Смекни!
smekni.com

Учет, анализ и контроль - современное состояние и тенденции развития (стр. 13 из 46)

Установленная К. Марксом и другими учеными цикличность в развитии промышленного производства сохраняются и в настоящее время. Об этом свидетельствуют данные по послевоенным мировым кризисам экономически развитых стран.

В 1922 г. русский экономист Н.Д. Кондратьев выдвинул концепцию, что капиталистическая экономика в своем развитии испытывает не только обычные колебания своей деловой активности с периодом 8–10 лет, но и короткие (продолжительностью 3–3,5 года) и более длительные, со средней продолжительностью 50 лет. Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры. Эту концепцию, получившую мировое признание, развивают многие ученые, а немецкий экономист Й.Шумпетер предложил назвать большие циклы «Циклами Кондратьева».

Таблица 3

1948–1949 1957–1958 1970–1971 1973–1975 1980–1982
Продолжительность кризиса, мес. 9 15 8 18 34
Падение промышленного производства, % -5,8 -4,1 -2,6 -11,8 -8,2

Н.Д. Кондратьев (04.03.1892–17.10.1938) – русский экономист с мировым именем. Был директором Института конъюнктуры при Наркомфине, редактором журнала «Экономический бюллетень», членом ряда иностранных научных обществ, в том числе Американской экономической ассоциации, Американской академии социальных наук, Ассоциации по вопросам сельского хозяйства, социологического и статистического обществ, Лондонского экономического и статистического обществ. В 1931 г. вместе с другими крупными экономистами и хозяйственниками предстал перед судом по делу якобы организованной ими «трудовой крестьянской партии» и осужден на 8 лет тюрьмы. В 1938 г. по тому же делу приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 16.07.1987 г.

Н.Д. Кондратьев пришел к следующему выводу: «…материальной основой больших циклов является изнашивание, смена и расширение основных материальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства. Смена и расширение фонда этих благ идет не плавно, а точками, другим выражением чего и являются большие волны конъюнктуры… Повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями и перегруппировкой основных производительных сил общества. Но этот процесс предполагает огромные затраты капитала».

Таким образом, в основе длинных циклов по Кондратьеву лежит смена пассивной части основного капитала, т.е. зданий, сооружений и прочей инфраструктуры, обеспечивающей процесс производства. Иначе говоря, индустрия в начале каждого длинного цикла коренным образом меняет свое лицо, что проиллюстрировано в таблице 1. Примечательно, что периодизация длинных волн по Кондратьеву практически совпадает с периодами доминирования технологических укладов [7].

Для обоснования больших циклов Кондратьев проанализировал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по ведущим капиталистическим странам: исследована динамика цен, процента на капитал, а также производства основных видов продукции промышленности. Динамика производства угля и чугуна учитывалась Н.Д. Кондратьевым по индексам общемирового производства.

По оценке Н.Д. Кондратьева, периоды больших циклов с конца XVIII в. оказались следующие:

1. Повышательная волна: с конца 80 – начала 90-х гг. до 1810–1817 гг.

I 2. Понижательная волна: с 1810–1817 гг. до 1844–1851 гг.

1. Повышательная волна: с 1844–1851 гг. до 1870–1875 гг.

II. 2. Понижательная волна: с 1870–1875 гг. до 1890–1896 гг.

1. Повышательная волна: с 1890–1896 гг. до 1914–1920 гг.

III 2. Вероятная понижательная волна; с 1914–1920 гг.

Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительном усовершенствовании техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль он отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец XIX – начало XX вв.) была связана с изобретением в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.

На тенденцию роста оказывают влияние многочисленные факторы. Значительный интерес представляют их количественные оценки. Применительно к экономике США такую оценку за период 1929–1982 гг. провел Э.Денисон. По его расчетам реальный национальный доход возрастал за эти годы в среднем на 2,9 % в год (рис. 2).


