Смекни!
smekni.com

Чешко В.Ф. - High Hume (Биовласть и биополитика в обществе риска) (стр. 58 из 77)

Когда-то Иммануил Кант писал, что человек, будучи разумным существом, способным выдвигать цели, автономные от законов природы, перешел из царства необходимости в царство свободы. Это утверждение либо принималось, как основа современной доктрины прав человека, либо отвергалось, как игнорирующее естественную основу человеческих устремлений и мотивации поведенческих модусов. С возникновением генетических и информационных технологий кантовская деонтология обрела эмпирическую базу и уже, поэтому превратилась в свою противоположность. Став абсолютно свободным по отношению к собственной биосоциальной природе, человечество вновь особенно остро ощутило свою зависимость от нее.

Не станут ли наши отдаленные потомки рассматривать нас с тем же отстраненным холодным любопытством и непониманием, с которым мы рассматриваем экспонаты палеонтологического музея или роботов, созданных для съемок «Парка Юрского периода»?

Вопрос о природе человека стал кардинальной проблемой, от решения которой зависит наше будущее. HI-HUME технологии дают нам возможность самоконструирования в соответствии с заранее поставленными целями. Но сценарий грядущего, к которому мы стремимся, зависит от нашего нравственного выбора, от наших представлений что есть Добро и что есть Зло. А они меняются вместе с нами. Будущее человека и будущее того мира, в котором он живет все больше зависит от него самого, но по прежнему открыто и по прежнему непредсказуемо.

Гражданское общество. На пороге «постчеловеческого будущего» (США, 1998-2007)

В соответствии с результатами социологического анализа, представленными на Интернет-сайте Центра «Генетика и общество»[38], влияние развития генных и репродуктивных технологий в настоящее время испытывают на себе все элементы социальной организации Западного общества.

В сфере социально-политических движений в защиту доктрины о неизбежности и желательности генетической модификации человека высказываются представители группировок и движений, придерживающиеся различных, зачастую взаимоисключающих идеологических установок[39]. В то же время почти каждая такая группа имеет своих политических оппонентов, которые запретили бы или фактически ограничили использование подобных технологий в целом или в отношении отдельных технологических схем.

Традиционно поддержку «классическим» евгеническим мерам оказывают сторонники расовой сегрегации, исходящие из признания генетической неравноценности человеческих рас нежелательности какого-либо обмена генами между расами. (Наиболее известным из адептов «расовой чистоты» в России является В.Б.Авдеев [2005]).

Однако с возникновением методов генетической инженерии желательность ее распространения на человека признается все большим числом людей, придерживающихся тезиса о биологическом единстве всего человечества и равноправии человеческих рас. Трансгуманистическое движение, как уже говорилось, исповедует достаточно пластичную идеологию, позволяющую ему относительно легко адаптироваться к любому политическому режиму и любому социокультурному контексту – от либерального до тоталитарного, от движения за гражданские права до Ку-клукс-клана. Эта амбивалентность по отношению к традиционным политическим группировкам и движениям можно проиллюстрировать следующей цитатой, принадлежащей Глэду Уитни [Whitney, 1999], профессору психологии Университета штата Флорида: «Первые 1-2 столетия нового тысячелетия почти наверняка будут золотым веком евгеники. Посредством использования новых генетических знаний и репродуктивных технологий, человечество подойдет вплотную к радикальным трансформациям. Технологии, такие как генетическое манипулирование еще не достаточно эффективны, чтобы без оговорок подходить для терапевтического и евгенического использования у человека. Но, учитывая темпы научного исследования, это - несомненно только вопрос времени, причем весьма короткого». Между тем эта цитата взята из предисловия, к книге бывшего национального директора Ку-клукс-клана Дэвида Дука. Действительно, идея неконтролируемого развития генетических и репродуктивных технологий пользуется активной поддержкой и пропагандой со стороны расистских группировок и организаций, надеющихся с их помощью добиться изменить соотношения между носителями генов, определяющих их расовую или этническую принадлежность, обеспечить «раздельное развитие» человеческих рас. К тому же методы генетического тестирования создает дополнительную питательную почву для появления новой разновидностей дискриминации – генетической, в дополнение к существующим до настоящего времени рапсовой и этнической [Авдеев, 2005].

