Смекни!
smekni.com

Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние (стр. 2 из 39)

Пособие содержит материалы из документов Государственных архивов, Курганского областного и Шадринского краеведческих музеев, материалы региональных средств массовой информации, цитаты из бесед с современными меценатами, локальные акты, регулирующие благотворительную деятельность общественных организаций, предприятий и учреждений.

Приведенные в конце каждого раздела задания для самостоятельной работы актуализируют использование данного пособия в качестве дидактического средства при заочном или дистанционном обучении.

В списках источников информации используются следующие сокращения:

ГАКО – Государственный архив Курганской области.

ГАШ – Государственный архив в г. Шадринске.

ГАТ – Государственный архив в г. Тобольске.

ГАТюм – Государственный архив в г. Тюмени.

ГАОО – Государственный архив Омской области.

ГАЧО – Государственный архив Челябинской области.


Глава 1. Благотворительные учреждения

Тема 1.1 Благотворительные учреждения гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.

В ХIX в. в Южном Зауралье (на территории современной Курганской области) наиболее развитыми населенными пунктами были провинциальные купеческие гг. Курган и Шадринск, которые не оставались в стороне от объективных процессов развития призрения и попечения.

Курганская богадельня появилась первой из благотворительных учреждений в Кургане. Она была построена на деньги Троицкой церкви. Вероятно, деревянные дома богадельни сгорали несколько раз, потому что на карте конца XVIII в. богадельня указана к западу от церкви, на месте современного универмага, а на карте 1810 г. землемер Плотников обозначил ее уже к востоку от алтаря, ныне территория, занятая филармонией.Если в 1830-е гг. богадельня еще упоминается в различных ведомостях, то в 1840-е годы ее уже нет ни в документах, ни на картах. И только в конце 1860-х гг. в городе вновь появилась необходимость в ней. Бюджет города не позволял выделить необходимую сумму на покупку дома и оборудования. В 1868 г. Сибирь посетил Великий Князь Владимир Александрович. Эта поездка подняла по всей Сибири волну благотворительности. И хотя юный князь в г. Курган не заезжал, городское общество решило учредить в память посещения Тобольской губернии Великим Князем богадельню с присвоением ей звания «Курганская Владимирская богадельня».

18 июня 1869 г. на деньги, собранные курганским обществом в виде пожертвований, был куплен дом у надворной советницы А.В. Дурановой на Береговой улице (ныне ул. Климова). 21 февраля 1871 г. Устав богадельни утвержден министром Внутренних дел.

В период с 1868 г. по 1871 г. пожертвовано на нужды богадельни около 6 тыс. руб. Основными жертвователями были купцы (например, купец Егор Папулов передал на богадельню 1100 руб.), подавшие пример и малоимущим слоям населения, которые внесли посильную лепту – всего 289 руб. 80 коп. Деньги потратили на приобретение дома, его ремонт, купили одежду на 85 руб. 75 коп., столовую и кухонную посуду и пр. Поскольку население богадельни ожидалось преклонного возраста, наняли стряпку и прачку, купили корову за 15 руб. Даже такая роскошная вещь, как самовар, была приобретена за 4 руб. 60 коп. По тем временам это были большие деньги.

В день открытия 15 июля 1871 г. в богадельню поступило 20 человек, как и было предварительно рассчитано, но уже к 1 января 1872 г. осталось только 12 человек. Уж слишком больны и стары были жильцы. У 10 женщин-богаделок возрастные границы 55-81 год, а у 13 мужчин 50-108 лет, и только один был 35-летний, ссыльнопоселенец Иван Голиков, больной и одинокий.

Богадельню обслуживало шесть человек, получавших весьма умеренную плату за месяц. Надзирательнице платили 8 руб., стряпке – 3 руб. 50 коп., горничной – 2 руб. 50 к., прачке – 7 руб., водовозу – 3 руб. 75 к., сторожу – 3 руб. Надзирательницей долгие годы была М.В. Яковлева, которая в 1893 г. подала в городскую Думу прошение о предоставлении ей места в богадельне, которой она долгие годы управляла, где и закончила свой век. На погребение умерших в богадельне выделялось 3 р.50 к.

В 1884 г. на средства Мариинского попечительства для призрения слепых в Курганской богадельне были учреждены две кровати для слепых.

Содержание богадельни осуществлялось на средства Курганской городской управы и пожертвования. Смета ежегодно составлялась с учетом количества призреваемых, которое колебалось от 20 до 33 человек. По смете из управы получали две тысячи (небольшие ежегодные колебания). Хотя богадельня жила скромно, средств не хватало. Пришлось завести огород, за пахоту которого платили 60 коп., остальные работы делали сами. Продукты старались закупать во время ярмарок оптом, имея в виду, что на одного человека расходуются в день фунт (400 г) пшеничной муки, полфунта – ржаной, фунт говядины, чуть меньше фунта баранины, столько же сливочного масла. В году было 104 скоромных дня, когда можно было есть мясо и молочные продукты, в остальные дни пользовались растительным маслом – конопляным и льняным, подсолнечное масло в округе почти не употребляли. Закупались крупа, соль, солод на квас, овощи, яйца (только к Святой Пасхе – 100 штук на богадельню). Кроме съестных припасов, необходимо было ежегодно покупать одежду и обувь, содержать корову, планировать ремонт здания и всякие мелочные расходы.

