Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 2 Максаковский В П (стр. 154 из 173)

Всех Святых. Да и первоначальное название Бразилии – Земля Святого Креста.

Как и в США, в Латинской Америке очень широкое распространение получила миграция названий, но на этот раз испанских из Европы в Новый Свет. Однако в этом случае особенная изобретательность отсутствовала: бывшее государство ацтеков стали называть Новой Испанией, в Южной Америке появилась Новая Гранада. И в наши дни на карте региона можно найти немало названий, в свое время вместе с конкистадорами мигрировавших из Испании. Таковы, например, названия городов Гвадалахара, Саламанка, Вальядолид, Мерида в Мексике, Валенсия и Барселона в Венесуэле, Толедо в Колумбии и Уругвае, Кордова в Аргентине и в Перу. А город Трухильо в Перу Писарро назвал так по имени своего родного города в Испании. Остались на карте региона и названия, увековечившие память прежде всего испанских первооткрывателей-конкистадоров: Хуана Бермудеса (Бермудские о-ва), Васко Нуньеса Бальбоа (город в Панаме), Педро де Вальдивия (город в Чили) и др. В честь самого Колумба были названы страна Колумбия, гора Колон (так звучит фамилия путешественника по-испански) в той же Колумбии и город Колон в Панаме. А после кругосветного плавания Магеллана его именем был назван пролив, отделяющий Южную Америку от Огненной Земли.

Заметный след в топонимике Латинской Америки оставили и события первых десятилетий XIX в., связанные с освободительной борьбой ее народов против Испании и Португалии. Именно в этот период на карте региона появились многочисленные названия в честь Симона Боливара (страна Боливия и несколько городов), генерала Хосе де Сан-Мартина и Бернардино Ривадавия (Аргентина), Антонио Хосе Сукре (официальная столица Боливии) и др.

Конечно, в Латинской Америке есть и довольно многочисленные названия преимущественно испанского и португальского происхождения, которые отражают различные природные особенности той или иной местности. Так, многие реки носят испанское имя Рио-Гранде или португальское имя Риу-Гранди, что означает «большая река». К этой же серии относятся многочисленные Рио-Негро, Риу-Негру («черная река»), Рио-Бранко и Риу-Бранку («белая река»), Баия-Гранде («большой залив»), Баия-Бланка («белый залив») и другие подобные названия. Широко известно также, что название Галапагосских о-вов происходит от испанского слова галапаго – черепаха, а название Бразилии – от названия сандалового дерева пау-бразил, древесина которого использовалась для получения красителя красного цвета. Особенности географического положения наиболее ярко отражает испанское название Эквадор («экватор»). А название бразильского города Белу-Оризонти означает «прекрасный горизонт».

Некоторые названия региона родились в результате своего рода географических ошибок. Это относится, например, к названию Рио-де-Жанейро («река января»). Однако приплывшие сюда в январе 1502 г. португальские мореплаватели ошиблись, приняв за устье реки вход в морскую бухту Гуанабара. А название р. Амазонки возникло после экспедиции испанского конкистадора Франсиско Орельяно, который в 1542 г. первым пересек всю Южную Америку с запада на восток. Двигавшимся вниз по реке испанцам пришлось не раз вступать в стычки с индейцами, среди которых были и воины-женщины. Это напомнило им древнегреческий миф об амазонках и в конечном счете привело к тому, что великая река была названа Рио-де-лас-Амазонас.

В общем, ошибочно получила свое название и Ла-Плата – широкое и длинное устье р. Парана. Себастьян Кабот, бывший в то время на испанской службе, побывал здесь в 1527 г. В поисках «серебряного царства» он поднялся далеко вверх по Паране, но так ничего и не обнаружил. Тем не менее после возвращения Кабота в Испанию эту реку стали называть Рио-де-Ла-Плата, т. е. «серебряная река». В 1810 г. здесь началось восстание против испанского господства, которое привело к образованию Соединенной провинции Серебряной реки. А в 1826 г. новое государство провозгласило себя республикой Аргентина (от лат. аргентум – серебро).

К числу своего рода географических курьезов можно отнести также историю возникновения названия Венесуэлы. Еще в 1499 г. испанская экспедиция под руководством Охеры обнаружила в заливе Мара-кайбо индейскую деревню, построенную на сваях. Это напомнило испанцам знаменитую Венецию, и они назвали деревню Венесуэла («маленькая Венеция»). Затем это наименование перешло к окружающей территории, а после образования в 1830 г. независимой республики распространилось на всю страну.

