Смекни!
smekni.com

Как осужденный может защитить свои права (стр. 2 из 21)

Я не хочу вдаваться в подробности, но именно от неправильности моего понимания настоящих ценностей в жизни, вследствие моей безграмотности, я совершил поступки, за которые оказался в тюрьме. Но я молодой парень, мне 28 лет, вся жизнь впереди, я понимаю, что жить так, как я жил раньше, нельзя. Но как жить? Я боюсь сделать ошибку. В детдоме нас не учили жизни, можно сказать , что я был выкинут в бурную реку жизни с неподготовленным пловцом, меня закрутило и утянула на дно. Но, я не хочу, чтобы годы, проведенные в заключении были вычеркнуты из моей жизни как бесцельно прожитые. У меня здесь много свободного времени, которое нечем занять, я хочу учиться, хочу познавать мир и знать все, что мне может пригодиться в дальнейшей жизни. Но из общения с людьми, которые находятся вокруг меня я этого сделать не могу, да и книги, которые имеются в библиотеке тоже не могут, как я понимаю, мне ничего полезного дать. Прошу Вас, если только Вы имеете возможность, вышлите, пожалуйста, книги, которыми Вы располагаете или можете купить. Меня очень интересуют книги по философии и психологии. Надеюсь, что Вы не оставите мою просьбу без внимания, т.к. мне больше не к кому обратиться.

С уважением Евгений."

Этот фактор в проведенных исследованиях по своей подавляющей массовости вышел на первое место с колоссальным отрывом. Жизнь показывает, что уровень правовой культуры всего населения России недопустимо низок, и в то же время "незнание закона не освобождает от ответственности". Однако, подавляющее большинство граждан начинают изучать Уголовный Кодекс, уже оказавшись по ту сторону решетки. А оказавшись там, не знают как правильно себя вести, чтобы самому себе не навредить.

Например:

  • 76 человек написали нам, что не знали, что обыск у них в квартире должен проходить с обязательным участием понятых и после предъявления ордера на обыск.
  • 115 человек написали, что понятые все время обыска простояли в дверях и за действиями сотрудников милиции не наблюдали.
  • 47 человек сообщили, что вещи, изъятые во время обыска, не были упакованы и опечатаны.

О том, что обыск и изъятие были проведены с нарушением процессуальных норм, они узнали уже впоследствии, кто от сокамерников, кто от адвокатов, а кто уже от нас во время переписки.

Но даже те, кто был осведомлен о нарушениях, допущенных по отношению к ним в процессе следствия и суда, в большинстве своем не знают, как правильно обжаловать те или иные незаконные действия, кому и в какой форме написать жалобу, как обеспечить свою жалобу необходимыми доказательствами. Поэтому, не добившись должной реакции от местной прокуратуры, они, как правило, начинают забрасывать жалобами генеральную прокуратуру, все политические партии и общественные объединения, СМИ, президента и даже международные инстанции. Разумеется, они впустую расходуют свои силы, многие из них, отчаявшись, объявляют голодовку и даже доходят до членовредительства. Кроме расшатывания нервной системы никаких ощутимых результатов такое "отстаивание своих прав" не дает.

Мы привели всего несколько конкретных примеров серьезных нарушений, допускаемых в процессе проведения следственных действий. Наиболее распространенным нарушениям будет посвящен отдельный раздел брошюры.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что мы не проводили специального анкетирования в связи со сжатостью сроков проекта, поэтому уверены, что фактические цифры были бы намного выше. Мы же можем лишь твердо сказать, что исследованные проблемы действительно существуют и во многом вытекают из правовой безграмотности населения. В дальнейшем, разбирая другие вопросы, поднятые в письмах, мы еще не один раз вынуждены будем констатировать, что многие нарушения прав человека тесно соседствуют с низкой правовой культурой.

Исследуя письма в аспекте правовой грамотности, мы также сделали вывод о том, что подавляющее число обратившихся к нам заключенных хочет повысить уровень своих знаний и способность к самозащите своего права, и лишь небольшая часть занимает потребительскую позицию, считая, что все инстанции должны вникать в их неграмотные жалобы, внимательно в них разбираться и принимать решения, основанные на законе и праве.

Мы считаем, что и та, и другая позиция имеют равные права на существование и в равной мере справедливы.

