Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 21 из 39)

К XVII веку в России сложилась самобытная культура, основанная на традициях, обычаях и православии. Эта культура была сильна своим относительным единством, укорененностью в народных массах. Существовавший в ее рамках тонкий слой высокой культуры (профессио­нальной, книжной) обслуживал верхушку общества, создавая высокохудожественные произведения, обеспечивая религиозные и идео­логические потребности, давая верхам необхо­димую степень роскоши и комфорта. Но твор­ческие возможности высокой культуры были ограничены условиями изоляции, жестким кон­тролем со стороны духовной и светской власти. Традиционная культура удовлетворяла мате­риальные и духовные потребности народа, хотя и на очень скудном, примитивном уровне.

Русская культура находилась на периферии европейской, но никогда не была от нее полно­стью оторвана. Развитие внутренних потребно­стей и пример Европы не позволяли русскому обществу впасть в застой, к которому могли бы привести господство традиций и изоляция. Это стало совершенно очевидным в XVII в. К по­ниманию необходимости движения вперед, ре­форм и европеизации русское общество прихо­дило в очень сложных условиях социальных потрясений и войн, которыми была наполнена эта эпоха.

И тем не менее историки называли XVII в. началом нового периода русской истории (В.О.Ключевский), писали о «культурном переломе» ХVII в. (С.Ф.Платонов). Новые явления — рост городов и рыночных связей, совершенствование производства — способствовали оживлению культурной жизни, ее некоторой демократизации: «Новые явления в об­ласти культуры затронули, прежде всего, города. Как и всюду в средневеко­вье, городская жизнь порождала новые представления. Сосредоточение больших масс людей в больших по тому времени городах, развитие торгов­ли, общение с другими землями и странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей... Результаты труда ремесленника гораздо в большей степени, чем у земледельца, зависели от его личного опыта, энергии, мастерства. Еще значительнее активная роль человека про­являлась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, по­иски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских людей XVII века».

Как никогда прежде в русской культуре проявились тяга к просвеще­нию, критика церкви, интерес к человеческой личности, стремление к ино­земным новшествам. Эти новые черты еще не разрушали, но уже ставили под сомнение существование традиционных устоев. Поэтому исследовате­ли пишут о кризисе средневековой и зарождении новой культуры в Рос­сии в XVII в., о переходе от средневековья к культуре нового времени, о том, что XVII в. принял на себя функцию эпохи Возро­ждения, но в особых условиях и сложных обстоятельствах.

Историки ищут и находят в русской культуре новые черты и уделяют им, как правило, главное внимание, ибо за ними было будущее. Но жизнь XVII века сочетала «старину» и «новизну», причем «старина» преобладала. Средневековая культура еще господствовала, она достигла тогда полноты своего развития. Поэтому весьма полезным представляется подход, кото­рый использовал в классическом труде «Осень средневековья» И. Хёйзинга. Автор предпринял «попытку увидеть средневековую культуру в ее последней жизненной фазе, как дерево, плоды которого полностью завер­шили свое развитие, налились соком и уже перезрели». Наблюдения, сде­ланные им, во многом перекликаются с тем, что было в России в XVII в.: повышенная эмоциональность жизни, соседство беспощадности и мило­сердия, суровость судебных наказаний. Жизнь представляла «пеструю картинку кричащих грехов и вопиющего бедствия»: люди легко брались за оружие и поднимали восстания; ненависть и насилие в жизни противо­стояли идеальному, желанному царству тишины и покоя; тяга к неумерен­ной роскоши и украшательству проникла в искусство и быт.

