Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 25 из 39)

Эстетика классицизма допускала в комедии жизненно верное, неидеализированное изображение отрицательных сторон обществен­ных нравов помещичье-чиновничьей среды. С точки зрения деятелей классицизма это была та «низкая» действительность, которую нуж­но было поднять до высоты идеала средствами просвещения и вос­питания.

Установка на верность изображения нравов и типов вела к тому, что в комедийном представлении подлинные черты реальной жизни проявлялись в гораздо большей мере, чем в трагедийном спектакле.

3. Придворный театр. Народный театр. Открытие государственного публичного театра

Становление русского государственного театра сопровождалось немалыми трудностями. Театральное здание располагалось на Васильевском острове, а мостов через Неву тогда не было, поэтому весной и осенью добраться до театра было весьма сложно. Кроме того, устойчивой привычки посещать театр у публики еще не сложилось.

Между Сумароковым и Волковым возникли творческие разногласия, в результате чего директор был отстранен от должности, а на его место в 1761г. назначили Волкова. Умерла царица Елизавета. В 1761г. на царство вступил Петр III, затем его сменила Екатерина II (1762-1796гг.). По случаю ее коронации, которая традиционно происходила в Москве, в Первопрестольной был назначен праздничный маскарад «Торжествующая Минерва». Руководить им новая царица повелела Волкову. Это было площадное действо, по улицам ездили повозки, в них стояли актеры и произносили нравоучительные стихи, авторами которых были Сумароков и очень известный в то время поэт Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807). Маскарад устроили ранней весной 1763г. Огромное напряжение душевных и физических сил при организации многочасового представления и жестокая простуда подорвали здоровье Федора Волкова. Вскоре после маскарада он скончался. Заслуга Волкова в том, что он стал первым в России профессиональным актером. Сейчас трудно представить как он играл (прямых свидетельств об этом не осталось), но современники восхищались его талантом. Сумароков же был первым писателем, который создал в середине XVIII в. репертуар для русской сцены. Он написал 9 трагедий и несколько комедий. Первая трагедия Сумарокова «Хореев» - написана в 1747г., с нее начинается в русском театре период классицизма.

Спектакли труппы Волкова игрались также в «Оперном доме у Летнего сада». Спектакли были либо бесплатными, когда присутствовала императрица с приглашенными ею придворными, либо платными, когда играли «для народа». Цена билетов была довольно высокой: в партер и нижние места – 2 рубля, в верхние – 1 рубль. Театр играл трагедии и комедии Сумарокова, пьесы Мольера и других европейских авторов в переводе. Волков, Дмитриевский и Сандунов участвовали и в оперно-балетных спектаклях «Новые лавры» и «Прибежище добродетели» на текст Сумарокова. После смерти в 1763г. Ф.Г. Волкова театр возглавил И.А. Дмитриевский. Был он человеком образованным, переводил пьесы французских и итальянских авторов, преподавал актерское мастерство и, в отличие от принятой тогда практики строго придерживаться своего амплуа, с равным успехом играл и в трагедиях, и в комедиях.

В 1779г. был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И.А. Дмитриевский (1734-1821гг.), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина, но в 1783г. по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780г. в Москве был открыт Петровский театр, где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

Позже русская труппа играла в театре, помещавшемся в Зимнем дворце. Рядом с этим дворцом архитектор Д. Кваренги построил в 1785г. Эрмитажный театр. Он предназначался для императорской семьи и двора. На сцене театра по приглашению царицы играли труппы, которые находились на казенном содержании. Репертуар составляли самые разнообразные пьесы, в том числе и самой Екатерины.

В июне 1781 г. Эрмитажный театр был передан в распоряжение Придворной конторы. Он стал не партикулярным (отдельным, частным), а императорским.

4. Зарождение новых направлений в русском театре (политическая трагедия, комическая опера, мещанская драма). Актерское мастерство (Ф. Волков, И.А. Дмитриевский, В.П. Померанцев и другие)

XVIII столетие оставило новому веку богатое наследство: организовались профессиональные театры, открылись театральные школы, появились национальные драматурги. Театр в глазах общества приобрел уважение, возникла привычка и потребность ходить в театр и читать пьесы. С 1786 по 1794 г. выходил журнал «Российский театр», в котором публиковались оригинальные и переводные пьесы.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы. Для подготовки танцоров придворной балетной труппы в 1738г. был утвержден проект «Собственной Ее Величества танцевальной школы».

