Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 32 из 39)

Под влиянием общественной обстановки начала 60-х годов круг тем и персонажей в произведениях Остров­ского расширяется. Драматург обращается к миру чинов­ничества. Здесь тоже — погоня за прибылью, средством же для приобретения достатка является взятка. Вспоми­ная прежние времена, чиновник Юсов («Доходное мес­то») с сожалением признает: «Упадает чиновничество... А какая жизнь была... Купались, просто купались...». Да и теперь, поучает он: «Возьми так, чтобы и проситель был не обижен, и чтобы ты был доволен». Мир чиновников-взяточников, так же как и стяжателей-купцов, калечит честных людей. Образованный, честный юноша Жадов, первоначально исполненный высоких идей и стремле­ний, кончает в пьесе тем, что просит «доходное место». Тематически близкими «Доходному месту» были «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина и трилогия Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», содержавшие острую сатиру на бюрократичес­кий аппарат. По силе обличения они являлись прямым продолжением традиции гоголевского «Ревизора».

Характерной чертой русской драматургии так же, как и современной ей литературы, являлось сочетание крити­чески-обличительной тенденции с чувством глубокого гу­манизма.

Процесс демократизации русской культуры был от­мечен во второй половине XIX века новым явлением в театральной жизни — возникновением народных теат­ров. Театрализованные представления, которые разыг­рывались крестьянами, существовали еще в первой по­ловине XIX века. Народным театром являлись в какой-то степени и балаганные представления. С течением време­ни стали возникать артели «записных актеров», которые представляли устные народные драмы или комедии.

Театр начинает возбуждать все боль­ший интерес народных зрителей. Одновременно и в среде передовой интеллигенции воз­никают попытки создания настоящего театра для народа.

Одна из первых таких «театральных проб» была пред­принята видным театральным деятелем, критиком и пе­реводчиком С. А. Юрьевым в его имении в Тверской губернии, где силами крестьян и для крестьян была исполнена драма Островского «Не так живи, как хочет­ся». Постановка была встречена с энтузиазмом.

Следующая попытка ставить пьесы для народа была осуществлена в 1870 году в Петербурге купцом Малафее­вым, который, получив разрешение Дирекции император­ских театров, в балагане на Царицыном лугу помимо обычной программы начал показывать пьесу Н. А. Полево­го «Ермак Тимофеевич». В 1871 году актером-любителем Н. П. Чернышевым, в прошлом богатым помещиком, по­тратившим все свое состояние на различные театральные мероприятия, был открыт народный театр. На средства антрепренеров братьев Норковых было оборудовано поме­щение и нанята труппа. Сезон был начат «Грозой» Остро­вского. К сожалению, деятельность этого народного театра продолжалась недолго. В связи с материальными трудно­стями пришлось менять репертуар, а театр утратил народ­ный характер.

Значительно успешнее было начинание артиста Ма­лого московского театра А. Ф. Федотова, получившего разрешение на открытие народного театра при Политех­нической выставке в Москве. За счет добровольных по­жертвований и субсидии городской думы было оборудо­вано здание, приобретены декорации и костюмы. Главный режиссер театра А. Ф. Федотов пригласил в труппу крупнейших провинциальных артистов — Н. X. Рыбакова, М. И. Писарева, Е. Д. Дииовскую и др. Федотов предпо­лагал составить репертуар театра из произведений рус­ской и европейской классической драматургии. Но Глав­ное управление по делам печати придерживалось другого мнения — рекомендовано было ставить пьесы «из про­стонародной жизни». А чтобы «сцена народного театра не была утомительна одной поучительностью, предложе­но ввести и пьесы несложные, веселого характера: ин­термедии, рассказы, характерные танцы, дивертисмен­ты, „волшебный фонарь". Напротив, балеты, пантомимы, оперетки в роде Оффенбаховских положено исключить совсем». Все же главному режиссеру и его сторонникам удалось включить в репертуар «Ревизора» Гоголя и неко­торые другие произведения русской и" мировой драматур­гии, но наряду с ними во множестве были включены пьесы Полевого, Скобелева, Чаева.

Открытие театра состоялось 4 июня 1872 года. Его посещало около 2000 человек самой разнообразной пуб­лики — от состоятельной до бедняков. Театр фактически стал не просто народным, а общедоступным. Большим успехом пользовались у зрителей «Ревизор» Гоголя, «Смерть Ляпунова» С. А. Гедеонова, «Недоросль» Фон­визина. 1 октября 1872 года в связи с закрытием Поли­технической выставки закончилась и деятельность Народного театра.

Несмотря на препятствия со стороны властей дело народных театров продолжало развиваться — они возни­кали и в селах (например, в 1876 году в дер. Борко Вятской губернии под руководством местного учителя), и в помещичьих усадьбах (театр для крестьян в 1884 году в имении Н. Ф. Бунакова Воронежской губернии), и в рабочих районах.

