Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 2 Максаковский В П (стр. 169 из 173)

Нетрудно заметить, что в пределах Ойкумены, где концентрируется более 4/5 населения страны, плотность населения в пять—десять, а иногда и более раз превышает средний показатель для страны. Здесь же находится подавляющее большинство из 500 австралийских городов, в том числе два самых крупных – Сидней с населением 4 млн и Мельбурн с населением 3,5 млн человек, концентрирующие вместе около 2/5 всех жителей Австралии. Затем идут еще три города-миллионера – Брисбен, Перт и Аделаида. Очень характерно, что все эти города, к перечню которых можно добавить также Ньюкасл, Вуллонгонг, Джилонг и другие менее крупные, расположены на побережье океанов. Исключение составляет только Канберра. Общий уровень урбанизации (85 %) в Австралии очень высокий.

Особенности облика австралийских городов хорошо описаны в книге Г. Н. Озеровой и В. В. Покшишевского. Авторы говорят о том, что города Австралии отличаются благоустроенностью и весьма своеобразным обликом. Их административные ядра имеют очень плотную современную высотную застройку, но они невелики и территориально, и по численности жителей. «Фактические» же города огромны по занимаемой площади и имеют четкую геометрическуюпланировку. Сетки улиц, обычно без тротуаров, разделяют участки площадью 0,05—0,1 га, занятые, как правило, лужайками, небольшим садиком и одно-двухэтажным коттеджем. Благодаря этому плотность населения городов Австралии чрезвычайно низка по сравнению с мировыми стандартами. Естественно, что при таком характере застройки города растягиваются вдоль основных магистралей на десятки километров от центра. Само по себе создание таких городов-пригородов (а австралийцев не без основания считают самой «пригородной» нацией в мире) стало возможным только в условиях высокоразвитого автомобилизма.[119]

Глубинные районы Австралии, находящиеся за пределами Ойкумены, заселены чрезвычайно редко. Сельское население живет здесь на фермах, зачастую находящихся на расстоянии десятков, а то и сотен километров друг от друга. Люди на таких фермах живут очень уединенно, связь с внешним миром и соседями осуществляется только при помощи радио и телефона, а иногда и личных самолетов. Детей фермеров до пятнадцатилетнего возраста также обучают по радио. Каждый учащийся имеет радиостанцию, позволяющую ему в любой момент занятия обращаться к преподавателю или другим учащимся. Врач при необходимости также вызывается по радио из специального центра. Он может по радио же дать консультацию или прилететь к больному на самолете. В некоторых глубинных районах есть и небольшие городки, где производится первичная переработка сельскохозяйственных продуктов. Но гораздо большее значение имеют промышленные центры, связанные с добычей и первичной переработкой минерального сырья; всего их примерно 150.

За пределами Ойкумены живет и большая часть коренных жителей – аборигенов, общая численность которых ныне оценивается в 160 тыс., а вместе с метисами – в 250 тыс. человек. Они обитают главным образом в засушливых районах штатов Западная Австралия, Квинсленд и особенно на Северной территории.

153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей

Австралия – одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран мира, причем это утверждение можно отнести и к топливному, и в особенности к рудному и нерудному сырью.

Освоение некоторых из этих минеральных богатств началось еще на заре английской колонизации. Например, уголь в районе Сиднея, где расположен самый богатый в стране каменноугольный бассейн, начали добывать, используя для этой цели ссыльных каторжан, еще в конце XVIII – начале XIX в. В середине XIX в., как уже говорилось, вспыхнула «золотая лихорадка» в Западной Австралии, в районе Калгурли – Кулгарди. Во второй половине того же века стали разрабатывать месторождения железной руды в Южной Австралии, крупнейшее в стране месторождение полиметаллов Брокен-Хилл, некоторые из полезных ископаемых Тасмании. В 30-х гг. XX в. на горнопромышленной карте континента появился новый район Маунт-Айза, где начали добывать медные и полиметаллические руды.

Словом, Австралия уже довольно давно заявила о себе как о стране с крупной горнодобывающей промышленностью. И тем не менее ассортимент добываемого минерального сырья оставался довольно ограниченным; не было, например, известно сколько-нибудь крупных месторождений углеводородов. Да и на внешних рынках роль Австралии была просто несравнима с ролью Канады. Ученые – географы и экономисты, изучавшие это явление, – обычно объясняют его такими причинами, как огромная удаленность Австралии от США и Западной Европы, превышение предложения над спросом на мировом рынке минерального сырья, политика правительства страны в этой сфере.

