Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Государственному управлению инновационной деятельностью (стр. 36 из 42)

При решении задач, стоящих перед парком, его клиенты являются главными действующими лицами. Их успех определяет успех всего предприятия и в коммерческом плане, и в научно-техническом. Поэтому к претендующим на место в парке фирмам предъявляются определенные требования. Теоретически основным исходным критерием является принадлежность фирмы к категории «наукоемких», разрабатывающих новые технологии и изделия в областях, причисляемых сегодня к главным направлениям научно-технического прогресса (высокие технологии -- high technologies). Однако критерий высокой технологичности трудно определить достаточно четко даже применительно к крупным предприятиям, не говоря уже о мелких.

Естественно, что при отборе клиентов парка просто полагаются на суждение членов наблюдательного совета или иного органа, которому отбор поручен. Совет же заботит не сколько «чистота породы» фирмы-клиента, сколько перспективность ее разработок с точки зрения коммерческой, рыночной. На практике именно этот критерий выходит на первый план. В парках с хорошей репутацией, куда стремятся попасть сотни, а то и тысячи начинающих предпринимателей, есть возможность широкого выбора, что позволяет успешно сочетать оба требования – как «наукоемкое», так и высокой вероятности удачи на рынке. Но очень часто выбор невелик, а то и вовсе отсутствует. Оставлять готовые площади незанятыми крайне нежелательно, ведь надо возвращать затраты на строительство, отдавать кредиты и выплачивать проценты по ним, иметь средства на эксплуатацию. Поэтому среди клиентов многих парков можно встретить фирмы, не имеющие к «высоким технологиям» никакого отношения, как бы широко это понятие ни толковалось.

Есть определенные расхождения теории с практикой и в отношении «происхождения» фирм, населяющих научные парки. Исходная посылка создания парка при исследовательском центре -- это создание условий для коммерциализации его фундаментальных разработок. Стало быть, основной контингент клиентов для создания фирм должен формироваться из числа сотрудников центра, профессоров, аспирантов, просто выпускников (в случае университета). Тем более, что, по оценке некоторых специалистов, среди академических и университетских ученых не менее 10–15% являются потенциальными предпринимателями, а научная работа вырабатывает у специалистов ряд качеств, весьма полезных в мире бизнеса. Каких именно?

Во-первых, ученый-предприниматель обладает глубокими техническими знаниями в своей узкой области и в нескольких смежных областях, приобретенными за годы научной работы. Специалисты, ушедшие в промышленность сразу после вуза и занимающие руководящие административные посты, практически не могут позволить себе такую роскошь. Стало быть, ученый-предприниматель гораздо лучше знает продукцию, с которой имеет дело.

Во-вторых, ученый обычно хорошо знаком с методиками анализа числовых данных и компьютерной техникой. Поэтому овладеть финансовой стороной дела, бухгалтерией и маркетингом в масштабах небольшой фирмы для него особого труда не составляет. Правда, для верной оценки ситуации необходим коммерческий опыт, приходящий лишь с годами. Тут ученому для начала нужна помощь, но ее легко можно получить от банка или консультативной фирмы или в том же технопарке.

В-третьих, современные исследования, как правило, выполняются не одним человеком, а группой специалистов. Руководство такой группой требует способностей и навыков очень близких к тем, что нужны бизнесмену. Разница лишь в степени коммерческого риска: в НИИ и в университете ученый от такого риска довольно надежно застрахован, а в роли предпринимателя постоянно ему подвергается, так что нужна определенная психологическая перестройка, нужно обрести уверенность в своих способностях на новом поприще.

Наконец, в-четвертых, ученый-предприниматель, даже если он формально уходит из научного учреждения, сохраняет связи и возможности, которых нет у обычного бизнесмена. Это контакты со своими бывшими студентами и аспирантами, которых можно привлечь к работе на своей фирме или, напротив, использовать в качестве покупателей ее продукции; это лаборатории и библиотека, которыми можно пользоваться бесплатно или по сниженным расценкам; это возможность «держать руку на пульсе» научно-технического прогресса в интересующих фирму областях знаний.

