Смекни!
smekni.com

Ролевая структура политического дискурса (стр. 19 из 35)

В психологии приемом психологического портретирования пользуются при выделении разнообразных психологических типажей. Таким образом, под портретом понимается набор определенных характеристик человека.

Интенсивность общения, потребность в нем, некоторые особенности стиля общения зависят от того, экстравертом или интровертом является данный человек. Эти два типа людей различаются ориентацией либо на внешние впечатления и деятельность, либо на внутреннюю жизнь и самоанализ (Межличностное общение, 2001:426-427). Обобщенные психологические портреты экстраверта и интроверта приведены в следующей таблице:

Экстраверт Интроверт

Импульсивный

Необоснованно упрямый и задиристый

Всегда находящийся в движении

Игривый

Поверхностный

Тщеславный

Несдержанный

Экспансивный

Имеющий тенденцию преувеличивать Склонный к публичным выступлениям

Плохо переносящий одиночество

Спокойный

Настойчивый

Степенный

Сдержанный

Замкнутый

Надежный

Подверженный интроспективным наблюдениям

Имеющий депрессивные тенденции Плохо переносящий шумные компании

Тяготеющий к уединению

Психологические портреты экстравертов и интровертов были детализированы, в результате чего индивидуальным особенностям темперамента были выделены четыре психологических типа, которые получили названия еще в древности: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (Межличностное общение, 2001:423-427). На основе обобщенных психологических характеристик были составлены психологические портреты каждого типа. Рассмотрим их:

экстраверт интроверт

Импульсивный Общительный Уравновешенный Ранимый Высоко Уравновешенный Спокойный Чувствительный эмоциональный Живой Замкнутый Впечатлительный Аффективный С постоянно Миролюбивый Раздражительный Плохо ровным хорошим Неэмоциональный Деликатный управляет настроением Надежный Вокально и чувствами Способный на Медлительный экспрессивно Гневливый и быстрые Избирательный в сдержанный

обидчивый Конфликтный

Агрессивный Многоречивый

Суетливый

Общительный

Экспансивный

эмоциональные и интеллектуальные переключения Легко вступает в контакт

Гибкий

«Солнечный человек»

контактах Неинициативный

«Мастер

ожидания»

Застенчивый

Нерешительный

Замкнутый

Тревожный

Склонный к

самоанализу

Наряду с коллективными психологическими портретами-типажами, существуют также и индивидуальные психологические портреты, раскрывающие индивидуальные психологические черты отдельной личности (например, психологический портрет Александра Солженицина, Анатолия Карпова, Софии Ротару).

В лингвистике различают языковой портрет говорящего, его языковой паспорт – это «та информация, которую человек «автоматически», бессознательно сообщает окружающим о себе, когда говорит» (Стернин, 2001а:43). При составлении языкового портрета учитываются пол, возраст, профессия человека, место его рождения, уровень образованности, культурной и коммуникативной грамотности, соблюдение речевого этикета.

М.В. Карнаухова разграничивает речевой и текстовый портрет политика. Понимая под речевым портретом «совокупность письменных и устных выступлений политического деятеля, которые характеризуются индивидуальными лексико-грамматическими и психологическими особенностями», исследователь акцентирует внимание на текстовом портрете, «который формируется как результат восприятия письменно зафиксированного «общения» политического деятеля с реципиентами» (Карнаухова, 2000:9). Размышляя о феномене речевого портрета, Е.Ю.Мягкова и Т.Ю. Сазонова подчеркивают, что речевой портрет в «значительной степени обеспечивает узнаваемость политического деятеля (восприятие его не как посторонней недосягаемой личности, но как соседа, друга и т.п., короче – «своего») и, следовательно, отношение к нему (позитивное или негативное) и его рейтинг» (Мягкова, Сазонова, 2000:78).

А.Г. Баранов, используя когнитивно-прагматический подход, исследует дискурсивный портрет лидера, воссоздавая его по результатам его текстовой деятельности, т.е. анализируя массив текстов политического лидера, выделяя группу текстов определенного речевого жанра, наиболее типичную для этого политика (Баранов, 1998).