Тем не менее, большинство членов трансгуманистического движения принадлежат к либеральным кругам и отвергают явно расистскую евгеническую философию. Представители либерально-демократического крыла трансгуманистического движения является (по крайней мере, в условиях США) Всемирная трансгуманистическая ассоциация. Некоторые из них стремятся отделить себя от классической евгеники первой половины ХХ века, считая ее практическую программу и методы реализации авторитарными и уже поэтому – неприемлемыми. Другие отрицают нерасторжимую связь между евгеникой и нацистской идеологией, считая последнюю извращением в целом плодотворной идеи. Так или иначе, трансгуманизм и евгенику объединяет «одержимость» (как пишут авторы цитируемого аналитического обзора) в стремление «подстегнуть» биологическую эволюцию, т.е. использовать генетических и репродуктивных технологий в целях создания новых, усовершенствованного человека.

Эта мысль наиболее отчетливо сформулирована одним из лидеров трансгуманистического движения Максом Муром, возглавляющим так называемый Институт Экстропии[40] еще в 1999 г. «Мы решили, что, настало время исправить человеческую конституцию... Мы больше не будем терпеть тиранию старения и смерти. Посредством генетической модификации, манипуляций с клетками, создания искусственных органов, и любых других необходимых средств, мы придадим себе витальность, и устраним неизбежность наступления нашего ухода... Мы примем на себя бремя собственного генетического программирования и добьемся власти над нашими биологическими и неврологическими процессами. Мы обеспечим себе полностью свободный выбор формы и функций собственного тела, обострим и усилим свои физические и интеллектуальные способности больше, чем любой человек в истории...» [41]

Несмотря на, а возможно, и благодаря явным чертам утопического сознания, обнаруживаемым в этом отрывке трансгуманистическое движение становится весомой и самостоятельной политической силой в современном мире прогрессистского типа (как антитеза консервативного традиционализма). Подтверждение – еще в одной цитате[42]: «свобода технологических инноваций слишком ценна, даже если приведет к кризису гуманизма. Чтобы предупредить [негативные последствия] нужно не только предвидеть результаты своих действий, но и учиться действовать». Среди членов движения – ведущие специалисты ряда корпораций, преподаватели престижных университетов и т.д.

Особую позицию среди сторонников неограниченного развития генно-репродуктивных технологий занимают различные организации сексуальных меньшинств, которым эти технологии предоставляют потенциальную возможность в будущем стать родителями и образовать полноценные семьи. Именно это соображение служит мотивационным оправданием позиции, занятой защитниками прав этой группы населения и рядом политических деятелей США.

Группировки, связывающие свои политические цели и идеалы почти исключительно с репродуктивными технологиями, – прежде всего, с клонированием человеческого организма, как считают аналитики Центра «Генетика и общество» менее многочисленны и влиятельны[43]. Наиболее активные из них – типичный продукт информационного общества – имеют «виртуальную природу», т.е. представляют собой web-сайты. В большинстве они поддерживаются благодаря усилиям Нью-Йоркского общественного деятеля Рендольфа Уикера (Randolfe Wicker), который еще в 1997 г. основал три таких сайта:

1. Объединенный фронт [в поддержку] права на клонирование[44];

2. Уикеровская политическая инициатива – фонд клонирования человека[45];

3. Сеть репродуктивного клонирования[46]. Последний сайт занимает центральное место в созданном Уикером политическом «движении за клонирование» человека. Формально его целью является предоставление и обсуждение на интернет-форуме непредвзятой информации по этой проблеме, однако большинство публикуемых материалов – однозначно положительно оценивают перспективы репродуктивных технологий.

В целом, усилия «небольшой но влиятельной» группы исследователей – биотехнологов и гуманитариев, а также публицистов направлены на преодоление первоначального всплеска общественных настроений в пользу запрета или, хотя бы существенного ограничения научно-технологических разработок в области клонирования человека. Резкий рост таких настроений, равно как законодательной и административной активности по запрету или ограничению исследований в этой области был спровоцирован в результате первых сообщений о получении Яном Уилмутом знаменитого клона – «овечки Долли» в 1997 г.

В настоящее время известно три группы специалистов, публично объявивших о намерении проводить исследования с целью рождения клонированного ребенка. Первую возглавляет итальянский специалист Северино Антинори (Severino Antinori)[47], сделавший соответствующее заявление в начале 2001 г., вторую – Панос Завос (Panos Zavos)[48], начинавший свою деятельность вместе с ним, но с 2002 работающий самостоятельно; (корпорация «Клонэйд», созданная на средства международной религиозной секты Раэлинов[49]. Однако реальное влияние представляют все же силы, действующие в рамках официальных организаций и учреждений.