Однако несмотря на сказанное выше и на своего рода «зеленую улицу», открытую в парках для сотрудников НИИ и университетов, желающих заняться бизнесом, выходцев из исследовательских центров среди фирм-клиентов не так уж много. Например, в Великобритании, по данным Национальной ассоциации научных парков, они составляют около 20%, причем этот показатель колеблется от парка к парку в довольно широких пределах. Подавляющее большинство фирм попадает в парк не из центров фундаментальной науки, а со стороны.

Сделанные выше оговорки не меняют того факта, что, в общем и целом «наукоемкий» профиль большинства фирм, попадающих в научные парки, выдерживается. От 60 до 70% общего числа клиентов можно отнести к фирмам, ориентированным на передовые технологии. И этот показатель является типичным для всех стран.

Помимо «наукоемкости» есть у расположенных в парках компаний и другие характерные особенности. Если сравнить в целом «парковый» контингент предприятий с аналогичными по размерам и профилю деятельности фирмами вне парков, то, по данным ассоциации, он заметно отличается рядом существенных показателей. На территории парков моложе и сами фирмы, и их владельцы. Около трети предприятий основаны здесь людьми в возрасте до 35 лет (вне парков – 19%). Среди основателей фирм, расположенных в парках, гораздо выше процент обладателей ученых степеней (52% имеют степень бакалавра и 40% – более высокие степени; вне парков, соответственно, 41 и 16%). Рост числа работающих на молодых фирмах в парках превышает 100% в год (вне парков – 50%); у них значительно выше затраты на исследования и число фирм, получающих патенты.

Но, наверное, самый главный показатель – это низкий уровень неудач и прекращение деятельности в первые годы существования среди клиентов парков по сравнению с предприятиями малого бизнеса в целом. Прекращают свою деятельность всего несколько процентов «парковых» фирм.

8.4. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь

Финансовая поддержка инновационной деятельности может осуществляться через следующие инновационные фонды:

· Белорусский инновационный фонд;

· инновационные фонды республиканских органов государственного управления, объединений, организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительного комитетов;

· венчурные фонды.

Создание Белорусского инновационного фонда (далее Белинфонда) как одного из важных элементов инновационной инфраструктуры предполагает существенное государственное участие в формировании и осуществлении научно-технической политики и представляется вполне обоснованной мерой для стран с переходной экономикой. Наряду с патентным ведомством, технопарками и другими организациями Белинфонд является серьезной составляющей инновационной инфраструктуры.

Белинфонд является государственной организацией, созданной Советом Министров Республики Беларусь. Основной задачей Белинфонда является финансовая поддержка инновационных проектов вплоть до промышленного освоения результатов исследований и разработок, высокоэффективных изобретений, имеющих важное значение для народного хозяйства. Белинфонд призван содействовать созданию и развитию в республике новых высокотехнологичных производств, поддерживать инфраструктуру рынка технологий. К задачам Белинфонда относятся привлечение иностранных инвестиций и создание совместных производств в области наукоемкой продукции и новейших технологий. Кроме того, Белинфонд имеет право поддерживать информационное обеспечение инновационной деятельности, издание каталогов, литературы, проведение выставок, конференций и других научно-практических мероприятий.

Белинфонд может создавать в установленном порядке филиалы и представительства, принимать долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры республиканского рынка технологий. Текущую исполнительную деятельность осуществляет дирекция Белинфонда под руководством Правления (новое название Правления – Попечительский совет), состав которого утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

Белорусский инновационный фонд реализует механизм возвратного беспроцентного долгосрочного кредитования субъектов хозяйствования, осуществляющих научно-техническую деятельность и преследующих цель коммерциализации результатов исследований и разработок. Источниками средств фонда являются республиканский бюджет, выделяемый на финансовую поддержку инновационных проектов по приоритетным направлениям, добровольные отчисления министерств, объединений, предприятий и отдельных граждан, поступления от уставной деятельности фонда и от хозяйствующих субъектов за предоставленные им кредиты, банковские проценты за использование временно свободных средств.