Смекни!
smekni.com

Теоретический анализ функционирования имен собственных в современном английском романе (стр. 12 из 23)

ПоокончаниивойныАрчииАгатапоселилисьвнебольшойквартирке вЛондоне. Вскореродиласьдочка - единственныйребенокКристи. ДевочкуназвалиромантическимименемРозалинда. Арчибальдполучил заманчивоепредложениепрокатитьсяповсемзакоулкамогромнойимперии, дабызатемвЛондонеподготовитьграндиознуювыставку, призваннуюпрославитьмогуществоВеликобритании. СемействоКристи, оставивРозалинду утетки, отправилосьвпутешествие, изкоторогоАгатапривезланесколько бауловсзаписями, авголове - огромноеколичествопланов, сюжетовбудущихкниг. ВжизниАрчипоявилосьновоеувлечение - гольф. Агатачестно пыталасьнаучитьсяигратьвгольф, чтобыразделитьинтересымужа, нотут ГосподьБогееталантомобидел. ИАрчивсечащепредавалсясвоемухобби вобществеместнойкрасавицыНэнсиНил.

1926 годАгатаввоспоминанияхназваласамымплохимвсвоейжизни. Умерламать, потомАрчиуведомилжену, чтолюбитНэнси. Агатапогрузиласьвглубокуюпечаль, немогланиесть, ниспать. 3 декабряпозднимвечеромонаселавмашинуи, никомуничегонесказав, уехала. Наследующее утрополицейскиеобъявили, чтомашинанайденапустой. Началисьпоиски, в которыхпринялоучастиеоколо 500 добровольцев, прочесывающихлеса Беркшира. 12 декабрялондонскаяежедневнаягазета "Дэйлимэйл" объявила "большуюохотунагоспожуКристи" /ЗадорноваН., 1995. - с.9/ Репортер изОтделауголовнойхроники "Дейлискетч" раздобылпудреницуАгатыипоказалееясновидцу, которыйякобыувиделтеложенщинывлеснойхижине. Вскоредвоерепортеровобнаружилидомиквлесу: запертыйхозяевамина зиму, онтемнеменеебылкем-тонедавнопосещен. Когдаобэтойнаходке узналидругиегазетчики, тудахлынулатолпа. Одинжурналистзахватилс собой (официанткуизместногоотеля. Оннасыпалпудрунапорогипопросил своюспутницунаступитьногой, наследующийденьвомногихгазетахпоявиласьфотографияотпечатканогиснадписью "МожетбытьэтоследмиссисКристи?"

"Охота" оказаласьбезрезультатной. ЧитателиАгатысталиподозреватьАрчибальдавубийствежены, чтомоглобыкончитьсядлянегофатально, еслибынадесятыйденьпоисковненазвавшийсебячеловекнепозвонилвполициюинесообщил, чтоженщина, изображеннаянафотографиивгазетах, живетвотелеместечкаХаррогейтвСеверномЙоркширепод именемТерезыНил. Хозяеваотелязаподозриливгостьеисчезнувшуюписательницу, нопоеепросьберешилипромолчать. Агатаничутьнеудивиласьпоявлениюмужаипозволилаувезтисебядомой. Тайнаэтихдесяти днейтакиосталасьнеразгаданной. Врагипосчитали, чтоуАгатыслучилась временнаяпотеряпамяти. Журналистывсежесошлисьвомнении, чтописательница,такимобразом,ловкопровернуларекламнуюкампанию. Агата впоследствииизбегаларазговоровнаэтутему. ВообщеКристиотличалась немалойскрытностью, когдаречьзаходилаонейсамой. Онавсегдасторониласьрекламы, даивкнигахотнюдьнестремиласьксамовыражению. Из еепроизведенийтрудноустановитьееполитические, литературные, театральныеипрочиепристрастия. Какбыразомотвечаянавсевозможныевопросыжурналистов, онаписалававтобиографии, чтотерпетьнеможет "находитьсявтолпе, гдетебясжимаютсовсехсторон, когдагромкоразговаривают, шумят; нелюблюдолгихразговоров, вечеринок, особеннококтейлей, сигаретногодымаивообщекурения, какихбытонебылокрепкихнапитков - развечтовсоставекулинарныхрецептов, нелюблюмармелада, устриц, теплойеды, пасмурноенебо, птичьихлапок, вернееприкосновенияптицы, Инаконец, большевсегояненавижувкусизапахгорячегомолока.