Названия многих географических объектов в Латинской Америке на протяжении времени неоднократно изменялись. Но рекордсменом в этом отношении являются, пожалуй, Фолклендские о-ва. Поскольку первым из европейцев их обнаружил в 1592 г. английский мореплаватель Джон Девис, они были названы Землей Девиса. Через два года английский же мореплаватель Д. Хокинс переименовал их в Хокинсову Землю Девы – в свою честь и в честь королевы Елизаветы. Еще через четыре года голландец Себальд ван Веерт назвал их по собственному имени – Себальдины. Спустя еще сто лет английская экспедиция Дж. Стронга присвоила им название Фолклендских о-вов – в честь лорда Фолкленда. Надо иметь также в виду, что в Аргентине эти острова называют Мальвинскими, что объясняется частыми посещениями их в XVIII в. малуинами (или мальвинами) – так называли здесь французских купцов из г. Сен-Мало в Бретани. Соответственно два главных острова архипелага англичане называют Западный и Восточный Фолкленд, а аргентинцы – Гран-Мальвина («большой Мальвинский») и Соледад («одинокий»).

141. Политическая карта Латинской Америки

Латинская Америка – регион, занимающий 21 млн км2, население которого уже достигло 570 млн человек и составляет 8,6 % мирового. В этом регионе расположены 33 суверенных государства, но сохраняются еще небольшие владения некоторых стран Западной Европы и США. В пределах Латинской Америки принято выделять два крупных субрегиона – Среднюю Америку (Мезоамерику) и Южную Америку. В состав Средней Америки, в свою очередь, входят материковая Центральная Америка и островной Карибский бассейн. А Южную Америку чаще всего подразделяют на группу Андских и группу Приатлантических стран. Аргентину, Чили, Уругвай и Парагвай иногда называют также странами Южного конуса.

Политическая карта Латинской Америки формировалась на протяжении длительного времени. С некоторой степенью условности этот процесс можно подразделить на четыре последовательных этапа: 1) до европейской колонизации; 2) колониальный; 3) послеколониальный; 4) после Второй мировой войны.

Характеризуя первый этап, можно вести речь прежде всего о трех индейских цивилизациях, имевших государственные образования. Это цивилизация народов майя на п-ове Юкатан в нынешней Мексике и в прилегающих к нему районах, где существовали довольно многочисленные города-государства. Это также цивилизация сначала тольтеков, а затем ацтеков в центральном районе современной Мексики, тоже обладавшая определенной государственностью. Это, наконец, цивилизация инков в Южной Америке, которым в XV в. удалось создать огромное государство Тауантинсуйу, занимавшее территорию в 900 тыс. км2.

Второй этап связан с испанской и португальской колонизацией Латинской Америки, которая привела к образованию двух обширных колониальных империй. На развалинах майасской, ацтекской и инкской цивилизаций Испания в XVI–XVII вв. создала свою колониальную империю, сначала подразделив ее на два вице-королевства – Новую Испанию и Перу, а затем еще увеличив их число. А Бразилия стала владением Португалии.

Третий этап, наступивший в начале XIX в., был связан с усилением в колониях национально-освободительной борьбы, которая окончилась полной их победой. В 1810–1825 гг. политическая карта Латинской Америки совершенно преобразилась. На месте большинства испанских колоний (кроме Кубы и Пуэрто-Рико) возникли 17 суверенных государств. Бразилия, отделившаяся от Португалии, была провозглашена империей, а позднее республикой. В самом конце XIX в. хотя бы формальную независимость получила Куба. Но политическая власть в большинстве стран региона была неустойчивой. Отсюда и постоянные государственные перевороты, к которым можно добавить территориальные споры, нередко сопровождавшиеся войнами.

Четвертый этап, наступивший после Второй мировой войны, также привел к существенным переменам на политической карте Латинской Америки. С одной стороны, на ней нашел отражение прогрессивный послевоенный процесс деколонизации: в 1960—1980-х гг. получили независимость 13 бывших колоний Великобритании, Франции и Нидерландов, главным образом в Карибском бассейне. С другой стороны, общая политическая и геополитическая обстановка во многих странах продолжала оставаться неустойчивой. В некоторых из них установились диктаторские режимы – например, Ф. Батисты на Кубе, А. Сомосы в Никарагуа, А. Стресснера в Парагвае. Именно против этих режимов были направлены революции на Кубе в 1959 г., в Никарагуа в 1979 г.; режим Стресснера также был свергнут в 1989 г. Но демократические силы, случалось, терпели и поражения. Так, в 1973 г. в результате военного путча было свергнуто демократическое руководство Чили во главе с президентом С. Альенде, и к власти в этой стране пришла военная диктатура генерала А. Пиночета, которая правила до 1989 г.

Еще в 1980-х гг. политическая обстановка в регионе оставалась напряженной. Вспомним о краткосрочной войне Великобритании и Аргентины из-за Фолклендских о-вов в 1982 г., о фактически гражданских войнах в Никарагуа и Сальвадоре, за которыми, с одной стороны, стояли США, а с другой – СССР и Куба. Непростая обстановка складывалась и вокруг Кубы, подвергавшейся политической и экономической изоляции со стороны самой могущественной страны Америки– США. Но в 1990-х гг. произошли заметные перемены к лучшему. Некоторые диктаторские режимы уступили место демократическим. В результате политическая карта региона стала более стабильной, хотя рецидивы прошлого случаются до сих пор.[108]