Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 2 Максаковский В П (стр. 167 из 173)

После этой неудачи правительство страны стало поощрять создание в Амазонии уже не мелких крестьянских, а крупных капиталистических хозяйств, причем не растениеводческого, а экстенсивного скотоводческого и лесо-хозяйственного направлений. На их развитие государство выделило большие средства, был привлечен и иностранный капитал. В результате в Амазонии появилось около 50 тыс. скотоводческих хозяйств средней площадью по 24 га. Возникли и лесопромысловые хозяйства – также преимущественно с экспортной ориентацией. Но все это крайне отрицательно сказалось на состоянии природной среды. Дело в том, что в местных условиях для выпаса одной головы скота требуется 1,5 га пастбищ, что равнозначно вырубке примерно 700 деревьев. Отсюда – деградация почв. А экономический эффект от развития животноводства оказался очень скромным. Бразилия так и не стала сколько-нибудь крупным поставщиком животноводческой продукции ни на внешний, ни на внутренний рынок.

В 1980-х гг. в концепцию освоения этого региона были внесены новые коррективы. Отныне едва ли не главный акцент делается на развитие горнодобывающей промышленности и отраслей по первичной переработке минерального сырья. Некоторые из промышленных центров создаются, что называется, на старой основе. Примером такого рода может служить административный центр штата Пара – Белен, расположенный в дельте Амазонки. Здесь сооружен крупный завод по производству алюминия. Другой подобный пример – упоминавшийся уже Манаус, являющийся административным центром штата Амазонас и расположенный в месте впадения в Амазонку ее левого притока Риу-Негру. В последнее время он снова начал быстро расти, чему способствовало создание промышленного округа свободной зоны Манаус.

Зона Манауса во многом уникальна – как по размерам, так и по темпам развития. За сравнительно короткое время здесь возникли 600 промышленных предприятий 30 отраслей с численностью занятых более 80 тыс. человек, которые выпускают ЭВМ, настольные компьютеры, видеокассеты, проигрыватели компакт-дисков и другую продукцию, пользующуюся большим спросом. Одна из главных особенностей этой зоны заключается в том, что на 90–95 % она обслуживает внутренний бразильский рынок, направляя на экспорт лишь очень небольшую часть производимой продукции.

Из проектов нового промышленного развития самый крупный – «Большой Каражас», ядром которого служит открытый карьер, где добывают 100 тыс. т железной руды в сутки. В Амазонии добывается и нефть. А сравнительно недавно бразильская компания «Петробраз» объявила об открытии в верховьях Амазонки обширного осадочного бассейна Солимойс, перспективного на нефть и газ.

Все это говорит о том, что для Амазонии характерна очаговая территориальная структура хозяйства, которая сохранится еще на долгое время.

Что касается экологических проблем освоения Амазонии, то им раньше не уделялось почти никакого внимания. Это прежде всего относится к хищническому сведению лесов, которое, в свою очередь, привело к быстрому росту почвенной эрозии. Действительно, процесс сведения тропических лесов Амазонии уже затронул, по одним оценкам, 8 %, а по другим – 12 % и даже 25 % их общей площади. Во второй половине 1970-х гг. ежегодно вырубалось 1,7 млн га, а в первой половине 1980-х гг. уже 3,5млнга. Как страна с самой интенсивной вырубкой лесов, Бразилия попала даже в Книгу рекордов Гиннесса.

Нельзя не обратить внимание и на то, что активное участие в процессе обезлесения Амазонии принимали западные монополии, скупавшие большие земельные участки. Так, много писали об «империи» американского миллиардера Даниэля Людвига, который в 1967 г. приобрел на северном берегу Амазонки 1,6 млн га земли и обустроил ее по своему усмотрению. Американская же ТНК «Доу Кемикл» получила здесь территорию для складирования токсичных отходов. В Амазонии обосновались также английские «Бритиш петролеум» и «Рио Тинто цинк», западногерманский «Фольксваген». Кроме того, западные фирмы стали продавать бразильским золотоискателям-контрабандистам сотни килограммов ртути, идущей на промывку золотоносного песка, но отравляющей реки Амазонии.

Создание в Амазонии крупных горнодобывающих предприятий также приводит к сведению лесов и разрушению почвенного покрова, тем более что добыча полезных ископаемых ведется здесь преимущественно открытым способом. При строительстве крупных ГЭС, например Тукуруи, их водохранилища затопили большие лесные массивы, следствием чего стало ухудшение качества воды и распространение разного рода заболеваний.