Люблю: солнце, яблоки, почтилюбуюмузыку, поезда, числовыеголоволомкиивообщевсе, чтосвязаносчислами; люблюездитькморю, плаватьикупаться, тишину, спать, мечтать, есть, ароматкофе, ландыши, большинствособакиходитьвтеатр" /Дружбанародов N4, 1994:с.226/. В этойсамохарактеристикеестьизряднаядоляиронии, стольприсущейКристиипомогавшейейсправитьсясжизненныминеурядицами.

АгатапоместилаРозалиндувшколу-интернатиотправиласьвдалекоепутешествиенапрославленномВосточномэкспрессе. Маршрутпоезда пролегалотПарижадоБейрута. ВтовремязнаменитыйOrientExpressсчиталсясамымкомфортабельнымпоездомвмире. Легкодогадаться, чтопутешествиевэтомпоездеобходилосьвесьманедешево. Нопонесенные расходыокупилисьслихвой. Роман "УбийствовВосточномэкспрессе" - одноизсамыхпопулярныхпроизведенийКристи, аснятыйнаегооснове фильмполучилшестьноминаций "Оскара". Восточныйэкспресспринесеще большуюславу, изрядноесостояниеиновуюжизнь. Ибовконечномпункте путешествияееждалавстречасчеловеком, которыйзатемвтечение 45 лет былееопорой, лучшимдругомивернымпартнером. ЭтобылархеологМакс Мэллоуэн, былоему 25 лет - на 13 летменьшечемАгате. Познакомились онивИраненатерриториираскопокнаместелегендарногошумерскогогородаУр, проводимыхподруководствомЛеонардоБули. Друзьяпопросили МаксабытьгидомАгаты. Вдорогеимпришлосьпережитьнеодноприключение, ноАгатапроявиласвойственнуюейспособностьвосприниматьжизнь такой, каконаесть, безистерик. Ктомужеонаискреннеразделялаувлечениеархеологией, котораябыладеломжизниМакса. Этоипредопределило развитиеихотношений. Ихсвадьбасостоялась 11 августавЭдинбурге. Несмотряназначительнуюразницуввозрасте, семьяМэллоуэноказалась счастливой.

ВеснуиосеньсемействоМэллоуэнпроводиловпустыне, остальное времягода - вАнглии. Супругимногопутешествовали, подолгужиливБагдаде, Египте, Месопотамииит.д. ТакАгатанаходилановыепространства длясвоихисторий. ОнапокинулатрадиционныйфонЛондона, загородных домовидеревеньипереместиламестадействиянекоторыхроманов ("MurderinMesopatamia", "DeathComesattheEnd" идр.) вдалекиеэкзотическиестраны. Однако, литературанебылаглавнымвжизниАгаты, онасоставлялапланысвоихкнигвинтервалахмеждудругимизанятиями, такими, каксадоводство, приготовлениееды, загородныепрогулки, помощьМаксу, и онаохотнооткладывалаработунадочереднойглавойрадипрогулки, беседы илипикника.

Сюжетыонапридумывалалегко. "Иногдавыдаютсямоменты, когда человекчувствуетсебяближевсегокБогу, онидаруютемучастичкурадоститворчества. Выоказываетесьспособнысделатьнечто, превзойдясебясамое, иощущаетеродствосовсемогущим, словнонаседьмойденьтворения, когдавидите, чтосделанноевами - хорошо", - пишетАгатававтобиографии "Дружбанародов" N5,1994: с.220/.

