Смекни!
smekni.com

Современная психология труда Толочек В А (стр. 87 из 105)

394 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

12.10. Парадигмы психологии труда1

Выделим два типичных и крайних подхода к проблеме профессионального самоопределения человека как субъекта труда. Один из них условно назовем «западная парадигма», «рыночная парадигма» (Д. Сыопер, Г. Шихи и др.), в рамках которой профессиональное становление и карьера изначально рассматриваются как «чередующиеся выборы» по критерию рациональности. Противоположна ей отечественная парадигма «социалистического реализма», в крайних проявлениях которой возможность коренных изменений внешней социально-экономической ситуации в регионе, переструктуризации экономики в стране не предполагается; недооценивается возможность «неконструктивных» и острых возрастных, личностных, профессиональных кризисов, следствием которых может быть низкая продуктивность человека как субъекта труда и его профессиональные деструкции; имеют место четко фиксированные стадии периодизации развития и становления карьеры, которые человек проходит только один раз. Предполагается одно профессиональное образование, одна профессия на всю жизнь; профессиональные династии считаются исключительно позитивными явлениями и т. п.

В конце XXв. заявляет о себе «прогрессивная парадигма»: от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь; признается и одобряется высокая динамика исторических тенденций в понимании развития человека и факторов его развития как субъекта труда («Кто был никем, тот станет всем»); синусоида карьерного движения; легкость и возможность преодоления периодических кризисов, способность «восставать из пепла» и т. п.

Можно также выделить некоторые исторические тенденции изменения трудовых отношений субъектов совместной деятельности, динамики и «цены» успеха, его вероятности, его «технологичности». Отношения человека к его трудовым функциям (служебным, профессиональным обязанностям) периодически переосмысливаются заново. Проиллюстрируем это поговорками, принципами, личностными позициями, особенностями социальной рефлексии, метафорами,

' Автор предлагает рассматривать характер изложения материала главы как тест на профессиональную зрелость читателя. Традиционные проблемы психологии нами раскрываются в разных контекстах, разных научных парадигмах, языком разных понятийных систем. Таким образом можно обозначать контуры старых и новых научных парадигм, пусть еще не принятых широко в психологии. Но что мешает нам опередить свое время?

12.10. Парадигмы психологии труда 395

которые в разное время принимались за образцы («бытийные ценности» по А. Маслоу): «На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся» — этический принцип российского дворянства (XVIIIв.); «Или грудь в крестах, или голова в кустах» — служащие, казаки (XVIH-XIXвв.); «Люди чаще капитулируют, чем терпят поражение» — Г. Форд (середина XXв.); «Если вы недовольны тем местом, которое занимаете, — смените его!», — Джим Рон (XXв.).

С середины XXв. ученые пристально и последовательно изучают психологические технологии воздействия человека на человека, технологии «успеха» и т. п. Наиболее известный прецедент в той области — НЛП (нейролингвинистическое программирование), одно из направлений которого даже получило метафорическое наименование «стратегии гениев».

Еще в первой половине XXв. доминировала идеология природной одаренности человека. В первой четверти внимание уделялось социальным факторам личностного развития (например, А. Адлер говорил о важности порядка рождения ребенка в семье; Л. С. Выготский считал все высшие психические функции отношениями социального порядка). Середина XXв. — это «время кардинальных перемен» (Б. М. Теплов интерпретировал психофизиологические предпосылки развития психологических качеств как диалектические комбинации достоинств и недостатков в адаптации к среде; А. Маслоу1 ввел понятие «самоактуализация»; К. Роджерс2 утверждал позицию «безусловного принятия» другого человека; в когнитивной психЪлогии возник термин «самоэффективность» и т. п.). В конце XXв. уже стало можно говорить о доминировании и диктате техники, технологий, психотехнологий, обещающих все возможное и невозможное. Достаточно купить очередную книгу, посетить новьш тренинг, немного но-медитировать — и успех в жизни обеспечен («Все куплю, сказало злато...»).

Часто забывают о том, что никто еще не отменял условия довольно жесткого социального отбора, где более значимы не абсолютные, а относительные результаты, пусть незначительное, но преимущество одного претендента на успех, на должность, на награду за труд пе-

' Маслоу Абрахам (1908-1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, автор авторитетной концепции личности, одним из ключевых понятий которой является «самоактуализация».

