сектора экономики страны.

Неразвитость высокотехнологичного экспорта Беларуси является реальной угрозой экономической и научно-технической безопасности Беларуси. Ориентация высокотехнологичного сектора в значительной мере на внутренний рынок не имеет перспективы, так как мировой рынок научно-технической продукции (как было показано выше) постоянно растет, а внутренний рынок Беларуси достаточной невелик.

Основными проблемами, противодействующими развитию высокотехнологичного сектора являются: недостаточная интеграция в глобальную экономику; отсутствие развитой системы международного трансфера; недостаточная адаптация к новым тенденциям развития мирового рынка наукоемкой продукции. Эти проблемы приводят к снижению эффективности развития высокотехнологичного сектора Беларуси: отсутствию мультипликативного эффекта от высокотехнологичноного сектора в традиционных отраслях национальной экономики. Все эти проблемы противодействуют решению важнейшей задачи: развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимость. К сожалению, развитые страны предпочитают покупать в Беларуси необработанное сырье и простую продукцию: в 2004 г. 90,7 % экспорта нефтепродуктов, 97,6 % – калийных удобрений, 99,5 % – лесоматериалов. Товары с высокой степенью переработки идут на рынок СНГ (значительная доля – в Россию). Негативной можно считать тенденцию роста доли сырья в экспорте Беларуси (так, три основные сырьевые позиции экспорта с 16,9 % в 1999 г. увеличились до 30,6 % в 2004 г.).

Отрицательным фактором является ориентация на внутренний рынок как на наиболее комфортную среду для расширения хозяйственной деятельности предприятий. Белорусские производители слабо продвигаются на внешние рынки дальнего зарубежья, не рассматривают инновации как инструмент для решений этой задачи. В то же время наиболее эффективной стратегией развития в «новой экономике» является создание новых рынков для новых видов продукции, т.е. инновации становятся основным инструментом в конкурентной борьбе. В Беларуси же из 325 инновационно активных предприятий как основную цель на рынках своей страны указали только 16 %, в России – 20%, а в странах ЕС каждое второе предприятие ставит целью освоение новых рынков.

Отрицательным фактором является низкий уровень инновационной культуры, плохой доступ к информации об инновационных изменениях. Руководители белорусских предприятий не рассматривают информированность как условие инновационной активности. Предприятия промышленности практически не знают рынки научно-технической продукции, тенденции их изменения, потенциальный спрос, особенности новых моделей продвижения инноваций на рынок и т.д., так как у руководителей отсутствует объективная информация, характеризующая этот спектр проблем.

Отсутствие эффективных корпоративных стратегий развития также является одним из основных барьеров развития международного технологического сотрудничества. Для большинства белорусских предприятий оно в настоящее время недоступно, так как внутренние инвестиции не могу обеспечить конкурентные преимущества в борьбе с ТНК, объем продаж которых в ряде случаев равен объему ВВП отдельных стран.

Эта проблема стоит и перед российскими производителями. Если она не будет решена в ближайшее время, то встанет проблема не только завоевания новых рынков, но угроза потери старых. Так, это заставляет объединяться производителей грузовых автомобилей Беларуси и России, которые в настоящее время проигрывают зарубежным конкурентам, что привело к критической ситуации на рынке данного вида продукции (импорт составил 50 % всего коммерческого рынка транспортных средств Беларуси и России). Рост импорта не позволит реализовать прогнозные показатели развития соответствующих предприятий. Более того, наносится двойной удар по экономике: 90 % импорта составляют старые автомобили, для поддержания которых создается сервисная сеть, что снижает технологический уровень национальной экономики, и кроме того, идет вывоз валюты (ввезенная в Россию за 9 месяцев 2004 г. автотехника равна вывозу 840 млн. долларов), недополучение налоговых платежей, потеря рабочих мест и т.д.

По оценке значимости факторов, препятствующих инновационной деятельности, основными являются: недостаток собственных денежных средств (из экономических факторов), низкий инновационный потенциал предприятия (из производственных факторов), неразвитость рынка технологий (их прочих факторов).