В последнее время на проекты освоения Амазонии все большее воздействие оказывает политика ужесточения мер по охране окружающей среды. Многие ошибки, допущенные в прошлом и связанные в первую очередь с хищническим уничтожением лесов и затоплением обширных территорий при сооружении мощных русловых ГЭС, уже совсем или почти не повторяются. Еще в 1988 г. была разработана государственная программа защиты бразильских лесов, восстановления экологического равновесия. Была провозглашена также программа «Наша природа», предусматривающая отмену субсидий и кредитов на сельскохозяйственные проекты в бассейне Амазонки. Важно и то, что еще в 1978 г. все восемь стран региона подписали Амазонский пакт о сотрудничестве в гармоничном освоении этого региона. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро проблемам Амазонии и ее влажно-тропических лесов также было уделено много внимания. Теперь в этом регионе насчитывается уже 19 охраняемых природных территорий. В 1996 г. Национальный конгресс Бразилии принял специальный закон, призванный сдержать процесс уничтожения тропических лесов. В частности, он запрещает земледельцам сводить более 20 % девственного леса, произрастающего на их участках.

Но в то же время очевидно, что гармоничное развитие невозможно и без определенных социально-экономических и прежде всего аграрных преобразований, а также без внедрения современных достижений в области агролесоводства, добывающей промышленности, аква-культуры и других отраслей. Словом, речь должна идти об отказе от господствовавшей модели безжалостной эксплуатации природных богатств Амазонии, игнорирующей социальные нужды и экологические проблемы ее жителей, причем не только переселенцев, но и местных индейцев.

151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке

На конец 2008 г. в Список ЮНЕСКО были внесены 120 объектов Латинской Америки, которые находятся в 30 странах этого региона. Больше всего их в Мексике (28), в Бразилии (16) и в Перу (10).

Из общего числа объектов подавляющее большинство (82) относится к категории объектов культурного наследия. Хронологически они охватывают период времени от второго тысячелетия до нашей эры до нынешних дней. Но в основной своей массе они представляют периоды средних веков и нового времени. Соответственно их можно подразделить на объекты доколумбовой и послеколумбовой эпох.

К объектам доколумбовой эпохи относится в основном наследие трех уже упоминавшихся латиноамериканских цивилизаций. В Мезо-америке это такие всемирно известные памятники индейцев майя, как руины городов Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, на п-ове Юкатан, Копан в Гондурасе, а также памятники времени ацтеков в Центральной Мексике (Теотиуакан). Для них характерны такие монументальные сооружения, как ступенчатые пирамиды-теокалли, дворцы правителей, стелы, площадки для игры в мяч. В большинстве своем они были открыты в XIX в. и теперь привлекают многочисленных туристов. В Андской области к доколумбовой эпохе относятся многие объекты в Перу (в том числе знаменитые загадочные геоглифы пустыни Наска, фрагменты древней столицы инков города Куско), в Колумбии (археологические парки Сан-Агустин и Тьеррадентро), в Боливии (археологический район Тиуанако у оз. Титикака). С известной долей условности к Андской области можно отнести еще один всемирно известный объект наследия – каменные статуи о. Пасхи в Тихом океане, описанные Туром Хейердалом и многими другими путешественниками и исследователями.

Рис. 243. Объекты всемирного культурного наследия послеколумбовой эпохи в Южной Америке

Широкое отражение в объектах культурного наследия Латинской Америки нашла и послеколумбова эпоха, связанная в основном с испанской и португальской колонизацией Средней и Южной Америки после начала Великих географических открытий (рис. 243). К объектам этой эпохи относятся главным образом города с характерной для испанского зодчества того времени прямоугольной планировкой, центральной площадью («пласа майор»), многочисленными католическими соборами и монастырями, дворцами знати. В Вест-Индии это, например, г. Санто-Доминго в Доминиканской Республике, связанный с именем Колумба, старая часть Гаваны с ее фортификациями на Кубе, в Центральной Америке – исторические центры городов Мехико, Пуэбла и некоторых других в Мексике, а также городов и крепостей в Гватемале, Никарагуа, Панаме. Из испанского наследия этой эпохи в Южной Америке наиболее известны памятники Картахены в Венесуэле, Кито в Эквадоре, Куско в Перу, город горных разработок Потоси в Боливии. Наследие колониальной империи Португалии широко представлено в Бразилии (города Салвадор, Олинда, Ору-Прету и др.).

К объектам новейшего времени в регионе относится уже упоминавшаяся новая столица Бразилии – г. Бразилиа, спроектированный и построенный бразильскими архитекторами Луисом Костой и Оскаром Нимейером и имеющий в плане символическую форму самолета с «фюзеляжем» и «крыльями». Это один из самых грандиозных и органичных по замыслу и исполнению градостроительных проектов XX в.