В психолингвистике исследован характер и структура ассоциативных портретов (Бедретдинова, 2002), впервые был реконструирован ассоциативно-соматологический портрет носителя татарского языка: «соматологический портрет является некоторой исходной точкой отсчета, позволяющей отграничивать своих от чужих, приписывая и тем, и другим соответствующие характеристики» (Бедретдинова, 2002:8). «Соматологические портреты - свои и чужие – являются опорными точками, помогающими ориентироваться в предстоящих состояниях дел и ходах «событий», которые «обсуждаются» в процессе межличностного/межэтнического общения» (Бедретдинова, 2002:10).

В литературоведении портрет не выделяется как отдельный жанр. Портрет, наряду с пейзажем и интерьером, представляет собой разновидность описания и играет роль композиционного компонента текста (КЛЭб, 1967:894). Как разновидности, выделяют идеализирующий портрет (характерный для высоких жанров литературы), портреты смехового, комедийно-фарсового характера (Хализев, 1999).

В качестве самостоятельной жанровой формы выделяют литературный портрет. Являясь разновидностью мемуаров, определяемых как «повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был» (КЛЭа, 1967:759), литературный портрет соотносится с жанром дневника, документальноисторического очерка, научной биографии и автобиографии.

Хроникальность и фактографичность изложения сближают литературный портрет с жанром дневника, представляющего собой периодические записи о событиях текущей жизни. Однако повествование в дневнике ведется от первого лица, в то время как о герое литературного портрета говорят в третьем лице.

Достоверность, отсутствие вымысла позволяют сопоставить литературный портрет с научными биографиями и документальноисторическими очерками. Литературный портрет, однако, будет характеризоваться большей субъективностью, поскольку автор литературного портрета опирается преимущественно на собственные непосредственные впечатления и воспоминания, на первый план вынося свою точку зрения на описываемое (КЛЭа, 1967:759-761).

Литературный портрет стремится к воссозданию целостного физического, духовного, творческого облика героя или к раскрытию лейтмотива, пафоса его жизни, иногда – в определенный отрезок времени (КЛЭб, 1967:895). Фактологическая точность, преобладание событийных описаний, непосредственное выражение авторской позиции, преобладающая ретроспективность материала – характерные признаки жанра литературного портрета.

Определив конститутивные признаки литературного портрета как жанра, литературоведы выделяют два основных его вида: жанр мемуарнобиографического портрета и жанр художественно-биографического портрета (Альбурзи, 2001).

Объединяющим фактором для вышеназванных разновидностей литературного портрета является наличие в центре реальной, в чем-то примечательной личности, о которой рассказывает автор. Анализируя художественно-биографический литературный портрет в противопоставлении к мемуарно-биографическому, М.Г.Альбурзи выделяет следующие различия (Альбурзи, 2001:162-163):

Критерий для сравнения

художественно-

биографический

литературный портрет

мемуарно-

биографический литературный портрет

по видовой номинации

рассказ или небольшая повесть

очерк
по наличию сюжета обязательно имеет сюжет

сюжет ослаблен или

отсутствует

по временному охвату освещает какой-то яркий, небольшой по времени, примечательный момент (иногда день или несколько часов) как правило, рассказывает о более продолжительном отрезке времени.
по степени фактологической точности художественное произведение, строящееся по всем признакам художественного произведения и допускающее определенные неточности это мемуар, основанный на личных воспоминаниях автора и созданный по методу синтетического обобщения различных фактов из жизни портретируемого, его высказываний и высказываний о нем

Таким образом, возможны психологический, литературоведческий, психолингвистический и собственно лингвистический подходы к понятию «портрет». Для нас представляет интерес анализ жанра политический портрет.

Исследование Т.М. Рысковой, основанное на анализе специальной и публицистической литературы, позволило выделить несколько основных типов политических портретов (Рыскова, 2000):

1) политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет, представляющий собой результат диагностики статуса, потенциальных возможностей и политического влияния лидера как представителя политико-идеологического течения в обществе. В этом случае образ политика подается через призму его принадлежности к политической (общественной) организации, или