Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 2 Максаковский В П (стр. 44 из 173)

Есть одно особое обстоятельство, которое необходимо учитывать, рассматривая проблему Юга. Оно заключается в той роли, которую играет здесь итальянская мафия. Получив огромные средства от торговли оружием, наркотиками, драгоценными металлами и камнями, от нелегального вывоза капиталов, содержания злачных заведений, от ограбления банков и состоятельных людей (в основном на Севере и в других странах Западной Европы), мафиозные кланы стали активно внедряться в экономику Юга. Они скупают и продают землю, создают промышленные предприятия, усиливают свои позиции на рынке. Во многих провинциях Юга они фактически установили свою монополию над местными экономическими и природными ресурсами и контроль над рычагами политической власти. На континентальном Юге это прежде всего относится к Калабрии, а на островном Юге – к Сицилии. С мафией же связано чрезвычайно широкое распространение рэкета и «теневой» экономики, в которой занята половина (!) всех работающих. Это означает, что целые отрасли производства здесь действуют как бы «в тени».

33. Микрогосударства Западной Европы

К классическим микрогосударствам Западной Европы обычно относят пять «карликовых» стран: Андорру, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино и Ватикан. Все они, не говоря уже об их очень малых размерах, имеют и определенные общие черты, связанные с особенностями их исторического развития, положения в современной мировой политике и экономике. Сведения о площади и населении пяти микрогосударств, форме правления в них содержатся в таблице 24.

К этому можно добавить, что история большинства микрогосударств уходит корнями во времена средневековья, феодальной эпохи, реликтами которой они в какой-то мере и являются. На протяжении столетий эти страны находились, можно сказать, на задворках политической и экономической жизни Западной Европы, но в последние десятилетия переживают период заметного подъема. Он выражается и в росте населения, и в повышении уровня его благосостояния, и в развитии многих форм предпринимательства – в особенности таких, как туризм, офшорная деятельность, но иногда и отраслей современного материального производства. По показателю ВВП из расчета на душу населения микрогосударства фактически не уступают большинству других стран Западной Европы или даже превосходят их (в Лихтенштейне – 25 тыс., в Монако – 30 тыс., в Сан-Марино – 34 тыс., в Андорре – 39 тыс. долл.). В литературе по отношению к этим государствам часто употребляется выражение «налоговый рай».

Таблица 24

МИКРОГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Рис. 73. Микрогосударства Западной Европы

Укрепился и международный статус микрогосударств. Достаточно сказать, что все они, за исключением Ватикана, – члены ООН. Некоторые из них сотрудничают с ЮНЕСКО и другими специализированными организациями ООН. Все пять микрогосударств входят в состав Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Лихтенштейн и Сан-Марино – члены Международного валютного фонда (МВФ), Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино – участники Всемирной торговой организации (ВТО). Некоторые микрогосударства участвуют в Олимпийских играх, хотя их делегации при этом могут состоять из одного-двух спортсменов. Что же касается Ватикана, то это государство – самое маленькое в мире – как центр католической церкви вообще занимает совершенно особое место в международных отношениях. Характерно, что ни в одном из микрогосударств нет вооруженных сил (в обычном понимании).

Наряду с отмеченными общими чертами каждое из микрогосударств имеет и индивидуальные черты, связанные в первую очередь с особенностями географического положения, состава населения, формы правления, путей политического и экономического развития. Поэтому представляет интерес рассмотрение «визитной карточки» каждой из названных выше пяти стран.

Начнем с самого большого по площади и населению микрогосударства – Андорры. Эта страна расположена в восточной части Пиренейских гор, между Францией и Испанией (рис. 73), в котловине, окруженной довольно высокими, до 3000 м, горами и пересеченной глубокими речными долинами (не случайно официальное название страны – «Долины Андорры»). С севера на юг территория этого микрогосударства протягивается на 25 км, с запада на восток – на 29 км. Коренное население – андоррцы, являющиеся потомками каталонских крестьян, которые много веков назад освоили здешние места. Они говорят на каталонском языке, но наряду с ним официальными языками здесь признаны французский и испанский. Однако коренные андоррцы ныне составляют меньшинство жителей (20 тыс.), преобладают же более поздние переселенцы – испанцы, португальцы и французы. Все они придерживаются католического вероисповедания. Страна делится на семь общин (приходов).

Первое упоминание об Андорре относится к 778 г. и связано оно с походом Карла Великого против арабов-мавров. С 1278 г. Андорра оказалась под двойным протекторатом Франции и Испании. Со стороны Франции этот протекторат осуществляли сначала короли, а затем президенты страны, со стороны Испании – епископы г. Сео-де-Урхель, расположенного поблизости от южной границы Андорры. Одним из атрибутов этого двойного протектората служила символическая дань, которую Андорра ежегодно выплачивала: по нечетным годам – президенту Франции (960 франков), а по четным – епископу Урхельскому (460 песет, 12 головок сыра, 12 каплунов, 12 куропаток, 6 окороков). Международными делами страны традиционно ведала Франция. Собственная денежная единица в Андорре отсутствует, в обращении находятся и французский франк, и испанская песета. Официально Андорра считалась феодальным княжеством под двойным протекторатом. Законодательная власть в стране принадлежала однопалатному Генеральному совету – старейшему после исландского парламенту Европы, существующему с 1419 г., исполнительная власть – Исполнительному совету (правительству).