ПреждеписатькнигиАгатебылолегкоиувлекательно - отчастипотому, чтонастоящейписательницейонасебянеощущалаикоторыйразудивляласьтому, чтооказаласьспособнойнаписать, книгу, которуюопубликовали. Теперьжеписаниекнигсталорутиннымпроцессом, ееработой. Агата описывалапроцесссозданиякнигследующимобразом: "Всегдаостаются безумныетри-четыренедели, предшествующиеначалуработы, когдапытаешьсяприступитьсобственнокнаписанию, нопонимаешь, чтоничегонеполучается. Худшеймукинепридумаешь! Явпадаювбезысходноеотчаяние, чувствуюсебянеспособнойккакойбытонибылотворческойработе. Ноделатьнечего, черезэтотнесчастливыйпериоднеизбежноприходитсяпроходить. Словнозапускаешьхорьковвкроличьюнору, чтобыонивытащилиоттудато, чтотебенужно, иждешь. Покавтебепроисходиткакая-топодспуднаяборьба, покапроводишьчасывтомительноможидании, чувствуешьсебяневсвоейтарелке, Затемпокакой-тонеизвестнойпричинесрабатывает внутренний "стартер", имеханизмначинаетдействовать, тыпонимаешь, что "оно" пришло, туманначинаетрассеиваться. Сабсолютнойясностьюты вдругпредставляешьсебе, чтоименноА. долженсказатьБ. Выйдяиздома идефилируяподороге, энергичнобеседуешьсамассобой ... Домойвозвращаешься, распираемаяотудовольствия, ещеничегонесделано, ноты ужевпорядкеиторжествуешь". /"Дружбанародов" N5,1994. - с.208-209/

ЧастоАгатеКристихотелосьнаписатьчто-нибудьдругое, недетектив. Испытываячувствонекоторойвины, онасудовольствиемпишетроманпод названием "Хлебгиганта". Этобылакнигаглавнымобразомомузыке. Прессаотзываласьонейдовольнощедро, ипродаваласькнигахорошо. НаобложкестоялоимяМэриУэстмакотт, иниктонезнал, чтоэтобылаКристи. Ейудалосьсохранитьсвоеавторствовсекретепятнадцатьлет.

НачавшаясяВтораямироваявойнанепригасилаинтересаккриминальнымроманам, новсемьюАгаты, какивовседругиесемьи, принесла своипечали. МаксбылкомандированвСевернуюАфрикудляслужбывколониальнойадминистрации. Розалинда, вышедшаянезадолгодовойныза майораХубертаПричарда, родиласынаиуехалажитьвдеревню, подальше отпостоянноподвергающегосябомбардировкамЛондона, незадолгодо окончаниявойнымужРозалиндыпогиб, оставивеессыномМэтью, которомубылосужденостатьутешениемписательницывстарости. МэтьюназывалбабушкуНимаиобожалее. Агатасочиняладлявнукапрекрасныесказки, ноникогданезаписывала.

С 1947 годаначинается "радиокарьера" АгатыКристи, когдаБи-Би-Си обратиласькнейспросьбойпредставитьполучасовойтекстпоповоду 80-летиятогдашнейкоролевы-матери, вернойчитательницыАгаты. Идея, достойнаястольторжественногособытия, никакненаходилась, однакостроки поджимали, и, взявсебявруки, онасочинила 30-минутныйдетективчик "Три слепыемушки".

ПремьерасамойпопулярнойпьесыАгатыКристи "Мышеловка" состоялась 22 сентября 1950 годавлондонскомтеатре "Амбассадор". Эта пьесапобилавсерекордытеатральногодолголетия. СамаКристисчитала, что "Мышеловка" продержитсяврепертуаремесяцеввосемь. Нодосихпор онанесходитсосценстоличныхтеатрови, болеетого, каждыйвечеридетс аншлагом, являясьтакойженепременнойпринадлежностьюгорода, как, например, как, например, колоннаНельсонанаТрафальгарскойплощади.

С 1958 по 1976 Кристибылапредседателемфешенебельногоклуба, основанногоещев 1929 годуЧестертономиобъединявшегосамыхталантливыхисерьезныхписателей, работающихвдетективномжанре. Члены Клубаобязанывсвоихсочиненияхсоблюдатьрядправил, какэтоиполагаетсявигре. Вотнекоторыеизних. Начистоисключаютсявсякиесверхъестественныесилы. Нельзяпользоватьсяядами, досихпорнеоткрытыми, а такжесредствамиубийства, требующимидлинныхнаучныхобъяснений. Никакиеслучайностинедолжныпомогатьсыщику. Самсыщикнедолжен бытьпреступником.