Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 38 из 39)

Развивая идеи этих постановлений, специально созданный еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. начал кампа­нию против «декадентских тенденций» в театре и потребовал иск­лючения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов.

В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обру­шился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполне­ние трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева. «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где кри­тике подвергся Мурадели за «пренебрежение лучшими традици­ями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности».

Критиковались также и другие композиторы, «придерживающие­ся формалистического, антинародного направления»,— С. С. Про­кофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Н. Я. Мясковский. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры отказались от их услуг.

Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изо­лировало ее от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь — в освоении огромного классического наследия.

5. Современные театры (традиции и новации)

В настоящее время каждый российский театр имеет свою уникальную историю, состоящую из взлетов и падений, каждая сцена представлена настоящими созвездиями ярких, талантливых и самобытных актеров, ведутся режиссерские поиски. Российский театр продолжает свой путь.

Московский театр «Современник»

Московский театр "Современник" основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основатели театра - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша. Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. "Современник" родился в годы, когда театр отделяла от жизни невидимая, но глухая стена, в годы, косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой "мертвечины", для того, чтобы в новых условиях осваивая и развивая метод К.С. Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр. Во главу своих художественных устремлений создатели "Современника" ставили актерский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека. В их героях зрители узнавали в этих героях самих себя. Впервые за долгие годы на сцену пришли подлинные люди со своими ежедневными проблемами, горестями и надеждами. Программное устремление молодого театра - говорить с современниками языком современности - было понято и поддержано публикой. Очень скоро "Современник" стал любимым театром молодежи и интеллигенции.

Основой репертуара "Современника" всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни "Современник" старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти.

К исходу 60-х Московский театр "Современник" был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши "Современника", залы были заполнены до отказа. Спектакли "Современника": "Вечно живые". "В день свадьбы", Традиционный сбор" Виктора Розова, "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Назначение" Александра Володина, "Голый король" Евгения Шварца, "Без креста!" по Владимиру Тендрякову, "Двое на качелях" Уильяма Гибсона, "Всегда в продаже" Василия Аксенова, "Обыкновенная история" по Ивану Гончарову, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби, "На дне" М. Горького и многие другие стали театральной легендой.

Московский театр Сатиры

Пятидесятые годы - самые озорные в истории театра Сатиры. Еще не ушло первое поколение "сатировцев", подрастало новое, молодое и азартное. Большая часть актеров жила в общежитии театра, на его задворках. Пели, пили, вместе отдыхали, потом ездили на целину, на далекие стройки. Но главным местом розыгрышей и шуток оставалась сцена. "Подколоть" партнера, разыграть, заставить засмеяться - такую "подленькую" цель преследовал каждый из "шутников". А жертве при этом надо было "не расколоться", выдержать и достойно выкрутиться из ситуации. Чего только не придумывалось! К сцене прибивался чемодан, и актер убегал за занавес только с ручкой от него в руке. Надевались убийственные парики, а очки неожиданно снимались вместе с носом. И проделывались подобные трюки с таким серьезным видом, что жертва, бывало-таки, не выдерживала и предательски заливалась хохотом на глазах изумленных зрителей. Нечасто, конечно, но было, было... непревзойденным мастером на подобные выходки был Георгий Менглет. Но старались не отставать и Анатолий Папанов, и Михаил Державин, и молодой Андреи Миронов.

С 1957 года главным режиссером театра сатиры стал Валентин Николаевич Плучек [р. 22.8 (4.9). 1909, Москва], советский режиссёр, народный артист СССР (1974). В 1929 окончил актёрский, в 1932 режиссёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством В. Э. Мейерхольда. С 1929 участвовал как актёр в спектаклях Театра им. Мейерхольда. В 1940 один из организаторов Государственной театральной московской студии (с 1941 фронтовой театр), где в 1940 поставил спектакль "Город на заре" по пьесе, созданной А. Н. Арбузовым совместно со студийцами. В 1942-1945 возглавлял Театр Северного флота, в 1945-50 - Московский гастрольный театр. С 1950 режиссёр, с 1957 главный режиссёр Московского театра Сатиры. Особое значение в его творчестве и в истории театра Сатиры имели постановки пьес В. В. Маяковского: "Баня" (1953, совместно с Н. В. Петровым и С. И. Юткевичем; 1967), "Клоп" (1955, совместно с Юткевичем; 1974), "Мистерия-Буфф" (1957). Поставил также "Дамоклов меч" Хикмета (1959), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1969), "У времени в плену" Штейна (1970), "Ревизор" Гоголя (1972), "Таблетку под язык" Макаёнка (1973) и др. Спектакли, осуществленные П., отличают публицистическая острота, динамические мажорные решения, боевая сатиричность. склонность к гиперболе, гротеску. Автор книги "На сцене - Маяковский" (1962) и статей по вопросам режиссёрского искусства. Награжден 2 орденами, а также медалями. Начиная с 1960-х гг. уровень сценической культуры театра в значительной мере определялся работами В. Левенталя, оформившего большинство программных спектаклей. Для актеров характерны соединение жизненной достоверности с яркими, острыми театральными приемами, музыкальность, подчеркнутая, часто гротескно обостренная выразительность пластики.

Театр на Таганке

Московский театр на Таганке - создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: ЮЛЛюбимов (1964-1984), А.В.Эфрос (1984-1987), Н.Н.Губенко (1987-1989), Ю.П.Любимов (с 1989). С каждым из этих имен связан свой, бурный и драматичный, период истории театра. Начало 1960-х были временем реформации советского театра. Утверждалась новая эстетика, гремели имена молодых режиссеров О.Ефремова, А.Эфроса, в Ленинграде - Г.Товстоногова. Театр, наряду с поэзией, становился главным искусством периода хрущевской оттепели, провозвестником новых идей, оплотом либеральной интеллигенции. В 1963 третий курс Щукинского училища под руководством Ю.Любимова показал спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта. Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она провозглашала яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность, даже избыточность сценических приемов, удивительным образом сплавлявшая зрелище в единую цельность. В нем явственно чувствовалось возрождение театральных традиций динамичных 1920-х, режиссуры В.Э.Мейерхольда и Е.Вахтангова. Ю.Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он переформировал его труппу из выпускников своего курса. Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра. Его знаком стали портреты, помещенные в фойе театра: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов, Б.Брехт, К.Станиславский. Они продолжают украшать фойе театра.

Театр драмы и комедии на Таганке открылся 23 апреля 1964 спектаклем «Добрый человек из Сезуана». Однако его актерский состав был уже несколько иным. Ю.Любимов тщательно формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приемы и способы сценического существования. Наверное, главное достижение первого таганковского спектакля - это невозможность разделить участников на «своих» и «пришлых»: все они говорили на одном языке, сохраняя единство эстетики спектакля и обогащая ее своим личностным и актерским опытом.