Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 2 Максаковский В П (стр. 112 из 173)

Для «городского взрыва» в Африке очень характерна гипертрофированно большая роль столичных городов и в населении, и в хозяйстве. О степени такой гипертрофии говорят следующие цифры: в Гвинее столица концентрирует 81 % всего городского населения страны, в Конго – 67, в Анголе – 61, в Чаде – 55, в Буркина-Фасо – 52, еще в нескольких странах – от 40 до 50 %. Впечатляют и такие показатели: еще к началу 1990-х гг. в производстве промышленной продукции на долю столиц приходилось: в Сенегале (Дакар) – 80 %, в Судане (Хартум) – 75, в Анголе (Луанда) – 70, в Тунисе (Тунис) – 65, в Эфиопии (Аддис-Абеба) – 60 %.

Несмотря на многие общие черты «городского взрыва» в Африке, для него характерны и довольно значительные региональные различия, в особенности между Северной, Тропической и Южной Африкой.

В Северной Африке уже достигнут весьма высокий (51 %) уровень урбанизации, превышающий среднемировой показатель, а в Ливии он достигает 85 %. В Египте численность горожан уже превышает 32 млн, а в Алжире – 22 млн. Поскольку Северная Африка стала ареной городской жизни уже очень давно, рост городов здесь не носил такого взрывного характера, как в других субрегионах континента. Если иметь в виду материальный облик городов, то в Северной Африке преобладает давно сформировавшийся тип арабского города с традиционными для него мединой, касбой, крытыми базарами, которые в XIX–XX вв. были дополнены кварталами европейской застройки.

Рис. 148. Агломерации-миллионеры в Африке

В Южной Африке уровень урбанизации составляет 56 %, причем решающее влияние на этот показатель, как нетрудно догадаться, оказывает наиболее экономически развитая и урбанизированная Южно-Африканская Республика, где численность горожан превышает 25 млн человек. В этом субрегионе тоже сформировались несколько агломераций-миллионеров, крупнейшая из которых – Йоханнесбург (5 млн). В материальном облике городов Южной Африки находят отражение и африканские, и европейские черты, а социальные контрасты в них – даже после ликвидации системы апартеида в ЮАР – остаются еще очень ощутимыми.

В Тропической Африке уровень урбанизации ниже, чем в Северной: в Западной Африке он составляет 42 %, в Восточной – 22, в Центральной – 40 %. Примерно таковы же средние показатели для отдельных стран. Симптоматично, что в континентальной части Тропической Африки (без островов) есть только шесть стран, где доля городского населения превышает 50 %: Габон, Конго, Либерия, Ботсвана, Камерун и Ангола. Зато здесь находятся такие наименее урбанизированные страны, как Руанда (19 %), Бурунди (10), Уганда (13), Буркина-Фасо (18), Малави и Нигер (по 17 %). Здесь есть и такие страны, в которых столица концентрирует 100 % всего городского населения: Бужумбура в Бурунди, Прая в Кабо-Верде. А по общей численности горожан (более 65 млн) внеконкурентное первое место во всей Африке занимает Нигерия. Многие из городов Тропической Африки отличаются чрезвычайной скученностью населения. Самый яркий пример такого рода – Лагос, который по этому показателю (около 70 тыс. человек на 1 км2) занимает одно из первых мест в мире. Ю. Д. Дмитревский в свое время отмечал, что для многих городов Тропической Африки характерно подразделение на «туземную», «деловую» и «европейскую» части.

Демографические прогнозы предоставляют возможность проследить ход «городского взрыва» в Африке до 2010, 2015 и 2025 гг. Согласно этим прогнозам, в 2010 г. численность городского населения должна возрасти до 470 млн человек, а доля его в общем населении – до 44 %. Подсчитано, что если в 2000–2015 гг. темпы роста городского населения будут в среднем держаться на уровне 3,5 % в год, то доля городских жителей в Африке приблизится к 50 %, а доля этого континента в городском населении всего мира возрастет до 17 %. По всей видимости, в 2015 г. число африканских агломераций-миллионеров увеличится до 70. При этом в группе сверхгородов останутся Лагос и Каир, но численность их жителей возрастет соответственно до 24,6 млн и 14,4 млн. Семь городов будут иметь от 5 млн до 10 млн жителей (Киншаса, Аддис-Абеба, Алжир, Александрия, Мапуту, Абиджан и Луанда). А в 2025 г. городское население Африки превысит 800 млн человек при доле его в общем населении в 54 %. В Северной и Южной Африке эта доля увеличится до 65 и даже 70 %, а в ныне наименее урбанизированной Восточной Африке она составит 47 %. К этому же времени число агломераций-миллионеров в Тропической Африке может возрасти до 110.

