Смекни!
smekni.com

Ролевая структура политического дискурса (стр. 25 из 35)

По мнению Ю.К. Пироговой, сила имплицитной информации заключается в том, что она «легко воспринимается адресатом и оказывает влияние на формирование мнения о рекламируемом объекте в обход процедур аналитической обработки информации, осуществляемых человеком» (Рекламный текст, 2000:97).

Рассмотрим некоторые виды импликатур, используемых при выражении оценки героя политического портрета.

Конвенциональные импликатуры чаще всего заключены в риторических вопросах: Почему страна проголосует за молодого? (Импликатура: страна проголосует за молодого). Vladimir Putin - America’s new friend? (Импликатура: Vladimir Putin is America’s new friend).

Теоретические импликатуры основываются на стереотипных представлениях о мире, например: Laura Bush is a reminder of all the things that now seem in jeopardy - home and family and church. Her public role is that of helpmate to her husband, a supporter rather than an initiator.

(Импликатура: Helpmate, supporter → security → safety → stability).

Главные социально-экономические идеи и принципы управления Константина Титова эффективно воплощены в Самарской области. 1991 – Самарская область занимала 68-ое место по экономическим показателям среди всех регионов России. 2000 – Самарская область – в пятерке лидеров среди российских регионов. (Импликатура: Самарская область сделала большой шаг в развитии → Ею правит К. Титов → К.

Титов сможет поднять страну).

Импликатуры речевого общения часто опираются на конструкции с отрицанием, например: Giuliani is not just doing the talk, he is doing the walk.

(Импликатура: другие занимаются болтовней). Константин Титов силен не кремлевскими стенами, а единством российской земли. (Импликатура: другие сильны кремлевскими стенами).

Блок слотов «имиджевые характеристики» включает слоты «харизма», «внешние атрибуты», «манеры поведения», «речевые особенности».

Проанализируем их.

а) Наличие / отсутствие харизмы.

Понятие «харизма» в последнее время стало достаточно популярным и часто употребляемым в СМИ. В переводе с греческого «харизма» (charisma) - это милость, благодать, божественная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достижения спасения (БЭСб, 1991:588).

Ни одна из политических сил сегодня не может даже тявкнуть в сторону Путина, понимая, что немедленно потеряет симпатии населения. Люди поверили Путину, и все тут. Принято считать, что он от рождения обладает особым качеством – харизмой. Это новое слово было введено в оборот политтехнологами. До наступления новой лингвистической эры в нашей стране без труда обходились такими понятиями, как «обаяние», «притягательность» и архаический

«магнетизм». (Власть, 22.02.2000).

Наблюдателей поражал высокий рейтинг доверия Примакову. Пытались по-разному это объяснять. Мое объяснение такое: Примаков обладает редким даром политического гипноза. Его неторопливая манера говорить, очень низкий, внушающий доверие голос, основательный внешний вид создавали у многих людей ощущение уверенности, предсказуемости, чувства, что «этот человек знает, что делает. (АиФ, №40, 1999).

The final stress was on presenting a virtual biography of Clinton in film and speeches. This really enhanced his charisma as nobody knew that he had come from a poor family in hope, Arkansas, and had had an alcoholic stepfather; they thought that a rich father had got him into politics. (Time, November 1996).

В начале 20 века немецкий социолог Макс Вебер исследовал феномен харизмы в общественной жизни. По Веберу, харизмой следует называть «качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям» (Вебер, 1999:55).

Веберовская концепция харизмы ориентирована на «божественное призвание» и «сверхъестественные элементы». Рассуждая о понимании «харизмы» М. Вебером, Ж. Блондель замечает, «аромат» и «сила» харизмы вытекают из иррациональной в своей основе связи, которая, по мнению Вебера, похожа на причащение, когда вера шире, чем принадлежность к конкретной церкви. Его концепция харизматической власти является поэтому целиком и абсолютно эмоциональной, гораздо более эмоциональной (если это возможно), чем связь, существующая между лидерами, их последователями и обществом в традиционном контексте» (Блондель, 1999:430).

Последователи и ученики Макса Вебера продолжили исследования феномена харизматической власти, выявив ее четыре составляющих черты: имидж лидера, согласие, сплочение и эмоции. Имидж подразумевает, что «сторонники верят либо в сверхчеловеческие качества лидера, либо в качества, высоко ценимые в данной культуре». Согласие означает, что «сторонники верят заявлениям, сделанным лидером, и идеям, высказанным им, просто потому, что именно лидер их сделал и высказал». Сторонник сплачиваются потому, что им достаточно, что «лидер дал команду». Что касается эмоций, то «сторонники отвечают лидеру своей преданностью, благоговением или слепой верой, то есть почти теми же эмоциями, что и при религиозном поклонении» (Блондель, 1999:432).