Так было до начала 1993 г., когда Генеральный совет принял проект первой в истории Андорры конституции, который затем был одобрен на первом же в истории этой страны референдуме. Эта конституция определяет статус Андорры как «парламентского сокняжества». Соуправителями («сокнязьями») страны остаются президент Франции и епископ Сео-де-Урхель – каждый с четко очерченными полномочиями. Это дань традициям, уходящим корнями в средневековье. Но одновременно новая конституция признает за жителями Андорры все права и свободы, которыми пользуются жители независимых государств. Фактически это республиканский строй. Однако в некоторых справочниках Андорру именуют парламентским княжеством.

До недавнего времени главным занятием жителей Андорры было сельское хозяйство. Преобладающая часть экономически активного населения была занята в земледелии (выращивании табака, ячменя, картофеля, винограда) и животноводстве (разведении овец и коз). Имелись также предприятия легкой и пищевой промышленности, кустарное производство сувениров и украшений. Но затем главной отраслью хозяйства страны стало обслуживание иностранных туристов, которых здесь ежегодно бывает 11 млн (в том числе 2,5 млн приезжают с ночевкой, а 8,5 – только на день). Сначала они посещали эту страну преимущественно в летний сезон, но затем в моду вошли и ее зимние горнолыжные курорты. Туристский бум вызвал к жизни и строительный: стало быстро расти число гостиниц, супермаркетов (с очень низкими ценами), современных дорог. Основной транспортной магистралью в Андорре служит шоссе, связывающее французскую Тулузу с испанской Барселоной и пересекающее всю страну. А железных дорог и аэродромов здесь пока нет. В горных деревнях электрическое освещение и телефон появились сравнительно недавно.

Второе место среди микрогосударств по размерам территории занимает Лихтенштейн, расположенный в Альпах, в долине верхнего Рейна, между Австрией и Швейцарией (рис. 73). Вдоль Рейна он протянулся примерно на 25 км при ширине не более 10 км. Рельеф страны имеет горный характер. Даже прирейнская долина находится на высоте 450 м над уровнем моря, а высшая точка – г. Граушпиц – достигает высоты 2599 м. Население страны ведет свое происхождение от германских племен – ретов и алеманов. Официальный язык – немецкий (алеманский диалект), хотя есть и другие диалекты. Поскольку на заработки в Лихтенштейн вербовались рабочие из разных стран Европы, в современном его населении иностранцы составляют не менее 1/3.

История этой страны берет начало в 1719 г., когда один австрийский феодал из рода Лихтенштейнов приобрел здесь земли, ранее входившие в состав «Священной Римской империи германской нации», и провозгласил их княжеством Лихтенштейн. Формальную независимость страна получила в 1866 г., но до конца Первой мировой войны она была тесно связана с Австро-Венгрией. С начала 20-х гг. XX в. она находится в таможенном союзе со Швейцарией, которая осуществляет также дипломатическое представительство Лихтенштейна за границей. Официальной денежной единицей в стране служит швейцарский франк.

Княжество Лихтенштейн – пример европейского государства, где успешно функционирует механизм своеобразного «консенсуса» между монархией и демократией. Согласно конституции страна является «конституционной наследственной монархией на демократической и парламентской основе». Это означает, что в роли главы государства выступает монарх (ныне Ханс Адам II), но права и интересы народа защищает парламент – ландтаг, по представлению которого князь назначает членов правительства и судей. В стране имеется также местное самоуправление (11 общин).

До Второй мировой войны Лихтенштейн был довольно бедной, преимущественно аграрной страной. Но за последнее время он превратился в процветающее маленькое государство. Несмотря на небольшие размеры, оно обладает высокоразвитой промышленностью. Используя выгоды своего экономико-географического положения на пересечении альпийских транспортных путей, эта страна специализируется на производстве современной высококачественной продукции, предназначенной почти исключительно для экспорта. Прежде всего это изделия машиностроения – станки, приборы, измерительная аппаратура, автоматическое оборудование: микропроцессоры, вакуумная техника, оптика. Среди традиционных отраслей выделяются пищевкусовая, текстильная, керамическая, фармацевтическая, мебельная. В г. Шан находится крупнейший в мире завод по производству фарфоровых зубов и вставных челюстей, продукция которого направляется в десятки разных стран. Почти половина рабочих, занятых на предприятиях Лихтенштейна, – фронтальеры, т. е. лица, живущие в пограничных районах Австрии и Швейцарии и ежедневно пересекающие границу страны. К этому можно добавить, что по насыщенности производством из расчета на 1 км2 территории Лихтенштейн занимает первое место в Европе.