- Роджерс Карл Рэисон (1902-1987) — американский психолог и психотерапевт, один из лидеров гуманистической психологии, создатель «психотерапии, центрированной на человеке».

396 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

ред другими. Уходит в прошлое смирение и спокойное принятие человеком обстоятельств своей жизни («Бог дал, Бог взял», «Глаза боятся, руки делают», «Стерпится — слюбится» и т. п.).

Причину кардинальной смены научных парадигм в психологии следует искать не только в логике развития самой науки, но и в доминирующих в обществе идеологиях. Так, например, не все ценности православного и католического христианства разделяются протестантизмом, послужившим идеологической опорой становления нравственных ценностей развивающегося капитализма.

Изменяющееся со временем понимание закономерностей развития психики можно объяснять доминирующими в социальных науках парадигмами (Т. Кун), все более точным и адекватным пониманием объекта исследования как последовательный отказ от более слабых гипотез в пользу более сильных (Д. Кемпбелл), реальным изменением «веса» разных детерминант в разных социально-культурных условиях жизнедеятельности человека.

Выделим эти исторические тенденции. 3. Фрейд понимает периодизацию как процесс естественного развертывания природных сил. Периодизация есть видоизменение «формы» при инвариантном «содержании», она есть адаптация отдельного, изолированного человека к социуму в целом на уровне поверхностных приспособительных психологических механизмов, защищающих и скрывающих неизменное, примитивное, агрессивное, эгоистическое «оно». Периодизация предстает не более как стадии биологического созревания организма в специфических условиях внешней среды — общества.

Чуть позже в объяснении взаимодействия человека и общества у П. П. Блонского появляется новый момент: благоприятная социально-историческая среда способствует более быстрому или более продолжительному развитию, появлению и полноценному развертыванию отдельных фаз психосоциального развития, например юности.

Хронологически более поздняя периодизация Ж. Пиаже повторяет ту же логику, но уже с иным акцентом — с более выраженным дуализмом: человек есть существо биологическое (латентный тезис); человек есть существо разумное (явный и доминирующий тезис). Психическое развитие тождественно созреванию, ведущую роль в котором играет «рацио» — интеллект, за интеллектом вынужденно следуют другие психические и физические функции. Периодические смены «формы» развития подтягивают его «содержание».

В этот исторический период у многих ученых (3. Фрейда, Ж. Пиаже, П. П. Блонского и других), однако, прослеживается общее: 1) есть

12.10. Парадигмы психологии труда 397

внутренняя и внешняя среда (тождественно — общество); 2) среда так или иначе противостоит природе человека; 3) темпы и полноценность психического развития зависят от жесткости среды; 4) все развитие человека происходит в его первоначальный период жизни; последующая его история уже не имеет решающего значения.

У Л. С. Выготского в понимании взаимодействия природы человека и среды появляются новые постулаты: 1) социальная среда целиком и полностью определяет те формы и тот путь, которым будет следовать психическое развитие; 2) во взаимодействии природы человека и среды различаются две основные фазы — продолжительные стабильные периоды, когда происходят микроскопические изменения и роль среды незначительна, и короткие критические — когда изменения капитальны, кардинальны, «революционны», когда роль среды определяющая.

Введение категории «деятельность» в проблематику периодизации А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным сопряжено с коренным изменением самой научной парадигмы. «Деятельность» выступает как механизм, компонент, условие, опосредствующие взаимодействия человека и его природы с социумом. В деятельностно.м подходе («деятельностной парадигме») роль человека в его собственном развитии сразу же значимо возрастает: он выступает в качестве активного субъекта, который формирует себя сам в процессе своей деятельности (по образцу — согласно механизму «интериоризации/ экстериорнзации», по механизму функциональных систем, соответственно экзистенциальным принципам и пр.). Но «ведущая» деятельность сама задана культурно-историческими традициями отношений человека (ребенка) с обществом в каждом его возрастном периоде. Следовательно, оставляя человеку большую долю свободы в формировании себя, общество гибко, но тем не менее твердо направляет и последовательно управляет его развитием: от жесткой цепи процессов интерио-экстерпоризацни (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) до менее однозначно взаимодетерминированных (С. Л. Рубинштейн). Соответственно в сравнительно молодом возрасте человек, достигнув последней доминирующей «ведущей деятельности» — профессионально-учебной — невольно и неизбежно обретает и свою «форму» на всю последующую жизнь.