Инновационная активность предприятий промышленности характеризуется использованием передовых технологи. Под использованием передовых производственных технологий следует понимать их использование в промышленной эксплуатации. Использование новых методов производства может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий, либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков. В структуру затрат на разработку и внедрение технологических инноваций входят затраты на оплату исследований и разработок, патентования изобретений, прочих патентно-лицензионных услуг, подготовку и практическое обучение персонала, конструкторские работы, маркетинговые исследования.

Следовательно, в современных условиях в основе экономического развития национальной экономики лежит государственная политика инновационного развития, которая заключается в обеспечении экономического и социального развития республики на основе эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества.

В задачи государства входит и формирование условий, обеспечивающих повышение восприимчивости организаций к инновационным процессам.

Опыт различных стран, в том числе ЕС, показал, что в условиях глобализации формируются модели экономического развития, обеспечивающие повышение конкурентоспособности на основе научно-технологического развития и активизации инновационной деятельности.

Оценка восприимчивости реального сектора экономики России к инновационным процессам позволила выявить барьеры, противодействующие данному процессу. Ряд факторов, снижающих восприимчивость предприятий к инновационным процессам в России, аналогичен факторам в Беларуси.

Анализ и оценка эффективности инновационного развития экономики Республики Беларусь позволил сделать вывод не только о низком уровне ряда показателей, характеризующих этот процесс, но и о том, что значительная часть этих показателей находится ниже порогового уровня индикаторов, характеризующих экономическую и научно-техническую безопасность страны. Это относится к показателям: наукоемкость ВВП, доля инновационно-активных предприятий, уровень технологического обновления производства, доля экспорта высокотехнологичной продукции. Количественные значения этих индикаторов ниже пороговых приводит к отсутствию мультипликативного эффекта от развития высокотехнологичного сектора в традиционных отраслях и, как следствие – низкой доли добавленной стоимости в готовой продукции. Так, наукоёмкость ВВП Беларуси снизилась до критического уровня (<1 %) и отстаёт от соответствующего показателя в России в 2003г. в 2,13 раза. В Беларуси он составил 0,63% при 2,6% в США и 1,95% в ЕС. Доля инновационно активных предприятий в Беларуси, так и в России значительно ниже порогового уровня, который составляет 25 %.

Доля высокотехнологичной продукции в объёме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 9 раза меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России. Развитые страны с 1999 по 2003 гг. удвоили этот показатель, который в Беларуси практически не меняется, поэтому основу товарного экспорта Беларуси составляет продукция средней (18%) и низкой (78,6%) наукоёмкости, являющейся более материало- и энергоёмкой. В результате на долю высокотехнологичных производств в структуре добавленной стоимости в 2003 году в Республике Беларусь приходится 4,2%, в то время как в странах Евросоюза - 10,1%, а США - 25,8%.

Для повышения инновационной активности предприятий необходимо учитывать кластерную концепцию развития экономики («кластерную философию»), которая активно используется при формировании инновационной политики в развитых странах (в Германии – программа создания биотехнологических кластеров, в Норвегии стимулируется создание кластера «морское хозяйство», в Финляндии – лесопромышленный кластер и др.).

Следует активизировать процесс вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. В условиях развития «новой экономики» рыночная стоимость конкурентоспособных на мировом рынке организаций многократно повышает балансовую стоимость. Специалисты в области управления знаниями (Б.З. Мильнер и др.) утверждают, что в последние почти полвека происходила эволюция от систем передачи технологий к системам обмена технологиями, а от них – к обмену знаниями и дальше к инновационным системам знаний. Концепция управления знаниями развивает эти управленческие системы не только дополняя их, но и выводя на уровень цельной и всеохватывающей теории.

Очень важно подчеркнуть, что прогрессивная инновационная политика не только позволяет модернизировать промышленность и другие сферы деятельности, но и решить ряд социальных проблем, создать платформу для творческого развития личности. Так, известный специалист в области инноватики, д.э.н, профессор Б. Санто в одной из своих последних работ подчеркивает, что «сущность инноваций заключается в интеллектуальной самореализации и саморазвитии индивидума, связанных с общественным освоением его результатов, с социально-технической эволюцией общества и его обратным влиянием на индивидум. Именно инновация, а не рутинный труд сделала homo sapiens человеком».