К XVII веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Но настоящий театр появился в XVII веке – это были придворный и школьный театры. В XVII веке в Россию начинает постепенно проникать культура барокко из Европы. Ее влияние сказывается, прежде всего, на придворном быту и духовной жизни двора. Создаются предпосылки для появления в Москве новых видов искусства, наиболее значительным из которых был театр. В 1672 году пастор и преподаватель школы при «Офицерской» кирхе в Немецкой слободе Иоганн Готфрид Грегори неожиданно получил от царя Алексея Михайловича заказ на постановку «комедийного действа». Грегори спешно написал пьесу на популярный в то время в западной драматургии библейский сюжет об Артаксерксе и Эсфири. Первая постановка этой пьесы, в русском переводе получившей название «Артаксерксово действо», была осуществлена силами школьной труппы Грегори. Представление состоялось 10 октября 1672 года. Новая «потеха» произвела сильное впечатление на Алексея Михайловича – он смотрел спектакль, не отрываясь в течение 10 часов. Вскоре было принято решение о создании постоянного театра, организация которого была поручена боярину А.С. Матвееву. Попытки пригласить в Москву иностранную труппу были безуспешны, так что Матвееву на первых порах пришлось опираться на учеников Грегори, а в 1673 году к нему для обучения театральному искусству были приставлены русские «отроки» из Новомещанской слободы. Для постановок были сделаны богатые декорации, закуплены заграницей музыкальные инструменты. Постоянного помещения театр не имел. Спектакли ставились то в царской резиденции Преображенском, то в Кремле, в доме царского тестя И.Д. Милославского, то в палатах Аптекарского приказа. Какого-либо четкого сезонного расписания спектаклей также не существовало. Представления устраивались по первому требованию царя, поэтому театр часто спешно переезжал с места на место.

Первый русский театр создавался исключительно, как царская «потеха». По сути, у него был лишь один зритель – царь. Члены Боярской думы, также допускавшиеся на представления, находились не в «зрительном зале», а стояли по краям сцены. Царица с царевичами смотрели спектакль сквозь специально устроенную деревянную решетку.

Равно как и барочная литература, театр при московском дворе мог развиваться только в существовавших традиционных рамках. Театральные представления воспринимались скорее как назидательные зрелища, нежели как развлечение. Постановки часто приурочивались к церковным праздникам и событиям. Известно также, что Алексей Михайлович долго не соглашался на то, чтобы во время спектаклей звучала инструментальная светская музыка.

Кроме того, придворный театр нес значительную идеологическую нагрузку и по своим функциям был близок к церемониалу, что в полной мере отразилось на его репертуаре. Центральным персонажем подавляющего большинства исполнявшихся пьес был монарх; все сюжеты строились вокруг его отношений с приближенными и поданными, друзьями и недругами. Основной задачей придворного театра было создание образа идеального самодержца, противопоставлявшегося тирану, и идеального подданного. В связи с этим, западноевропейские сюжеты, лежавшие в основе большинства пьес придворного театра, подвергались значительной переработке. Легкомысленные и комичные эпизоды опускались, переведенные «Комидии» приобретали официозный и назидательный характер.

Однако, на подмостках придворного театра ставились и пьесы, в центре сюжета которых стоял простой человек с его чувствами, переживаниями и драмами. Таковы были «Комидия притчи о блудном сыне» и «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», сочиненная С. Полоцким. В 1673 году был поставлен первый русский балет «Орфей» по мотивам немецкого балета 1630-х гг. «Орфей и Эвридика». Театр при московском дворе просуществовал недолго, он был упразднен после смерти Алексея Михайловича в 1676г. Театр был упразднен под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному. В целом, придворный театр 70-х гг. представляет собой обособленное явление в истории русской культуры. О прямой преемственности придворного театр Алексея Михайловича и общедоступного театра петровской эпохи говорить неправомерно, поскольку становление последнего происходило в общем русле развития европейского театрального искусства. Вместе с тем, деятельность театра оказала определенное влияние на культурный облик государева двора, в частности, он ближе познакомил верхушку московского общества с западноевропейской светской музыкой.

2. Появление школьного театра при Славяно-Греко-Латинской академии в Москве, а также при духовных семинариях Киева, Львова и других городов. Особый характер морализирующей драматургии школьных театров. Драматургия Симеона Полоцкого

Поскольку основным источником проникновения элементов культуры барокко в духовный мир московского двора являлись западнорусские православные школы, театр Алексея Михайловича ориентировался, прежде всего, на школьный театр. Школьные театры возникли в иезуитских учебных заведениях в период контрреформации, однако вскоре они начинают создаваться в протестантских и западнорусских православных школах. В то же время, по своему репертуару московский театр был близок к немецкому и голландскому.

Школьный театр в XVII веке сложился при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Киева. Пьесы писались преподавателями, силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие к европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.