Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии 5 (стр. 3 из 38)

В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей:

1. Сословие низшей добродетели (самообладание, покорность), - в него входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу жизни общества;

2. Добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства;

3. Правители – философы и ученые, добродетелью которых является мудрость, принимают законы и управляют государством.

Итак, Платон в современной политологии считается основоположником идеократического подхода к теории государственного строительства. Идеократическое государство строится, исходя от изначального духовного импульса, сверху вниз. Следовательно, вся его структура должна созидаться в согласии с априорной идеей – («идеей-правительницей», см. материал о русских евразийцах), и во главе государства должен стоять особый класс духовных вождей, жрецов, служителей идеи. Как правило, это идея совершенного, справедливого общественного устройства; содержание понятий «совершенство» и «справедливость» раскрывается в соответствии с той или иной конкретной идеологии.

Совершенно противоположный, прагматический подход к теории государственного строительства характерен для другого древнегреческого мыслителя – Аристотеля и его последователей. Государство существует для блага его граждан; опять-таки, конкретное содержание понятия «благо» может раскрываться по-разному.

Аристотель Стагирит (384/383 – 322/321).

Является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Один из предшественников современного МАТЕРИАЛИЗМА.

Аристотель заложил основы теории политики, обобщив опыт античного города-государства, описал существовавшие в древности политические режимы. Одной из выдающихся идей Аристотеля была идея о естественной природе государства.

Практические добродетели не полностью подчинены господству разума; поэтому в этой области действует правило: избегай крайностей и придерживайся середины. Аристотель понимает человека как zoonpoliticon – общественное животное, в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает весьма реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми – такими, какие они есть. Аристотель видел сущность государства в его общей (а не частной) цели, считал государство высшей формой единения общества, - именно тем целым, которое по своей сути предшествует лицу как его части, определяет природу лица, а не наоборот.

Наилучшие государственные формы, согласно Аристотелю, есть монархия (власть одного),аристократия (власть немногих), полития (умеренная демократия, власть большинства), извращенными формами которых (цель правления – не благо народа, как в основных формах, но – благо правителей) являются тирания, олигархия и демократия (современный термин – охлократия, власть толпы).

В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд основополагающих мыслей о демократии, вошедших в политическую науку. В частности, мысль о социальной основе демократии, среднем классе как гаранте ее прочности, устойчивости образа правления; необходимости сообразования государственных учреждений с состоянием народа и составляющих его элементов; избирательном праве и выборности правителей; большей прочности демократии по сравнению с олигархией и т.п. Стоит, впрочем, отметить, что отношение к этим идеям со стороны представителей разных школ политологии весьма неоднозначно.

Итак, в отличие от платоновской, политическую философию Аристотеля характеризует материалистический и весьма прагматичный подход к пониманию природы государства.

Политические идеи древнегреческих мыслителей получили развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, таких, в частности, как

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н.э.), разрабатывая аристотелевский, прагматический подход к теории государственного строительства, вводит идею ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:

“под действие закона должны подпадать все, а не только избранные граждане”.

Государство есть соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов - внутренняя потребность людей в совместном проживании как толчок к формированию государства – предтеча идей философов Возрождения и Гуманизма (Петрарки, Эразма Роттердамского) и ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА Руссо.

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) – епископ Карфагена, философ, влиятельнейший проповедник и политик Христианской Церкви. Один из Отцов Церкви, равно почитаемый как католиками, так и православными.

Августин Аврелий начинал свою деятельность как неоплатоник, - и далее, после перехода в христианство, его взгляды на государство остаются и развиваются в рамках платоновской, идеократической традиции.

Для эпохи средневековья характерно то, что политическая мысль развивается как одна из отраслей богословия. Именно Церковь, а не Государство, воплощает подлинно божественное начало. Соответственно, светская власть должна быть подчинена власти духовной. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге “О граде Божием”, есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов Божиих – светского мира – и Царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие с универсальной теократией, земной власть Церкви – тогда единой Христианской, позже Римской католической.

Приоритет власти духовной не исключает, по Августину, определенную независимость каждой из властей, их невмешательство в дела друг друга. Совершенствование государственной власти, в то же время, возможно лишь под воздействием христианской морали.

История, по Августину, в том числе и возникновение государства, подчинена божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в образовании семьи, затем в образовании государства на основе общественного согласия и ради обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Власть - не личная собственность, а средство обеспечения мира, справедливости и согласия в отношения между подданными. В отличие от древних греков, он не придавал столь большого значения проблеме форм правления, хотя и использовал их идеи, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу справедливости.

Августин - родоначальник неоплатонистской школы философии, кстати, – ТЕОКРАТИЯ есть одна из форм ИДЕОКРАТИИ, где доктрина Церкви выступает как ИДЕЯ-ПРАВИТЕЛЬНИЦА.

Фома Аквинский (1226-1274 гг.) занимал еще более гибкую позицию по отношению к государству, признавая его положительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела. Но и при этом у него сосуществование и взаимодействие Церкви и Государства достигается на основе признания приоритета духовной власти, Церкви над государственной властью. В то же время, Фома Аквинский вслед за Аристотелем признавал самостоятельное, естественное формирование государственной власти и не считал, что она устанавливается властью духовной.

Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла. Он исходил из того, что признавать нужно не всякую власть, а только ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Аквинат обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти, даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти он воспринимает как совершенно неприемлемые.

Как и многие мыслители этой и предшествующих эпох, он отдает предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает в себе достоинства монархии, аристократии и демократии. При этом Фома Аквинский различает политическую монархию и абсолютную монархию, склоняясь к последней, ибо в ней власть монарха ограничивается законом.

В противовес идеократической политической традиции, прагматический подход к политике и государственному строительству развивается в Средние Века и Эпоху Возрождения светскими политиками, такими как У. Оккам и Н. Макиавелли. Появление хорошо организованных национальных государств в XIV-XV вв. привело – в политической сфере – к конфликту абсолютизма и конституционализма, к дискуссии об источнике и пределах политической власти, ее легитимности

Уильям Оккам (1300-1349 гг.)франсисканский монах,один из основоположников номиналистического направления в средневековой философии. Весь мир, по его мнению, состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Философская истинность и истинность теологическая суть разные вещи. Философия, как и все остальные науки, должна освободиться от теологии. В этом плане Оккам является предшественником М. Лютера и других идеологов протестантизма.

У. Оккам защищал средневековый конституционализм от папского «абсолютизма», обосновывая принцип независимости власти светской от власти духовной, поддерживал германских императоров в их борьбе с Римом, властью папы.