Провинциальный театр

1. Складывание провинциальных театров в XVIII в. Особое явление русского крепостного театра. Крепостные театры графов Н.П. Шереметева, А.Р. Воронцова, Н.П. Юсупова; публичные крепостные театры в российских городах. Провинциальный театр в XIX веке

Особой спецификой России XVIII века стали крепостные театры. Это были дворянские театры с труппой из крепостных. Они возникли в конце XVII века, но получили свое развитие в XVIII веке.

Постепенно увлечение театром захватывает все боль­шие круги дворянства. Богатые помещики создают соб­ственные крепостные театры и оркестры, которые содер­жат как в усадьбах, так и в городских домах. Крепостные театры многих вельмож, особенно Шереметева, Юсупо­ва, Всеволожского и Волконского, по отзывам современ­ников, достигли высокого художественного уровня. Те­атр Шереметева в Кускове посещали Екатерина II, придворная знать, иностранные дипломаты. Зрителей восхищало богатство постановок, изящество и музыкаль­ность исполнения, удивляло сценическое мастерство кре­постных актеров.

Первоначально крепостные театры предназначались лишь для узкого круга зрителей, главным образом, род­ных и знакомых владельца. Но по мере роста популярно­сти сценического искусства крепостной театр из «домаш­ней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным.

Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России. Особенно широкой известностью, как уже отмечалось выше, пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино. Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиньи.

Во второй половине XVIII века, в связи со стремлени­ем Екатерины II укрепить свое влияние среди провинци­ального дворянства, начинают открываться театры в гу­бернских городах. Так, в 1793 году по инициативе вице-губернатора Я. М. Долгорукова, известного театра­ла, актера-любителя и драматурга, открылся в Пензе Театр благородных любителей. Примечателен в этом от­ношении и почин крупнейшего русского поэта Г. Р. Дер­жавина, бывшего в конце 80-х годов XVIII века губерна­тором в Тамбове. В то время тамбовское дворянство, по выражению Державина, было подобно «дикому и темно­му лесу». Поэт и его жена приложили много сил, чтобы «образовать» его. Видную роль в этом сыграло создание театра, представления которого собирали многих зрите­лей. Сохранились сведения о спектакле 1786 года, ког­да силами дворян-любителей был исполнен «Пролог» Державина, символически изображающий просвещение тамбовского общества: в темный лес, олицетворяющий местное дворянство, нисходит гений просвещения в со­провождении муз — Талии и Мельпомены. После «Про­лога» была исполнена комедия Веревкина под многозна­чительным названием «Так и должно быть».

Освобождение дворян от обязательной государственной службы в 1762г. изменило образ жизни многих именитых семей. Популярными стали долгие путешествия по Европе. Возвращаясь из этих поездок, сыновья знатных фамилий привозили с собой новые веяния. Менялся традиционный уклад жизни российского дворянства. Знатнейшие аристократы собирали книги, картины, окружали себя талантливыми музыкантами и артистами. В России со второй половины XVIII в. по 40-е гг. XIX века действовало более 170 крепостных театров, из них – 53 в Москве. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье. Богатые дворяне в своих усадьбах создавали театры, в которых набирали талантливых крепостных актеров. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805гг.), князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831гг.) – директора Императорских театров в 1791-1799гг. Но, пожалуй, самым значительным был театр графов Шереметевых. Граф П.Б. Шереметев имел два театра в имениях Кусково и Останкино, славу которому принесли крепостные: певица (сопрано) П.И. Жемчугова (1768-1803гг.) и балерина Т.В. Гранатовва-Шлыкова.

Спектакли театра вначале давались на двух сценах – городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной, в «дворянском гнезде» - Кускове. Настоящее театральное дело началось, когда руководить труппой стал 26-летний граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809гг.). Н.П. Шереметев относился к числу самых просвещенных людей своего времени. Он был прекрасно и разносторонне образован, тонко чувствовал музыку и другие искусства, в юности участвовал в любительских спектаклях. Получив в свое распоряжение труппу крепостных актеров, наспех собранную отцом, он, прежде всего, занялся ее совершенствованием и профессиональной подготовкой артистов, пригласив специальных педагогов. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве. У Шереметева был прекрасный оркестр, спектакли всегда отличались богатыми декорациями, великолепными костюмами.