В 1887 году в Петербурге был открыт Василеостровский театр для рабочих на 700 мест на средства местных фабрикантов. Репертуар его составляли преимуществен­но переводные мелодрамы, исторические пьесы, отече­ственные классические драмы. По воскресеньям и в праз­дничные дни театр заполняли мастеровые, рабочие, прислуга, солдаты. В будние дни спектакли посещали местные чиновники с семьями, студенты, учащиеся. Ле­том в саду рядом с театром устраивались народные гуля­нья, которые собирали до 10 000 человек.

Другим, более значительным и долговечным, был народный театр за Невской заставой.

В 1885 году по инициативе местных фабрикантов М. С. Агафонова и В. П. Варгунина было образовано Не­вское общество народных развлечений.

Театр ХХ века

1. Театр эпохи модерна. Символизм и реализм в драматургии начала

ХХ века

Русский театр начала ХХ века был представлен именами новых театральных деятелей К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, С.П. Дягилева, А.М. Фокина, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. Шли активнейшие поиски новых театральных форм. В два предреволюционных десятилетия в России появляются театры миниатюр, интимные театры для тонких ценителей театрального искусства.

Литейный театр

В 1908 году прошли первые слухи о том, что В.А. Казанский строит на Литейном проспекте театр, где будет работать кинематограф и предполагается постановка одноактных пьес. Он первый открыл в России театр одноактных пьес. Театр на Литейном был третьим театром антрепренера (после "Невского фарса' и "Модерна" в Ново-Васильевском), который Казанский намеревался держать в сезоне 1908/09 г. "Невский фарс" начал сезон 9 сентября 1908 года. Ново-Васильевский - в конце декабря. Лишь о Литейном долго не было никаких известий. И только в начале 1909 года появилось первое сообщение: «4 января В.А.Казанский открыл свой счетом третий, театр. В "Фарсе" предприимчивый антрепренер угождает потребностям смеха. В театре "Модерн" он развлекает публику последним словом электрофотографической техники. В Литейном будет пугать». Последняя фраза - не рецензентская шутка, а констатация факта. В рекламных объявлениях публику уведомляли о серьезности постановок и лицам со слабыми нервами смотреть спектакли не рекомендовалось. Ужасов на самом деле театр готовил сверх всякой меры и все особой тяжести, убийства, гильотинирование, всаживание ножа в грудь, обливание лица соляной кислотой.

На премьере зрителям показали три пьесы. В первой - врач-психиатр насиловал загипнотизированную им пациентку, а та, мстя обидчику, выплескивала ему в лицо склянку соляной кислоты (Лекции в Сальпетриере по Э. По); в другой пьеске проститутка убивала соперницу в ночном кабачке ("Мороз по коже"); в третьей - два журналиста, пришедшие в дом скорби, чтобы сделать репортаж о новой системе лечения душевнобольных, чуть было не лишились жизни. У одного из них сумасшедшие пытались вырвать глаз, другого - выбросить в окно.

В том же духе были составлены и последующие программы театра. Афиша русского "Grand Guignol* пестрила страшными названиями: "Смерть в объятиях", "На могильной плите", "Час расплаты", "Последний крик". Чудовищным историям несть числа - и все с убийствами, патологическими и изощренными.

Все эти странные и сверхъестественные истории разыгрывались с величайшей обстоятельностью. Зрители и критики отнеслись к театру по-разному. Первые - валили валом, вторые отчаянно бранились. Критики писали, что в театре на Литейном занимались антихудожественным, надуманным и для Петербурга раздражительным и чужим делом.

Что касается вторичности и подражательности предприятия Казанского, тут рецензент, несомненно, прав. У Литейного театра был непосредственный предшественник - парижский театр "сильных ощущений", во главе которого стоял создатель, режиссер и автор большинства "страшных" пьес Андре де Лорд. Ему-то русский театр ужасов подражал буквально во всем - от репертуара и специфических средств воздействия на публику до самого названия – «Grand Guignol».

Влас Дорошевич, посетивший парижский театр писал, что "в зале сидели не кокотки, не кутилы, не прожигатели жизни, ищущие сильных ощущений, а тихие, мирные буржуа, пришедшие пощекотать себе нервы зрелищем позора и безобразия, нервы, огрубевшие от сидения за конторкой".

Но сам дух русской жизни на исходе десятилетия XX века не очень-то напоминал благодушную атмосферу "belle epoque", в которой пребывали описанные Дорошевичем парижские обыватели начала столетия. При всей переимчивости петербургского театра и честном его желании во всем следовать французской моде, гиньольные кошмары на сцене Литейного получали иноф, вполне российский смысл и подтекст. "Мы живем среди кровавых призраков, все вокруг пропитано кровью", - писал в 1909 году обозреватель "речи". Его слова могли бы повторить - и повторялись тогда - многие из тех, кто был свидетелем первой русской революции и ее подавления.