Смекни!
smekni.com

Современная психология труда Толочек В А (стр. 92 из 105)

416 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

ляющих» человека, как «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность».

Рассмотрим содержание этих понятий. В последние десятилетия наименьшие изменения содержания претерпело понятие индивид, означающее неповторимую совокупность признаков, присущих отдельному человеческому организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих данному виду [ПО, с. 131]. Определение понятия в другом авторитетном словаре: индивид (от лат. indi-viduum— неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, продукт онтогенетического и филогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность [109, с. 135-136].

В акмеологическое изучение человека интегрировано особое понимание его сущности как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, проявляющихся в таких феноменах, как жизненный путь личности, субъект жизнедеятельности, активная жизненная позиция, самореализация, профессионализм, индивидуальный стиль и др.

Если в психологии субъект (от лат. subyectum— подлежащее) понимается как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира. Субъект — это человек, познающий и преобразующий окружающий мир» [ПО, с. 360]; как «индивид или группа — источник познания и преобразования действительности; носитель активности» [109, с. 389]; то при акмеологическом подходе понятие субъекта несет дополнительную смысловую нагрузку. Субъект — это не только особое отношение человека к миру и к деятельности в частности, но и особое качество, которое человек может обретать по мере своего развития, в зависимости от степени интеграции внешних и внутренних условий и принятия роли активного субъекта своей жизнедеятельности [5, 6]; это человек на высшем для себя уровне активности

1 3.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность 417

и профессионализма, человек как творец собственной истории, как воплощение качественно определенного способа саморегуляции и самокоординации всех психических процессов, состояний, свойств и возможностей личности, как важнейшее из бесконечно противоречивых качеств человека [1, 2, 24].

Если в психологии индивидуальность (от лат. individuum— неделимое, особь) традиционно понимается как «неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры» [НО, с. 129]; как человек, «характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость» [94, с. 136], то при акмеологическом подходе понятие индивидуальности человека обретает новое смысловое содержание и выступает как одно из ключевых понятий феномена «человек».

В широкой естественно-научной постановке проблемы человека как предмета познания Б. Г. Ананьева [6, 7] понятие индивидуальности занимает центральное место. Именно в индивидуальности интегрируются другие проявления человека как представителя определенного биологического вида, опосредствуемые его онтогенезом, человеческой историей, его жизненным путем. Индивидуальность человека, таким образом, понимается как триединство индивида, личности и субъекта деятельности.

Рис. 13.3. Обшая структура человека и взаимосвязи развития его свойств

14 Зак. 1109

418 Глава 1 3. Человек как активный субьект своей жизнедеятельности

Очевидно, что акмеологическое понимание основных качеств человека предполагает не только их концептуальное выделение, но и эмпирическое обоснование. При дифференциально-психологическом подходе с опорой на обширную эмпирическую базу феномены и процессы становления высших качеств человека могут рассматриваться как «интегральная индивидуальность» [64, 92].

Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека. Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначил понятием интегральная индивидуальность (ИИ) и рассматривал ее как объект междисциплинарного исследования, как объект исследования всех наук о природе и обществе [64, с. 10]. Теория ИИ возникла в русле дифференциальной психофизиологии, что и предопределило ее особенности. Согласно теории, ИИ есть частный случай саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, состоящих из относительно замкнутых подсистем метасистемы «человек-общество». ИИ — это не совокупность особых качеств и свойств человека, а особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности. ИИ — это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды. ИИ содержит ряд иерархических уровней свойств человека: биохимический, физиологический, психологический, личностный, социально-психологический уровни. Свойства находятся между собой в особой зависимости, организованы в подсистемы и структурированы по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними. В свойствах разных уровней проявляются разные этапы развития материи. В ИИ выделяют ряд подсистем: а) индивидуальных свойств организма (ее подсистемами являются биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); б) индивидуальных психических свойств (ее подсистемы — темперамент и личность); в) социально-психологических свойств (ее подсистемы — социальные роли в группах и социально-исторических общностях) [64, 92].

В становлении индивидуальности человека, согласно теории В. С. Мерлина, выделяются два основных феномена — ИИ как своеобразное объединение всех его свойств в процессе развития и функционирования и индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как своеобразие активной адаптации человека к среде (к условиям профессиональной деятельности, специфике контактных социальных

1 3.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности 419

групп и общества в целом). Становление ИИ и ИСД взаимосвязано, при этом ИСД рассматривается как психологическая система, опосредствующая взаимодействия индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. ИСД выполняет системообразующую функцию. Стили можно различать соответственно иерархическим уровням ИИ человека [92].

В своем развитии, как уже отмечалось, теория ИИ восходит от первоначального изучения взаимосвязей и взаимодействия биологически обусловленных свойств человека с некоторыми условиями его деятельности (профессиональной и учебной) к изучению его взаимодействия с социальной средой в целом, в процессе которого и формируется его ИИ. Именно в результате этих процессов, сменяющих друг друга на протяжении всей жизни, человек развивается и достигает пика своих возможностей, своего «акме». Одним из основных механизмов становления ИИ выступает ИСД как психологическая система сопряжения, согласования индивидуальных особенностей человека с социально заданными приемами и способами деятельности, поведения, образа жизни [64, 92].

13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Функциональные соотношения понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность» наглядно представлены в пентабазисе В. А. Ганзена [35J. Аналогичную структуру и функциональные отношения составляющих человека дает В. А. Петровский, оперируя понятием «личность» как центральным феноменом. Динамику содержательного развития всех понятий можно анализировать, сравнивая научные концепции 1930-1960-х гг. (3. Фрейд, Э. Берн, А. Маслоу — см. гл. 5, рис. 5.1 и 5.2) и концепции конца столетия (например, Д. А. Леонтьев [84]).

Хронологически одним из первых устоявшихся в современной науке понятий, отражающих активность человека как субъекта своей жизнедеятельности, можно считать «самоактуализацию» в гуманистической психологии А. Маслоу. В русле когнитивного бихевиоризма такая активность получила наименование «интернальности» и «самоэффективности». В психоанализе близким по смыслу является понятие «идентичность» по Э. Эриксону, в акмеологии — «са-

420 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

мореализация», «самодетермпнацпя», «зрелость», «профессионализм» [19, 46, 47]. Внимание В. А. Петровского, В. Н. Дружинина, Б. А. Вяткина и других привлекает феномен «надситуативная активность» [53, 641.

Понятие «человек как активный субъект своей жизнедеятельности» было сформулировано и развито ближайшими учениками С. Л. Рубинштейна — К. А. Абульхановой-Славской и А. В. Брушлипским [1, 2, 24]. Содержание данного феномена-давно и последовательно разрабатывается отечественными учеными. Одной из его предпосылок является категория «активности» (И. А. Джпдарьян, С. Л. Рубинштейн), связанная с фундаментальным методологическим принципом нашей психологии — принципом активности субъекта.