Согласно теории М. Вебера, среди известных истории харизматических персонажей есть основатели мировых религий (Будда, Моисей, Христос); с другой стороны, это великие государственные и военные деятели (Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Ленин, Ганди, Мартин Лютер Кинг). Таким образом, феномен харизмы относительно безразличен к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером может быть и святой, и преступник (Вебер, 1999).

В настоящее время в социологических науках феномен харизмы трактуется не как врожденное свойство, данное человеку от природы раз и навсегда, а как поддающийся анализу набор факторов, которые способствуют восприятию лидера как харизматического, и включают в себя следующие составляющие (Сосланд, 1999):

1) чуждость – для успешного управления другими людьми человек должен прийти со стороны, быть чужаком;

2) приметы, отличающие от других – человек, претендующий на харизматическую карьеру, должен иметь особые отметины, выделяющие его из окружающей массы. Лидер должен быть носителем знаков, по которым его помнят и узнают (это может быть болезнь, увечье, физический недостаток, внешний атрибут, как, например, сигара Черчилля, трубка Сталина, кепка Лужкова);

3) озарение – «голос свыше»; человек получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение;

4) новизна – проявление экстраординарных способностей лидера необычным образом (как, например, тот факт, что Б.Ельцин повел политику по искоренению коммунизма);

5) ритуал – некая театральность, постоянные символы, знаки (гербы, эмблемы, гимны, знамена, обряды), устойчивые правила поведения (например, введенное Рузвельтом регулярное радиообращение к нации);

6) борьба – восстание против норм и авторитетов, действия «слуги народа» по улучшению жизни гонимых и несправедливо обиженных, которые обязательно увенчаются успехом; своеобразный поиск врагов и победа над ними (как, например, борьба Б. Ельцина с коммунистами, Западом, Чечней).

Перечисленные составляющие харизмы взаимосвязаны между собой и подчинены логике завоевания власти. При этом создание харизмы распадается на три части: первая - выделение лидера из толпы, подчеркивание его исключительности и необыкновенности. Этой цели служат его особое происхождение («чуждость»), событие, изменившее всю его жизнь («озарение»), внешние качества и особенности поведения («приметы). Вторая – сплочение последователей, достижение единообразия в их поведении (установление ритуалов). Третья – обеспечение преданности лидеру, нахождение базы для идентификации с ним. При этом объединяющим звеном может выступать общий враг, общая цель, общий успех, борьба «своих» против «чужих» (Сосланд, 1999:89-90).

б) Внешние атрибуты, гарантирующие узнаваемость политика.

Ох уж этот блаженной памяти бывший депутат ГД адвокат Андрей Макаров? Его необъятная шкаф-комплекция осталась навечно в

памяти думской. Сейчас этот «Пьер

Безухов» захаживает в Думу, передвигаясь увальнем по коридорам и ревниво поглядывая по сторонам – есть ли кто его могуче? И впрямь, глядя на думцев селезневского призыва, мысль о том, что страна в кризисе, в голову не приходит… Отбор в Думу велся явно по медицинским метрикам – мелких и голопузых решительно выбраковывали. На фоне сибирского богатыря А. Карелина (Глыба!) ничуть не теряется… Владимир Климов. Третий в а-ля суриковской тройке – Владимир

Катренко. Медведь – он и в Думе медведь, как его ни шойгуй. (КП,

05.05.2001).

Очень часто в текстах политических портретов отмечается необычная внешность лидера: например, привлекается внимание к росту политика, особенностям его прически. Нередко внимание заостряется на специфической жестикуляции политика, необычной мимике.

Изувеченная правая рука, слабость к спиртному, автомобиль «Москвич», падение в реку.Особенность Ельцина заключалась в том, что все эти «стигматы» подчеркивали скорее близость к народу, чем выделяли его. (Власть, 22.02.2000).

Впрочем, животные сравнения действуют не на всех: узнав, что коллеги по Думе называют его «Бомбой», Жириновский отреагировал спокойно: «Да пускай зовут хоть сусликом, меня уже ничем не удивишь!» (КП, 19.10.2000).

К внешним атрибутам относятся и особенности одежды политика, специфические детали, ассоциирующиеся с его именем.

If you look back, you see that the first ladies tended to focus on just a few issues, for example, Lady Bird Johnson with always having wildflowers and beautification. (Newsweek, January 2002).

в) Манеры поведения: