Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 2 Максаковский В П (стр. 160 из 173)

Второе место в иерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу, по численности жителей уступающий во всем мире только Токио, Мумбаи (Бомбею) и Мехико.

Первое маленькое поселение на этом месте было основано монахами-иезуитами 25 января 1554 г., в день святого Павла (отсюда и название города). Городские права Сан-Паулу получил в 1711 г. Но и после этого он долгое время оставался сравнительно небольшим провинциальным городом; в 70-х гг. XIX в. его население составляло всего 30 тыс. человек. Однако уже в 1900 г. оно возросло до 240 тыс., а в 1920 г. – до 580 тыс. человек, что объясняется в первую очередь кофейным бумом и массовым притоком иммигрантов.

Во второй половине XX в. Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2/5 ее промышленного производства, и, более того, – в крупнейший промышленный центр всей Латинской Америки. Естественно, что это привело к очень быстрому росту населения города, в первую очередь благодаря внутренним миграциям из районов Юга и Северо-Востока Бразилии, но также и благодаря иммиграции. При этом население собственно города Сан-Паулу росло быстро: в 1950 г. оно составляло 3,7 млн человек, в 1970 г. – 5,9 млн, в 1980 г. – 8,4 млн, в 1995 г. – 9,6, а в 2005 г. – 11,1 млн человек. То же можно сказать и о населении всего Большого Сан-Паулу (табл. 72). В 1960—1980-х гг. оно ежегодно возрастало на 400–500 тыс. человек.

В агломерации Большого Сан-Паулу (рис. 229) обычно выделяют три социально-географические зоны.

Во-первых, это центральная зона, которая прежде всего определяет архитектурный облик города и где, «насколько хватает глаз, плотно прижавшись друг к другу, стоят небоскребы в двадцать, тридцать и пятьдесят этажей: вытянутые вверх прямоугольники, круглые башни, изогнутые синусоиды».[113] Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена в основном «элитарная» часть ее населения, и более половины всех семейств имеют доходы, по крайней мере в десять раз превышающие установленные минимальные размеры зарплаты. Здесь расположены министерства, штаб-квартиры корпораций, банки, фондовая и товарная биржи страны, биржа кофе, а большинство жителей занято в третичной и четвертичной сферах. С началом субурбанизации в 1980-х гг. и переселением среднего класса в пригороды среди жителей центральной зоны возросла численность менее обеспеченных людей, заселивших многоквартирные дома (кортикос).

Во-вторых, это промежуточная зона, где в основном живут менее обеспеченные слои общества. Для нее характерны гораздо более высокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья. В-третьих, это периферийная зона – место обитания беднейших слоев, недавних мигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайной скученности. (Всего за чертой бедности живет 1/3 населения Сан-Паулу.) В этих зонах уже преобладает промышленность – текстильная, швейная, кожевенно-обувная, пищевкусовая, машиностроительная.

С периферийной зоной практически смыкаются многочисленные города-спутники: Санту-Андре, Сан-Бернарду-ду-Кампу, Сан-Каэтану-ду-Сул и др. В большинстве своем они выделяются более узкой промышленной специализацией – производством автомобилей, синтетического волокна, резиновых изделий, стекла – и характеризуются особенно сложной экологической ситуацией. Один из таких городов-спутников – Кубатан, в котором сосредоточены нефтеперерабатывающие, нефтехимические и цементные предприятия, – обычно приводится в качестве самого яркого примера загрязнения окружающей среды, превышающего все допустимые нормы. Не случайно его называют Долиной смерти. К этому можно добавить, что в Большом Сан-Паулу примерно 4,5 млн автомобилей, а по количеству ежедневно образующихся твердых отходов из расчета на одного жителя (1,3 т) он занимает первое место в Латинской Америке.

Рис. 229. Агломерация Большого Сан-Паулу

В административном отношении Большой Сан-Паулу делится на 38 дистриктов, которые представляют собой довольно крупные городские районы, сходные с административными округами Москвы. Что же касается региональной политики правительства Бразилии, то она направлена на разгрузку перенасыщенной населением и промышленностью агломерации Большого Сан-Паулу. С этой целью в качестве «полюсов роста» были выбраны 36 средних городов, находящихся в зоне ее влияния. Действительно, в последнее время в этих городах население стало расти быстрее, чем в Сан-Паулу. Но огромный перевес этой гигантской агломерации продолжает сохраняться.

Рис. 230. Агломерация Большого Буэнос-Айреса

Согласно прогнозу, в 2010 г. население Большого Сан-Паулу достигнет 20,1 млн человек.

Агломерация Большого Буэнос-Айреса по численности жителей занимает 15-е место в мире и третье – в Латинской Америке (табл. 72). Но доля ее во всем населении Аргентины (1/3) заметно больше, чем доля Мехико или Сан– Паулу в населении своих стран. По численности жителей Буэнос-Айрес превосходит следующую за ним Кордову почти в 10 раз. Он дает 1/4 всего ВВП Аргентины.

