Смекни!
smekni.com

Чешко В.Ф. - High Hume (Биовласть и биополитика в обществе риска) (стр. 21 из 77)

c) В зависимости этих изменений от социокультурных и ментальных стереотипов. Не случайно, отдельные регионы бывшего СССР отреагировали на социополитический стресс последних десятилетий двумя альтернативными путями. В первой группе (Украина, Россия, Беларусь, Прибалтика) наблюдалось, как только что говорилось, снижение продолжительности жизни и исчезновение отдельных генотипов, во второй – те же самые социальные и экономические процессы протекали на фоне относительно благополучной генетико-демографической ситуации. Г.Апанасенко, сделавший это наблюдение на II Национальном Конгрессе по биоэтике (октябрь 2004), приходит к выводу, что неприятие новой идеологии, сопряженный с ним нравственно-эмоциональный стресс и его последствия обуславливаются «исторической памятью народа, его этическим архетипом». По его утверждению именно это выдвигает биовласть на первое место в системе политических приоритетов. В конечном счете, заявляет он в своем докладе, должно произойти перераспределение социальных и политических ролей в украинском (очевидно, не только украинском) обществе: юристы, финансисты, экономисты, хозяйственники «должны перейти в функциональное подчинение» к тем, «кто лучше знает природу человека и механизмы его поведения» – социологам, психологам, специалистам по популяционной медицине [Апанасенко, 2004].

d) В усилении давления естественного отбора особенно на ранних стадиях онтогенеза вследствие общего ухудшения экономической ситуации и доступности и эффективности системы здравоохранения. В то же время нельзя сказать, что в результате генетико-популяционная структура претерпевает обычную регрессию во времени, возращяясь к состоянию, существовавшему около ста лет назад. Прежде всего, потому, что изменения состава и структуры генофонда за 70 лет существования Советского политического режима были достаточно глубоки и, очевидно, необратимы – по крайней мере, три волны эмиграции (1917-1922, 1941-1946, 1967-1985 гг.), несколько периодов катастрофического сокращения численности населения вследствие военных конфликтов (1917-1920, 1941-1945 гг.) и гладомора вследствие политики сплошной коллективизации (1929-1934 гг.). К тому же, все эти процессы происходили дифференцированно по этно-национальным, имущественным и сословным признакам. Равным образом в период «большого террора» пострадала наиболее социально-активная и высокообразованная часть населения.

Но тотальный системный характер современной биовласти, равно как ее опосредованные, неявные проявления и связи также имеют достаточно яркие примеры в недавней советской истории.

Как отмечает И.В.Бестужев-Лада столкновение принятой в бывшем СССР системой «бесплатного» здравоохранения и мало затронутой коммунистической модернизацией традиционной патриархальной ментальностью имело достаточно существенные последствия для телесного и душевного здоровья населения.

Прежде всего, резко возросла заболеваемость населения, вопреки, казалось бы, значительному росту количественных показателей здравоохранения[10]. Эти изменения коснулись как эпигенетического, так и собственно генетического уровней. В частности значительно вырос мутационный генетический груз – вследствие значительного ослабления действия естественного отбора, роста пьянства и табакокурения, высокого, как полагает российский социолог уровня психофизиологического стресса в школьных коллективах и т.п. Еще раз подчеркнем, все эти изменения в репродуктивно-генетической сфере человеческого бытия были косвенно обусловлены идеологическим базисом и функционированием советской государственной машины. Из внимания ее были исключены отдаленные биомедицинские и генетические последствия принимаемых политических решений.

Итак, любая стратегия выхода из глобального экологического и регионального социо-политического кризиса и в случае «мягкого», и в случае «жесткого» сценария развития делает неизбежным необходимость усиления системы генетического мониторинга и коррекции негативных изменений в генетической структуре популяции. Следовательно, механизмы реализации биовласти по необходимости будут основываться в недалеком будущем на применении новейших генетических технологий

Политический потенциал теоретической биологии

С позиций глобально-эволюционного подхода человек одновременно является действующим лицом нескольких самостоятельных, но зависящих друг от друга форм эволюционного процесса. Его выживание в постоянно изменяющейся окружающей среде сначала обеспечивалось путем преобразования морфологических признаков и поведенческих реакций (биологическая эволюция). Затем к этому добавилось изменение самой среды обитания человечества (социокультурная эволюция) с помощью технологии – рационалистических способов преобразования природы, общества и самого человека (технологическая эволюция).

Соответственно этому можно выделить три формы адаптации и три формы эволюционной стратегии выживания человечества по отношению к окружающей среде– биологическую, социокультурную и технологическую. Однако, если биологическая адаптация не подразумевает непосредственно изменение окружающей среды, то ее социокультурныая и технологическая формы основаны на активной деятельности человека по преобразованию миру, в котором он существует. Вокруг биологического вида Homo sapiens формируется новая среда обитанния социокультурная и технологическая. В свою очередь социокультурная и техгнологическая формы эволюционного процесса до настоящего времени в качестве неотъемлемого элемента того же самого Homo sapiens.

Именно это служит первоначальным эмпирическим основанием для рассмотрения процесса антропогенеза не как линейную суперпозицию нескольких процессов – биологической эволюции, социокультурной истории и научно-технологического прогресса. Более адекватной представляется коэволюционная модель – сопряженное развитие автономных, но взаимозависимых друг от друга систем.

Механизм подобной интеграции в настоящее время можно представить следующим образом. Общепризнанными факторами антропогенеза являются стадный образ жизни (по некоторым наблюдениям эффективность охоты в группах возрастает почти в три раза) и использование орудий труда. И по раздельности и в сумме эти факторы встречаются в животном царстве и еще не означают непосредственно радикальную смену ведущей формы эволюционного процесса – переход от биологических к социокультурным механизмам. Однако и то, и другое значительно усложняет фазовое пространство векторов естественного отбора. Прежде всего, приспособительное значение отношений внутри группы определяется стратегией взаимодействия этой группы с окружающей средой. Поэтому естественный отбор влияет на характер социальных связей между отдельными индивидуумами, входящими в состав социальной группы, а следовательно – и на генетические программы, формирующими ту или иную модель межиндивидуальных отношений.

Затем, в ходе антропогенеза начало широкого использования орудий труда (приблизительно 1,2 млн лет назад) приводит к переходу по выражению Н.В.Клягина [2005] к «орудиям коллективного потребления». Их использование оказывается эффективным только как результат согласованных усилий многих индивидуумов. В свою очередь, это влечет за собой необходимость стабилизации и воспроизводства социальных структур, переживания их в периоды технологической пассивности. Возникают различные поведенческие модусы, обеспечивающие гомеостатическую по своим результатам социализацию – встраивание индивидуума в самовоспроизводящуюся систему социальных связей и отношений.

Одним из первых среди них есть так называемая «внутренняя речь» – интериоризация языкового общения. Ее функциональное назначение – развитие механизма саморегуляции психическ их процессов, а конкретной формой – «диалог» между правым (зоной «вербально-логического» мышления) и левым (отвечающим за «эмоционально-образную» компоненту психики) полушариями коры головного мозга. Внутренняя речь достаточно долго сохраняло характер видений, внутренних голосов, т.е. воспринималась как имеющая внешний относительно сознания человека источник. Эта особенность психики существует как нормальные проявления мыслительного процесса практически до начала Нового Времени («Гений» Сократа, видения Жанны Д`Арк). Только позднее она стала считаться психической аномалией и действительно стала таковой.

Социокультурная адаптация и лежащее в основе этого развитие человеческой психики имело в качестве своей предпосылки повышенную способность образовывать ассоциативные связи между различными чувственными образами. Отдельные факторы наследственности, стимулирующие не контролируемое сознанием образование подобных ассоциаций, разбросаны по всему человеческому геному и в своей совокупности являются причиной генетической предрасположенности к развитию шизофрении. Однако они же коррелятивно связаны с развитием интеллектуальных способностей и высоким социальным статусом. В родословных лиц, страдающих этим психическим заболеванием чаще, чем в среднем встречаются личности, известные своими интеллектуальными и художественными достижениями в самых разных областях деятельности.

Вторая особенность диктуемой технологически детерминируемой социализации – роль религии и искусства, служащих способами преодоления генно-культурной дезадаптации. Эволюция социальной организации расходилась с биологическими особенностями, возникшими в ходе биологической (наиболее медленной, и в силу этого – наиболее консервативной) фазы антропогенеза. Это служило причиной возможного конфликта, в который вступают в человеческом сознании генетически запрограммированные неосознанные влечения («Оно» по Зигмунду Фрейду) и обеспечивающими социокультурную стабильность предписаниями («сверх-Я» в концепции Фрейда).