Однако в 1960-х гг. положение резко изменилось. Происшедшая в это время переориентация австралийской политики и экономики с Великобритании на США способствовала привлечению крупных американских инвестиций. Затем повышенный интерес к минеральным ресурсам Австралии начала проявлять бедная собственным сырьем Япония. Так в стране начался сырьевой бум, который привел к созданию мощной, технически высоко оснащенной горнодобывающей промышленности и превращению Австралии в одну из ведущих горнодобывающих держав мира. Как иногда пишут, эта страна, прежде «ехавшая на спине овцы», теперь «пересела на вагонетку с рудой».

Современная Австралия – высокоразвитая страна. По размерам ВВП (765 млрд долл. в 2007 г.) она занимает 17-е место в мире. Для структуры ее экономики характерно преобладание сферы услуг (71 %), но наряду с этим она имеет и многоотраслевую обрабатывающую промышленность. Неудивительно, что доля горнодобывающей промышленности, которая еще недавно обеспечивала не менее 1/3 ВВП, в последнее время уменьшилась. Но тем не менее эта отрасль продолжает во многом определять «лицо» Австралии в мировом хозяйстве. Минеральное сырье и топливо составляют 30 % ее экспорта.

Австралия занимает первое место в мире по добыче бокситов, золота, титаномагнетитовых руд, второе – по добыче урана, марганца, свинца, третье – по добыче железной руды, никеля, кобальта, четвертое – по добыче серебра, пятое – по добче меди. И это не говоря уже об использовании прибрежных россыпей титано-ильменита, рутила и циркона. А добыча нефти и природного газа в целом обеспечивает внутренние потребности страны.

Общее представление об уровне развития горнодобывающей промышленности Австралии дает таблица 75.

Таблица 75 дает представление о том месте, которое занимает горнодобывающая промышленность Австралии в международном географическом разделении труда. Более 1/2 всего австралийского топлива и сырья направляется в Японию, что дает известное право японским промышленникам говорить: «Австралия – это японская Канада». Неудивительно, что именно Япония стала главным торговым партнером Австралии. На втором месте стоят США и на третьем – страны Западной Европы. На каждом из этих направлений возникли своего рода морские «транспортные мосты».

Понятно, что сырьевой бум, преобразовавший Австралию, не мог не затронуть и размещения ее промышленности по добыче и переработке разнообразного минерального сырья. При этом произошли как реконструкция старых, так и освоение новых ресурсных районов (рис. 246).

В качестве примера реконструкции старого района можно привести главный каменноугольный бассейн страны в районе Сиднея – Ньюкасла, который только на экспорт дает теперь более 50 млн т в год. Или месторождение железной руды в Айрон-Ноб в Южной Австралии, которое снабжает сырьем завод в Уайалла, а также металлургические заводы на юго-восточном побережье. Или знаменитый Брокен-Хилл, который И. Ф. Антонова справедливо называла столицей горно-заводской Австралии. Свинец и цинк из получаемых здесь концентратов выплавляются на заводах в Порт-Пири. Свое значение второго горно-заводского центра Австралии сохранила и Маунт-Айза, где производится более 1/2 всей австралийской меди. И даже в, казалось бы, давно исчерпанных золотоносных жилах Калгурли добыча не только продолжается, но даже возрастает благодаря новым открытиям: в 1980 г. здесь был найден золотой самородок весом 9 кг.

Таблица 418

ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АВСТРАЛИИ В 2005 г.

И все же главная роль начиная с 1960-х гг. принадлежит уже районам нового освоения. При этом следует, хотя и несколько условно, говорить о сдвиге горнодобывающей промышленности Австралии в районы Севера и Запада.

Сначала на юге штата Квинсленд был освоен крупный угольный бассейн, который ныне экспортирует коксующийся и энергетический уголь даже в больших количествах, чем бассейн в Новом Южном Уэльсе. Затем началась добыча каменного угля и медной руды в районе Гладстона, кобальтовой и никелевой руд в районе Таунсвилла, медной и висмутовой руды, золота в районе Теннант-Крик. Но все же главные события происходили на крайнем Севере Австралии, в ее тропической зоне.

В самом начале сырьевого бума на западном побережье п-ова Кейп-Йорк было сделано важное геологическое открытие – обнаружено крупнейшее в мире месторождение высококачественных бокситов, содержащих 50–60 % глинозема. В середине 1960-х гг. началась их добыча открытым способом и возник горнопромышленный поселок Уэйпа. Здесь часть бокситов перерабатывается в глинозем, а часть вывозится на глиноземный завод в Гладстоне, также один из крупнейших в мире, или экспортируется (рис. 79, 81 в книге I). Примерно тогда же началась эксплуатация месторождений марганца на о. Грут-Айленд в заливе Карпентария; здесь же был создан крупный экспортный порт.