98. Горнопромышленные районы Африки

За последние десятилетия Африка выдвинулась в число крупнейших производителей минерального сырья. Доля ее в мировой горнодобывающей промышленности составляет примерно 1/7, но в производстве алмазов, золота, кобальтовых, марганцевых руд, хромитов, урановых концентратов, фосфоритов она значительно больше. Добывается также много медной и железной руды, бокситов, нефти и природного газа. Добавим, что Африка доминирует на рынке таких «металлов XX в.», как ванадий, литий, бериллий, тантал, ниобий, германий. Почти все добываемое сырье и топливо вывозится из Африки в экономически развитые страны, что ставит ее экономику в очень большую зависимость от мирового рынка. В особенности это относится к таким странам, как Алжир, Ливия, Гвинея, Замбия, Ботсвана, где горнодобывающая промышленность обеспечивает более 9/10 всего экспорта.

Для развития горнодобывающей промышленности Африка располагает очень благоприятными природными предпосылками. Ее полезные ископаемые генетически связаны, во-первых, с выходами складчатого фундамента Африканской платформы, во-вторых, с осадочными отложениями чехла этой платформы, в-третьих, с областями палеозойской, мезозойской и кайнозойской (альпийской) складчатости, в-четвертых, с осадочными отложениями предгорных и межгорных прогибов, в-пятых, с латеритными корами выветривания и, наконец, в-шестых, с интрузиями магматических пород. При этом, например, месторождения железной и медной руд могут встречаться и в выходах кристаллического фундамента, и в чехле осадочных отложений, а железной руды – еще и в латеритной коре выветривания.

Необходимо также иметь в виду, что недра Африки изучены еще недостаточно. В последние десятилетия поисковые и разведочные работы были расширены и привели к значительному увеличению запасов большинства полезных ископаемых. Но тем не менее многие, особенно глубинные, горизонты в этом смысле остаются еще «терра инкогнита», что открывает перспективы новых великих геологических открытий – подобно тому, как это произошло в 1950—1960-е гг. с африканской нефтью.

Всего в Африке можно выделить семь главных горнопромышленных районов. Три из них находятся в Северной Африке и четыре – в Африке к югу от Сахары (рис. 149).

Два из североафриканских горнопромышленных районов возникли еще до Второй мировой войны и получили дополнительное развитие в последние десятилетия. Это район Атласских гор, где с процессами оруднения, происходившими в период герцинской складчатости, связаны довольно крупные месторождения железных, марганцевых, полиметаллических руд. Но главное богатство этого района – крупнейший в мире фосфоритоносный пояс, простирающийся вдоль южных склонов Атласа через территорию Марокко, Алжира и Туниса. Мощность фосфоритной свиты достигает здесь 80—100 м, а общие запасы фосфоритов (в пересчете на Р205) составляют 22 млрд т, из которых 21 млрд приходится на долю Марокко. По добыче фосфоритов эта страна уступает только США и Китаю, а по их экспорту занимает первое место в мире.

Второй горнопромышленный район Северной Африки находится в Е г и п т е. Здесь с осадочным чехлом Нубийско-Аравийского массива и с рифтовыми впадинами Красного моря связаны месторождения нефти и природного газа, железных, титановых и других руд, фосфоритов, каменной соли и иного ископаемого сырья.

Рис. 149. Районы горнодобывающей промышленности в Африке

Но, безусловно, главным горнопромышленным районом Северной Африки является самый молодой из них, расположенный в пределах алжирской и ливийской частей пустыни Сахары. Территориальное сочетание минеральных ресурсов в нем гораздо более ограниченное и представлено фактически только нефтью и природным газом, но по размерам их запасов, добычи и по общей роли района в мировой экономике он стоит далеко впереди.

Нефтегазоносный бассейн, который принято называть Сахарским или Алжиро-Ливийским, был открыт только в 1950-е гг. Он протягивается с запада на восток примерно на 2000 км. Мощность осадочных отложений в его западной части достигает 7–8 км, к востоку она уменьшается. Продуктивные нефтегазоносные горизонты залегают соответственно на глубине от 2,5 до 3,5 тыс. м. Продуктивность скважин здесь очень высокая и достигает в Ливии в среднем 350 т, а в Алжире 160 т нефти в сутки, что во многом предопределяет ее сравнительно низкую себестоимость. Другой важный фактор снижения себестоимости – расположение нефтяных и газовых месторождений на не столь уж большом (700–300 км) удалении от побережья Средиземного моря. Это объясняет высокую конкурентоспособность сахарской нефти на мировом рынке. Добыча нефти в Ливии достигла своего максимума (160 млн т) еще в 1970 г., в Алжире (57 млн т) – в 1979 г. Но затем она заметно уменьшилась, что связано как со строгим регулированием квот на добычу нефти в системе ОПЕК, так и с политикой обеих стран, направленной на сохранение своих нефтяных ресурсов.