Буэнос-Айрес, основанный в 1536 г. испанским конкистадором Педро де Мендосой на низменном берегу залива Ла-Плата, на начальном этапе своего развития был довольно захолустным поселением, жители которого занимались главным образом контрабандой. Но уже к началу XVIII в. он стал крупным испанским колониальным городом и портом, с 1776 г. выполнявшим функции столицы вице-королевства Ла-Плата, а с 1880 г. – официальной столицы Аргентинской Республики. С этого времени начинается быстрый рост Буэнос-Айреса. В 1914 г. его население превысило 1,5 млн, в 1920 г. – 2,3 млн человек. На этом этапе город рос в основном благодаря притоку европейских иммигрантов.

В последнее время население Буэнос-Айреса увеличивается довольно медленно, менее чем на 1 % в год. Агломерация Большого Буэнос-Айреса, занимающая территорию 3800 км2, состоит из двух частей – Федерального столичного округа и 19 окружающих его районов (рис. 230). Соотношение между ними все время изменяется в пользу пригородов, на которые приходится уже более 1/3 всего населения агломерации. Это свидетельствует о больших масштабах субурбанизации.

Федеральный столичный округ служит ядром агломерации. Именно здесь в районе Ла-Бока («устье») возник город в XVI в. Здесь и теперь находятся правительственные учреждения, деловой центр, главные исторические и архитектурные достопримечательности. Как и другие испанские города, центр Буэнос-Айреса сохранил очень четкую планировку. Чарлз Дарвин, побывавший здесь в 1833 г., писал о том, что этот город отличается одним из самых регулярных планов в мире и все его улицы параллельны друг другу и имеют прямые углы. Особое значение для транспорта имеют широкие авениды, одна из них (шириной в 140 м) считается едва ли не самой широкой улицей в мире.

Описывая Буэнос-Айрес, Петр Вайль отмечает, что его архитектурный стиль отличают текучесть, пластичность, плавность линий, отсутствие прямых углов, асимметричность, орнаментальность. «При этом – широчайшие улицы и бульвары (есть даже один самый широкий в мире); круглые нарядные площади; на контрасте – узкие булыжные, уместные на совсем других, итальянско-германских широтах, улочки; роскошный оперный театр «Колон», который пользуется преимуществами Южного полушария и в свой сезон собирает суперзвезд, томящихся в северное бессезонье; совершенно французские уличные кафе; бесчисленные памятники людям, из которых внешнему миру известны, как правило, лишь Симон Боливар и Хосе Сан-Мартин; очаровательная Реколета – помесь нью-йоркского Сохо и парижского Монмартра; фешенебельные, с лужайками, с яхтами и катерами у своих причалов, дачи вдоль Тигре, рукава Рио-де-ла-Платы, ведущего к грандиозной дельте, где сколько хватает глаз – вода, и нельзя поверить, что до океана еще больше сотни километров».[114]

Площадь пригородов, входящих в агломерацию Большого Буэнос-Айреса, значительно больше. Часть из них выполняет промышленные функции, часть – жилые. Здесь можно встретить как районы фешенебельных вилл, так и вильяс мисериа – кварталы нищеты.

В Аргентине уже не раз предпринимались попытки «разгрузить» Буэнос-Айрес, в особенности от промышленных предприятий. В апреле 1986 г. правительство страны объявило о своем намерении перенести столицу республики на тысячу километров к югу – в небольшой город Вьедма, что должно было по замыслу не только прекратить рост Буэнос-Айреса, но и способствовать освоению Патагонии. Хотя пока осуществление этого проекта так и не начато, согласно прогнозу ООН, в первом десятилетии XXI в. численность населения в Буэнос-Айресе расти не будет; в 2010 г. она составит 12,8 млн человек.

Агломерация Рио-де-Жанейро в мировой «табели о рангах» занимает более скромное 21-е место. Но в Латинской Америке она на четвертом месте.

Этот город был основан португальцами в 1565 г. на берегу бухты Гуанабара. Сначала он выполнял роль военного и административного форпоста, но после открытия в соседнем штате Минас-Жерайс месторождений золота и развития плантационного хозяйства превратился в главный порт страны, а также в центр работорговли. В 1763 г. Рио-де-Жанейро стал главным городом португальской колонии Бразилия и резиденцией ее вице-короля. А в начале XIX в., спасаясь от оккупировавших Португалию войск Наполеона, сюда временно переезжает и королевский двор этой страны. В 20-х гг. XIX в. Бразилия добивается независимости от Португалии и становится конституционной монархией (империей). В этот период, особенно во время долгого правления императора Педру II, Рио-де-Жанейро приобретает типичные черты крупного столичного города, политического и культурного центра. Развитие этих функций продолжается и после провозглашения Бразилии федеративной республикой в 1889 г. Неудивительно, что к началу XX в. Рио-де-Жанейро стал крупнейшим городом Латинской Америки с населением более 800 тыс. человек. В канун Первой мировой войны оно превысило 1 млн.