Богадельня закрылась уже в советское время.

Курганский ночлежный дом был благотворительным заведением для нищих и бездомных. В центральных губерниях подобные дома стали появляться в конце 60-х гг. XIX в., и самым знаменитым был московский ночлежный дом у Хитрова рынка, с которого М. Горький писал свою пьесу «На дне». В г. Кургане ночлежный дом был выстроен на средства города (по смете – 2472 руб. 36 коп.) Открытие дома состоялось в 1880 г. Рассчитан он был на 60-70 человек.

В первый год существования его услугами ежедневно пользовались 40-60 человек, но с каждым годом число клиентов увеличивалось. Когда стали строить железную дорогу и станцию в г. Кургане, крестьяне, ринувшиеся на эту стройку и не имевшие в городе приюта, шли в ночлежный дом.

Заведение было открыто с 6 часов вечера до 7 часов утра. За 5 копеек клиенты получали ночлег и чай с куском хлеба. Отопление, освещение, ремонт здания, плата сторожу – все из средств города, хотя ночлежный дом имел свой капитал – 1103 руб. Ежегодно снимали со счета только процент с капитала, а основная сумма оставалась в банке. Ночлежный дом находился в ведении окружного исправника, но 3 марта 1893 г. состоялось постановление курганской городской Думы о передаче его в распоряжение Дамского попечительского комитета. Это было удобно, потому что оба здания стояли рядом на Троицкой площади.

Знаменитый курганский благотворитель – купец 1-й гильдии Д.И. Смолин как председатель Курганского Комитета по разбору и призрению нищих в 1890 г. начал финансировать из личных средств бесплатное питание ночлежников в благотворительной столовой Дамского попечительного комитета (см. п. 2.1 настоящего пособия). В 1893 г. к ночлежному дому было пристроено помещение, в котором открыли свою столовую для бедных. Это привлекало все больше бездомных, безработных, нищих. Иногда не хватало места на нарах, потому что являлось на ночь 150-160 человек, и тогда спали под нарами на полу. Такой наплыв продолжался и после октябрьской революции, пока в ноябре 1924 г. Курганский горсовет не принял решение закрыть ночлежный дом.

Николаевское детское убежище было открыто в Кургане в конце ХIХ в. Купец Д.И. Смолин, много сделавший для города, в 1889 г. покупает усадьбу и строит двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте для детского приюта. Дом этот в перестроенном виде сохранился на углу ул. Климова и Комсомольской, когда-то Береговой и Думского переулка. Провели тщательную отделку здания, закупили необходимое оборудование и 9 ноября 1890 г. открыли Детское убежище, рассчитанное на 20 детей. Приют содержался на проценты с капитала в 15 тыс. рублей, которые были положены Д.И. Смолиным в банк на счет убежища.

В 1890 г. в городе обсуждался вопрос о присвоении приюту имени Д.И. Смолина, но путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича по Сибири изменило эти планы. В память об этом событии решили присвоить приюту 1 октября 1891 г. название «Никольское детское убежище», на что получили согласие Великого Князя.

Благодаря Д.И. Смолину каждый ребенок имел свою отдельную кровать с чистым бельем, опрятную одежду, пользовался питательной и здоровой пищей. Долгое время, со дня основания и до конца 1908 г., попечительницей убежища была Е.Ф. Смолина, а начальницей (надзирательницей) Е.Е. Новикова. От этих женщин зависел отбор детей в приют. Детей младше трех лет вообще не принимали, они требовали большого ухода за собой. Для помещения ребенка в убежище родители или опекуны должны были представить доказательство своей бедности и невозможности дать ребенку воспитание. С тринадцатилетнего возраста детей обучали ремеслам, а по достижении школьного возраста они посещали церковно-приходскую школу.

Дисциплина в приюте была жесткой. Ребята никогда не пропускали школьных занятий. Вернувшись после уроков и отдохнув, принимались выполнять заданное на завтра. Девочки обязательно занимались рукоделием, их приучали к женскому хозяйству, обучали кулинарному искусству и, выйдя из приюта, а оставаться в нем можно было до 18 лет, девочки нанимались в горничные, либо в швейные мастерские. А если этим бесприданницам удавалось выйти замуж, они становились хорошими хозяйками. С мальчиками было сложнее, потому что никакому конкретному делу их не учили. И, даже окончив курс в уездном училище, они выходили из убежища одетыми и обутыми, но бездомными, без специальности. Если у них не было родственников, то они становились обитателями ночлежного дома или шли на неквалифицированную работу.