Для наглядности представим результаты данного исследования в виде следующей таблицы:

Общее количество человек, чьи письма были исследованы: 4180
Из них:
Количество человек, свидетельствующих о своей правовой безграмотности
4016
Количество человек, считающих, что их незнание отразилось на исходе уголовного дела или препятствует соблюдению их прав при исполнении наказания 3476
Количество человек, желающих повысить уровень знаний для самозащиты своего права 3895
Количество человек, получивших правовую помощь от администрации учреждений 32
Количество человек, получивших правовую информационно- консультативную помощь от общественных организаций 4064
Количество человек, добившихся восстановления своих прав после ознакомления с методической правозащитной литературой или после получения консультативной помощи 214

Приведенная таблица красноречиво свидетельствует о беспомощности заключенных перед следственной и карательной машиной, нацеленной на изобличение, обвинение, осуждение и подчинение. Не обладая необходимыми знаниями, гражданам, попавшим под уголовное преследование, нечего противопоставить этой системе для своей защиты.

Если проследить, как меняется спрос заключенных на правозащитную литературу, то можно констатировать, что в последние 3 года он резко вырос и продолжает расти.

Из проведенного анализа вытекает неоспоримый вывод о том, что правовое просвещение населения должно стать неотъемлемой обязанностью государства.

2. МАТЕРИАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Проанализировав письма, пришедшие за пять лет более чем от 4-х тысяч человек, мы можем с уверенностью сказать, что в российских пенитенциарных учреждениях содержатся в подавляющем большинстве люди бедные. Во всяком случае, материально обеспеченные заключенные к нам практически не обращались.

Среди наших подопечных очень много сирот - воспитанников детских домов, еще больше - выросших в неблагополучных семьях.

Среди заключенных среднего возраста примерно в равном количестве лица, утратившие семейные связи, одинокие, либо лица, у которых на свободе остались родители-пенсионеры или малолетние дети. Таким образом, подавляющему большинству заключенных не приходится рассчитывать на помощь от близких, более того, многие из них, оказавшись в местах лишения свободы, сами взвалили дополнительное бремя на свою семью.

В виде таблицы результаты анализа данного фактора выглядят следующим образом:

Общее количество человек, чьи письма были исследованы 4180
из них:
Обратились за материальной помощью (канцтовары, продукты, медикаменты, конверты, предметы первой необходимости)
1843
Воспитанники детских домов 320
Воспитанные в неблагополучных семьях 434
Лишенные родительских прав 116
Одинокие. Утратившие связи с семьей 194
Имеющие родителей пенсионеров 798
Имеющие несовершеннолетних детей 1932
Не имеющие средств на оплату услуг адвоката 3812

Совершенно очевидно, что содержание данных категорий осужденных в местах лишения свободы связано с рядом дополнительных проблем. Государство несет невосполнимые расходы, страдает семья, теряют здоровье сами заключенные, и даже потерпевшие не могут получить возмещение вреда, причиненного преступлением.

Поэтому было бы целесообразно значительно расширить рамки условного осуждения, в особенности для лиц, имеющих работу. Пусть зарабатывают, кормят сами себя, свою семью, возмещают вред потерпевшим и платят назначенный судом процент в доход государства. По крайней мере, такой вид наказания имеет смысл, чего нельзя сказать о лишении свободы только ради лишения свободы.

Широкое применение условного осуждения с удержанием определенной части дохода в государственную казну также целесообразно и при выборе вида наказания материально обеспеченных граждан, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, если они обязуются в короткий срок возместить причиненный ими вред.

Такой узаконенный подход к избранию меры и вида наказания поможет разрешить многие острые проблемы уголовно-исполнительной системы, т.к. сократит численность тюремного населения, сохранив принцип неотвратимости наказания и даже придав наказанию более осмысленные функции.

3. ЧТО БЫЛО ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ?

В предыдущем разделе мы анализировали контингент лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях с точки зрения их материального и семейного положения. Цель настоящего раздела - исследовать, чем занимались люди, оказавшиеся за решеткой, до совершения преступления. Как складывалась их жизнь, какие моменты из биографии могли послужить толчком к выбору противоправного пути?

Анализ показал, что в этом ракурсе вырисовываются следующие группы заключенных:

  • Алкоголики или лица, склонные к бытовому пьянству;
  • Члены неблагополучных семей;
  • Воспитанники детских домов;
  • Принимавшие участие в боевых действиях во время вооруженных конфликтов (Афганистан, Северная Осетия, Нагорный Карабах, Чеченская республика и др.);
  • Бывшие сотрудники правоохранительных органов;
  • Страдающие олигофренией;
  • Безработные;
  • Бездомные.

Характерно, что фактор бездомности очень часто считают причиной преступления лица, осужденные неоднократно и потерявшие жилье в результате предыдущей судимости.