Результаты

годы

Рис. 2. Принятая периодизация длинных волн

Следуя периодизации длинных волн, можно было спрогнозировать экономический спад к началу 70-х гг. и начать к нему готовиться, например, увеличивая капитальные вложения, развивая НТП, создавая системы на новых принципах действия, ведя разумную финансовую политику, чтобы «смягчить» кризисные явления.

Кроме того, дешевые нефтедоллары (по имеющимся оценкам, за 1974–1984 гг. в стране получено до 176 млрд инвалютных рублей от реализации нефти и нефтепродуктов) усугубили ситуацию, создавая иллюзию нормального функционирования хозяйственного механизма.

Изучая экономическое развитие, Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что для перехода на возрастающую волну большого цикла необходимы два основных условия – огромные запасы капитальных вложений и наличие научных разработок по системам новых поколений (табл. 4).

Таблица 4

Факторы, влияющие на рост реального национального дохода США,

1929–1982 гг.

Фактор роста Вес каждого фактора, %
Увеличение трудозатратПовышение производительности труда, в том числеТехнический прогрессЗатраты капиталаОбразование и профподготовкаЭкономия, обусловленная масштабами производстваУлучшение распределения ресурсовЗаконодательно-институциональные и другие факторы 32682819149822

Из данных таблицы 4 следует, что эти факторы на 47 % предопределяли рост национального дохода (в постиндустриальном обществе сами факторы и их удельное значение изменяются). Например, в 1991 г. в США расходы на приобретение информации и информационных технологий составили 112 против 107 млрд долл. на приобретение производственных технологий и основных фондов. Стремительный рост значения информации обусловлен тем, что к началу 1995 г. в американской экономике около ¾ добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, обеспечивалось использованием информационных технологий.

Мировой опыт показывает, что для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум на 25–30%. Только при этом обеспечивается превышение ввода производственных мощностей над их выбытием и создаются условия для расширенного воспроизводства. В быстро развивающихся странах указанная доля достигает 40% (например, в Китае, имеющем с 1979 г. ежегодно в среднем 10% прироста ВВП). Россия же в 1996 г. имела объем инвестиций 1,45% от ВВП страны. Динамика инвестиций за годы реформ представлена на рисунке 3.


Рис. 3. Индексы инвестиций в основной капитал

Переход к новым поколениям технологических систем предполагает наряду с инвестициями наличие научного задела. Разработки, выполненные научно-исследовательскими, конструкторскими, проектно-конструкторскими и технологическими организациями министерств и в конце 80-х гг. характеризовались следующим техническим уровнем (из числа завершенных тем, %):

Таблица 5

1980 г. 1985 г. 1988 г.
Выше уровня лучших отечественных и зарубежных разработок 9,1 7,4 4,1
Соответствуют уровню лучших отечественных и зарубежных разработок 33,9 37,2 21,9

За годы реформ число нововведений многократно сократилось и ухудшился их состав. Доля техники новых поколений в общем объеме продукции машиностроения уменьшилась с 3 % в 1990 г. до 0,6 % в 1997 г.

Основные теоремы экономической динамики, изложенные в конце 40-х гг., послужили базой для более сложных моделей роста (Дж. Робинсон, Н. Калдор, У. Ростоу и др.). Теория циклов развивается в монографии Э. Хансена «Экономические циклы и национальный доход». К сожалению, Россия была изолирована от этого пласта науки, в который внесли свой вклад такие выдающиеся ученые, как В. Леонтьев и П. Самуэльсон (лауреаты Нобелевской премии в области экономики) – взаимосвязь экономических моделей; Шпитгоф Ф.Р. Харрод – роль динамических факторов; Р.Ф.Канн, Дж. М.Кейнс – мультипликатор инвестиций и функции потребления, и другие ученые, исследовавшие различные аспекты циклического развития.

Для развитых зарубежных стран отличительной чертой современного понятия цикла является то, что его тесно увязывают с вопросами государственно-монополистического регулирования не только на макро-, но и микроуровне. Цикл все в большей степени рассматривается и как предмет изучения, и как объект управления.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование.