Смекни!
smekni.com

Чешко В.Ф. - High Hume (Биовласть и биополитика в обществе риска) (стр. 61 из 77)

3. Хромос (Chromos Corporation, Барнаби)[66]. Корпорация добилась серьезных успехов в разработке технологий искусственных человеческих хромосом, что имеет большое значение в лечении наследственных болезней. Предметом социального риска, однако, является возможное внедрение искусственных хромосом в половые клетки человека. Это чревато расслоением человечества на несколько биологических видов разумных существ, не способных иметь общее потомство [Alexander, 2001, 2002]. Последствия этого окажутся крайне опасными и непредсказуемыми.

Роль средств массовой информации [Geller, Bernhard, Holtzman, 2002] как диагностикума эволюции общественного мнения и, следовательно, направления процессов дифференциации и интеграции социальной структур очевидна. Однако масс-медиа выполняет не только реактивную роль – «зеркала» настроений тех или иных социальных групп. Столь же важна и другая ее функция – спонтанного или целенаправленного влияния на характер происходящих процессов. Особенно – если речь идет об актуальных и затрагивающих материальные интересы и духовную культуру социальных общностей темах.

На фоне непрерывного и тоже четко выраженного с 1997-1998 гг. роста интереса к этой теме в первое десятилетие XXI века в американских СМИ отмечено несколько всплесков числа публикаций по вопросам генетической инженерии. В целом, такие пики отмечаются с периодичностью 6-12 месяцев, что само по себе симптоматично.

По утверждению наблюдателей центра «Наука и общество»[67] в этих сообщениях преобладают триумфальные ноты (преобладают выражения типа «достижение», «прорыв», «чудеса медицины», «прогресс» и др.). Проблемам социального риска, конфликтам предпринимателей и разработчиками новых биотехнологий с одной стороны и экспертами-биоэтиками – с другой уделяется меньшее внимание. Впрочем, необходимо сделать оговорку: это утверждение также диктуется идеологическими установками его авторов. По нашим данным (полученным приблизительно в то же время), рейтинг возможных отрицательных последствий использования HI-HUME технологий в общественном сознании англоязычных стран достаточно высок и сравним с частотой встречаемости «прогрессистских» оценок [Чешко, Кулиниченко, 2004; Глазко, Чешко, 2007].

Впрочем, приводимые далее в цитируемом обзоре материалы также не вполне согласуются с их собственным выводом о равнодушии западных масс-медиа к проблемам социального риска. Отмечается, что первый всплеск общественного интереса к этим проблемам возник после опубликования результатов Яна Уилмута по клонированию млекопитающих («Овечка Долли» за последующее десятилетие стала своеобразной легендой общественного сознания и СМИ). Далее утверждается: «Подавляющие общественные настроения – неприятие [самой возможности] клонирования человека не остановил адвокатов генетического манипулирования. Небольшая группа влиятельных ученых и других защитников «техно-евгенического» будущего предприняли согласованные публичные действия» с целью преодоления неблагоприятного общественного мнения. «Национальные телевизионные информационные программы предоставили эфирное время прежде всего ключевым защитникам «постчеловеческого будущего». Акцент в выступлениях последних делается на неизбежности использования генетической инженерии. С этим можно, на наш взгляд, согласиться, хотя не ясно что это – попытка сознательного манипулирования или результат вполне естественного и психологически легко объяснимого стремления убедить оппонента (да и самого себя). Скорее всего, имеет место и то, и другое. («Это - только вопрос времени.. Генетические инженеры готовятся сделать шаг, который долго было этическим Рубиконом... Как скоро мог, мы начнем проектировать своих детей? Необходимые части [мозаики] скоро встанут на место», – писал «Ньюсуик» еще в ноябре 1998 г. [Begley, 1998]. Журнал «Тайм» [Lemonick, 1999] тогда же предсказывал, что будущие родители смогут заказывать своих детей, как ныне заказывают автомобиль в автосалоне – с дополнительной установкой кондиционера и хромированных колес).

Если масс-медиа служат индикатором спонтанных или индуцированных изменений в наиболее лабильном, поверхностном слое массового сознания, то осмысление HI-HUME технологий, так называемой поп-культурой и тем более классическим искусством может служить инструментом исследования глубинных процессов менталитета современной цивилизации, конфликта или синергии его базисных принципов с новыми реалия человеческого бытия, создаваемыми информационным обществом [Nelkin, Lindee, 1996; Harmon, 2003; Anker, Nelkin, 2004; К вопросу,.. 2006]. В целом, ответ этих областей духовной культуры на интеграцию информационных и биотехнологий технологий в жизнь общества также неоднозначный – от фанатической поддержки до столь же безоглядного неприятия[68].

Это противостояние уже не исчерпывается альтернативно окрашенными «образами грядущего» достигаемыми с помощью классических выразительных средств и приемов. Речь идет о влиянии HI-HUME технологий собственно на «методологию» создания таких образов. Внутри постмодернистского искусства сформировалось направление («критическое искусство»), пытающееся с помощью информационных технологий отобразить концептуально-образное «пересечение искусства, технологии, радикальной политики и критической теории». Его представителями созданы несколько web-сайтов, пародирующих наиболее спорных идей современной генной технологии: «Мездровая машина», «Общество репродуктивного анахронизма», «Культ Новой Евы», «Гентерра»[69]. Например, GenoChoice - web-узел, который пародийно воспроизводит евгеническое будущее, в котором родители могут проектировать своих собственных детей, посетителям которого предлагается «создать в интерактивном режиме Вашего собственного генетически здорового ребенка»[70].

Скандальную известность получил Стив Куртс (Steve Kurtz), доцент Университета в Буффало и, по совместительству, художник, арестованный в 2004 г на основании закона о борьбе с терроризмом за создание художественных произведений, элементами которых были бактерии и молекулы ДНК. Утилитарной целью этого шоу было попытка вызвать дискуссии в обществе по проблемам генетически модифицированных организмов[71].

«Трансгенное и трансгуманистическое (bio-art) искусство» принадлежит к так называемому направлению sci-art. Художники, считающие себя его представителями, рассматривают как «художественное действие» любую генетическую модификацию живого организма или даже молекулы ДНК. Примерами таких произведений служат «бактерии с записанными (?) в их геноме стихами и графическими изображениями (Джо Девис), бабочки с генетически измененными формами крыльев (Марта Ди Манизиш), переливающиеся всеми цветами радуги головастиками (Дмитрий Булатов)» [К вопросу,.. 2006], кролики, в мех которых светится зеленым светом, благодаря внедренным в их геном наследственным детерминантам, выделенным из ДНК медузы (Эдуардо Кац)[72] и т.д. и т.п. Живые организмы как произведение искусства а не технологии, к которым не применимы категориальные оппозиции «полезно–бесполезно, правильно–неправильно, опасно–безопасно» [К вопросу,.. 2006].

На наш взгляд подобного рода увлечения представляют (независимо от их собственно художественной ценности), серьезный предмет культурологического анализа, будучи симптомом эрозионных процессов внутри культурной традиции техногенной цивилизации. Эти процессы могут оказаться формалистическим увлечением, а могут быть предвестниками самого глубокого коэволюционного кризиса в отношениях культуры и технологии.

В ближайшей исторической перспективе возможно, очевидно, движение социума из первоначального, неустойчивого равновесия политических сил к конечному относительно стабильному состоянию, определяемому как равновесие двух пар культурно-психологических установок-аттракторов – свобода–справедливость и индивидуализм–коммунитаризм (коллективизм) [Hayes,2007]:

1. индивидуалистические социальные ценности вместе с торжеством идеологии свободного рынка обуславливают переход техногенной цивилизации от господства гуманистического мировоззрения к «послечеловеческому будущему», основой которого является вера, что возникшие естественным путем объекты, в том числе, человек, являются ущербными и подлежат замене и рациональному «усовершенствованию». Отдаленная перспектива – утрата человеком культурной и социальной идентичности, необратимая трансформация биосоциальной природы разумной жизни и ее носителя, распад человечества на несколько биологических видов;

2. реакция против использования новых генетических технологий применительно к человеку и использования индивидуальной генетической информации в целях контроля личной жизни и дискриминации приводит к сворачиванию и правовому запрету соответствующих сфер научных исследований и бизнеса. Отдаленная перспектива – коллапс техногенной цивилизации, «новое Средневековье»;

3. комбинация приоритета локальных этнокультурных ценностей в условиях обострения межэтнических и цивилизационных конфликтов и широкого использования генетических технологий приводит к общему росту международной напряженности. Отдаленная перспектива – создание этногенетического оружия, гибель цивилизации в результате его применения;

4. переформатирование либерально-демократических культурных норм и общественных институтов, обеспечивающих соблюдение фундаментальных принципов политического равноправия, социальной справедливости и единства человечества в новой технокультурной среде.